Глагол, как самостоятельная часть речи. (5 класс) презентация

Содержание

Общее грамматическое значение Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Слайд 1Глагол
Уроки в 5 классе


Витомскова Е.В.


Слайд 2Общее грамматическое значение

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие

или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?


Слайд 3
Инфинитив – начальная (неопределённая) форма глагола.
-ТЬ
-ТИ
-ЧЬ


Слайд 4СОВЕРШЕННЫЙ - НЕСОВЕРШЕННЫЙ
Дима учил правила, но не выучил.
Саша долго учил правила

и выучил их назубок.
Как с точки зрения языка объяснить полученную Димой двойку за урок?

Несов.

Сов.


Слайд 5 МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ Постоянные
1.

Вид глагола

совершенный

несовершенный

что сделать?

что делать?

свершившееся, результативное действие

продолжительное, повторяющееся действие


Слайд 6Видовая пара
ВЫУЧИЛ – УЧИЛ
Глаголы одной видовой пары могут различаться:
приставками: учил -

выучил
суффиксами: кричать – крикнуть
ударением: срезать – срезать
Иногда видовая пара образуется двумя глаголами с разными корнями: говорить - сказать

Слайд 7«Продолжи рассказ»
Константин не поленился
И неплохо потрудился:
Сделал нынче столько дел!
Суп сварил, с

горы скатился…

Была я малышкой,
Играла пустышкой,
Гуляла с братишкой
И с няней мартышкой.
Я пела, плясала…


Слайд 8«Выше руки»
Правая рука – инфинитив совершенного вида.

Левая рука – инфинитив несовершенного

вида.

Рук не поднимать – не инфинитив.

Слайд 9-ЫВА (-ИВА) или –ОВА (-ЕВА)


Суффикс в личной форме глагола сохраняется?

ДА
НЕТ
-ЫВА (-ИВА)
-ОВА

(-ЕВА)

заглядываю - заглядывать

обрадуюсь - обрадоваться


Слайд 10Переходность глагола


Слайд 112. Переходность глагола
Глаголы
переходные
непереходные
действие переходит на предмет
действие не переходит на предмет
сочетается с

сущ. в В.п. без предлога

НЕ сочетается с сущ. в В.п. без предлога

видеть (кого? что?) КОШКУ, ГАЗЕТУ

прыгать (кого? что?) КОШКУ, ГАЗЕТУ


Слайд 13состоять-ся
рассаживать-ся
толкать-ся
смеять-ся


Слайд 143. Возвратность

Постфикс –СЯ – теперь понятно –
Делает глагол возвратным!
Все возвратные

глаголы непереходные!


Слайд 16Говори правильно!
мылась – мыла СЕБЯ
одевалась – одевала СЕБЯ
извинялась - …
постиралась -


убиралась (в комнате) - …

Правильно!
Извините меня!

Правильно!
Убирать комнату.
Сегодня надо постирать.


Слайд 17«Маленькие волшебники»
Задание: превратите переходные глаголы в возвратные. Постфикс выделите.
Обувать, обувает, занимает,

занимать, шепчет, шептать, давит, забыть, идти, возмутить, убегать.

Проверь себя!
Обуваться, обувается, занимается, заниматься, шепчется, шептаться, давится, забыться, возмутиться.


Слайд 18

4. Спряжение -это изменение глагола по лицам и числам.


Слайд 20Гнать, держать, слышать, дышать.
Смотреть, видеть, вертеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, терпеть.


Слайд 21БЕЖАТЬ, ХОТЕТЬ
ед. ч.
мн.ч.
I
II
III
хочу
бегу
хочешь
бежишь
хочет
бежит
хотим
бежим
хотите
бежите
хотят
бегут


Слайд 22Спишите текст, расставьте знаки препинания. У глаголов укажите все постоянные признаки.

Орфограммы объясните.

Открывает_ся занавес и на манеж выходит слон. Акробаты фокусники ж_нглёры см_няют друг друга на арен_. Вот появляются клоуны чтобы рассмешить весь зал. Мне нравит_ся здесь всё воздушные г_мнасты дрессированные звери с_лачи с огромными гирями. Ц_рковое представление чудесное зрелище.Так и хочет_ся спросить А вы ребята любите ц_рк?


Слайд 23Понаблюдайте! Запишите предложения, подчеркните формы одного глагола.
Я прочитал эту книгу.
Я прочитал бы

эту книгу, если бы было время.
Прочитай эту книгу: много полезного найдёшь в ней для себя.

Слайд 24Понаблюдайте! Запишите предложения, подчеркните формы одного глагола.
Я прочитал эту книгу.
Я прочитал бы

эту книгу, если бы было время.
3. Прочитай эту книгу: много полезного найдёшь в ней для себя.

Слайд 25Непостоянные признаки 1. Наклонение глагола
Условное
Изъявительное
Повелительное
условие, условный, условиться
повелевать,
велеть, повелитель

явный, явь, наяву
явиться


Слайд 26Непостоянные признаки 1. Наклонение глагола
Условное
Изъявительное
Повелительное
План:
Значение.
Образование.
Изменение.
Правописание.


Слайд 27Непостоянные признаки 1. Наклонение глагола


Слайд 28Условное
Повелительное
1.
З
Н
А
Ч
Е
Н
И
Е
Обозначают действие нереальное
возможное
желательное
которое побуждают (просят, приказывают) сделать


Слайд 29Условное
Повелительное
2.
О
Б
Р
А
З
О
В
А
Н
И
Е
глагол прош.вр.
+
частица бы (б)

прочитал бы
основа наст. (будущ.) вр. + и (или

без него)

кричат – крич-и (ед.ч.)
крич-и-те (мн.ч.)


Слайд 30Условное
Повелительное
2.
О
Б
Р
А
З
О
В
А
Н
И
Е
2)частицы пусть, пускай, да + форма 3 лица
пусть читает

3) частица давайте

+ форма 1 л. мн.ч.
давайте почитаем



Слайд 31Условное
Повелительное
3.
И
З
М
Е
Н
Е
Н
И
Е
по числам
по числам
жарь -жарьте
по родам
по временам не изменяются
по временам не изменяются


Слайд 32Условное
Повелительное
4.
П
Р
А
В
О
П
И
С
А
Н
И
Е
бы (б) пишется раздельно

готовь – готовьте;
спрячь - спрячьтесь


Слайд 33Изъявительное
1.
З
Н
А
Ч
Е
Н
И
Е
Обозначает действие реальное
которое происходило, происходит, будет происходить


Слайд 34Изъявительное
3.
И
З
М
Е
Н
Е
Н
И
Е
по временам
по числам (в наст., буд., прош. вр.)
по родам (в прош.

вр.)

по лицам (в наст. и будущ. вр.)


Слайд 35Изъявительное
4.
П
Р
А
В
О
П
И
С
А
Н
И
Е
личные окончания глаголов;
буква перед –л- в прош. вр.;
-тся, -ться


Слайд 36Непостоянные признаки 1. Наклонение глагола
Условное
Изъявительное
Повелительное
число
бросил (и) бы
род (в ед.ч.)
бросил (а) бы
лицо
брось


пусть бросит

число
брось-бросьте

2. время

3. число
4. род (в ед.ч.)
бросил (а,и)

прошедшее

настоящее

будущее

число
5. лицо

число
лицо


Слайд 37Синтаксическая роль
В городе наступила весна.
Жить – Родине служить.


Слайд 39Домашнее задание
Пис. упр. 632;
стр. 226-228 читать упр. 640 (первые пять

слов),
641 (1,2 – первые два столбика).
Дополнительно: упр. 634 (устно),635 (п), 644 (1,2 – п.)


Слайд 40Домашнее задание
1. Подготовиться к сдаче конспекта (устно + тетради).
2. Ко Всемирному

Дню здоровья подготовить агитационные листки о вреде компьютера (телевизора), о необходимости заниматься спортом, о правильном питании и т.п. Обязательное условие: использовать глаголы всех наклонений (ОФОРМИТЬ!)
3. Сделать морфологический разбор двух глаголов в изъявительном наклонении из своего агитационного листка.
3. Повторить правописание глаголов, синтаксический разбор предложений, наклонения.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика