Слайд 1Умственная отсталость
профессор Яковлев В.А.
Методические материалы для врачей гериатров и клинических психологов
Слайд 2Умственная отсталость
У́мственная отста́лость — стойкое недоразвитие уровня психической, в
первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной до трехлетнего возраста органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом.
Слайд 3Эмиль Крепелин
(15.02.1856-07.101926 гг.)
Термин «олигофрения» был впервые введен в XIX
веке немецким психиатром Эмилем Крепелином.
Слайд 4Исторические аспекты
Первые упоминания о людях с интеллектуальными нарушениями были обнаружены у
римлян, которые иногда держали «дураков» для развлечения домовладельцев и их гостей. Эти люди находились на содержании у богатых, и с ними неплохо обращались.
XVI в. Мартин Лютер, немецкий теолог, отец Реформации 1517 года, объяснял, как странная внешность и поведение ребенка (наиболее вероятно, ребенка с умственной отсталостью, но это заболевание еще не было известно в то время) связаны с одержимостью дьяволом.
Слайд 5XVIII в. Господствующее неправильное понимание и лечение людей с умственной отсталостью
начало изменяться к концу XVIII столетия, подпитываемое обнаружением одичавших или «диких» детей, таких как Виктор, «дикий мальчик из Авейрона», и распространением гуманистических усилий помочь другим угнетаемым или игнорируемым группам, таким как рабы, заключенные, душевнобольные и люди с физическими недостатками.
XIX в. В середине XIX века доктор Самуэль Дж. Хоу открыл первое гуманистическое учреждение в Северной Америке для людей с умственной отсталостью — Массачусетскую Школу для слабоумных детей и детей-идиотов.
Слайд 6XX в. Президент Джон Кеннеди, сестра которого страдала задержкой психического развития,
сформировал Президентскую Комиссию по умственной отсталости в 1962 году и создал национальную программу для борьбы с умственной отсталостью.
Слайд 7Умственная отсталость
Олигофрения — форма психического недоразвития. Характеризуется
недоразвитие всех нервно–психических процессов, в большей степени наблюдаются нарушения подвиж-ности внутренних процессов в интел-лектуально–речевой сфере и в меньше сте-пени — в сенсомотор-ной.
Деменция — стойкое ослабление познава-тельной деятельности, приводящее к снижению критичнос-ти, ослаблению памя-ти, уплощению эмо-ций. Носит програди-ентный характер.
В детском возрасте деменция может возникнуть в результате органических заболеваний мозга, воспалительных заболеваниях мозга, а также вследствие сотрясений и ушибов мозга.
Слайд 8Причины умственной отсталости
Экзогенные
Эндогенные
Слайд 9Этиологические факторы
Наследственные, в том числе связанные с повреждением генеративных клеток
Внутриутробные,
действующие на зародыш и плод
Перинатальные и первых 3 лет вне утробной жизни
Слайд 10Диагностический критерии умственной отсталости
Клинический - наличие органического поражения головного мозга;
Психологический
- стойкое нарушение познавательной деятельности;
Педагогический - низкая обучаемость.
Слайд 11Распространенность степеней
умственной отсталости
Слайд 12Распространенность умственной отсталости
в общей популяции
Общая популяция
Умственная
отсталость
1-3 %
Слайд 13Соотношение клинических и психометрических оценок тяжести умственной отсталости (IQ)
Слайд 14
Степени
умственной отсталости
согласно:
МКБ-9
Дебильность - самая слабая степень умственной отсталости, обусловленная задержкой
развития или органического поражения мозга плода. При нерезко выраженной дебильности ребёнок может внешне мало отличаться от сверстников.
Имбецильность - средняя степень слабоумия. Речь и другие психические функции развиты больше, чем при идиотии, однако лица с имбецильностью не обучаемы, нетрудоспособны, им доступны лишь элементарные акты самообслуживания.
Идиотия - глубокая умственная отсталость с почти полным отсутствием речи и мышления, потребностью в постоянном уходе и надзоре.
Слайд 15МКБ-10
легкая (IQ 40-69)
умеренная (IQ 35-49)
тяжелая (IQ 20-34)
глубокая (IQ < 20)
Слайд 16Олигофрения
Дифференцированная
Недифференцияруемая
Слайд 17Олигофрении,
обусловленные наследственными факторами
Истинная микроцефалия
Дизостотические формы:
синдром Крузона, синдром Алера
и др.
Ксеродермические формы
(синдром Рада)
Энзимопатические формы:
фенилкетонурия, галактоземия, гаргоилизм,
синдром Марфанаи др.;
Болезнь Лоуренса- Муна-Барде-Бидля и др.
Обусловленные хромосомными аберрациями
Вызванные мутагенным поражением генеративных клеток родителей
Слайд 18Олигофрении, вызванные внутриутробным поражением зародыша и плода
Вирусными инфекциями, например краснухой
беременных
Врожденным сифилисом, токсоплазмозом, листериозом и другими инфекциями
Гормональными нарушениями и другими эндогенными и экзогенными токсическими факторами
Слайд 19Олигофрении, обусловленные вредными факторами перинатального периода и первых 3 лет вне
утробной жизни:
Обусловленные иммунологической несовместимостью крови матери и плода, например, конфликтом
по резус-фактору
Вызванные асфиксией плода новорожденного,
а также родовой травмой
Вызванные перенесенными в раннем детстве инфекциями и черепно-мозговыми травмами
Атипичные, обусловленные врожденной гидроцефалией или краниостенозом, сочетающиеся с ДЦП, недоразвитием отдельных систем головного мозга, тяжелыми нарушениями сенсорных функций
Слайд 20Подход к исследованию умственной отсталости путем деления ее на два вида
Слайд 21Риск повторного возникновения умственной отсталости в семье
Слайд 22Физические нарушения у детей
с умственной отсталостью
Слайд 23Уровни требуемой поддержки
AAMR классифицирует людей с умственной отсталостью, учитывая
уровень их потребности в помощи: периодическая, ограниченная, обширная, глубокая. Хотя существует некоторое сходство между этими уровнями требуемой поддержки и уровнями нарушений по DSM-IV, основное различие заключается в том, что AAMR делает акцент на взаимоотношениях между человеком и окружающей средой в определении его уровня функционирования. Описываемая таким образом умственная отсталость определяется не столько дееспособностью человека самого по себе (как по DSM-IV), сколько уровнем помощи, требующейся для адаптивного функционирования человека в обществе.
Слайд 24Определения уровней требуемой поддержки людей с умственной отсталостью
Периодическая: Помощь «по мере
надобности», например при потере человеком работы или при пребывании его в кризисном состоянии.
Ограниченная: Более последовательная поддержка, например ограниченный во времени профессиональный тренинг или помощь во время перехода от учебы к профессиональной деятельности.
Обширная: Поддержка, характеризующаяся регулярным (ежедневным) вмешательством, по крайней мере, в какую-то область деятельности человека, например в рабочую или семейную. Во времени не ограничена.
Глубокая: Постоянная и высокоинтенсивная помощь, обеспечиваемая с нескольких сторон и, возможно, продолжающаяся пожизненно.
Слайд 25Реабилитация больных олигофренией включает в себя:
лечение
обучение
трудовое приспособление
организацию лечебно-
профилактической помощи
организацию социальной помощи
Слайд 26Учебные учреждения для детей с умственной отсталостью
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для
воспитанников с отклонениями в развитии: дошкольные отделения (группы) специальных (коррекционных) школ, школ-интернатов, детских домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Дошкольные образовательные (коррекционные) учреждения для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых);
Группы кратковременного пребывания для детей с нарушением интеллекта при специализированных дошкольных учреждениях коррекционного типа.
Слайд 27Основные направления коррекционно-педагогического процесса в дошкольных образовательных (коррекционных) учреждениях для умственно
отсталых детей
В диагностическом блоке ведущей задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в динамике коррекционно-воспитательного процесса и одновременно в целях разработки индивидуальной программы развития ребенка.
Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитания у него положительных личностных качеств.
Слайд 28Коррекционная работа
Следующим блоком задач является организация коррекционной работы, направленной, во-первых, на
развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка, а во-вторых, на преодоление и предупреждение у воспитанников детского сада вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. При этом предполагается обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности. Данная работа осуществляется всеми специалистами дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи, на основе профессионального взаимодополнения.
Слайд 29Образовательные задачи
Блок образовательных задач направлен на обучение детей способам усвоения
общественного опыта, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода. Важной задачей образовательного блока является подготовка детей к школьному обучению, которая должна вестись с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.
Все вышеперечисленные задачи учтены в программе «Коррекционно-развивающее обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта».
Слайд 30Группы учащихся с умственной отсталостью, по-разному относящихся к учению:
Дети
с
положительным устойчиво-продуктивным отношением
Дети с неустойчиво-продуктивным отношением
Дети с индифферентным отношением
Дети с малопродуктивным отношением
Слайд 31Возрастное развитие
и результат в зрелом возрасте
Теория развития
Теория различий
гипотеза
сходной последовательности
доказывает, что все дети,
с умственной отсталостью или без нее,
проходят стадии когнитивного развития
в одинаковом порядке;
различаются лишь их темп
и верхний предел развития
гипотеза
сходной структуры
предполагает, что дети,
страдающие умственной отсталостью,
демонстрируют то же поведение
и лежащие в его основе процессы,
что и нормально развивающиеся дети,
находящиеся на их уровне
когнитивного функционирования
Слайд 32Мотивация
Многие дети, имеющие легкую умственную отсталость, достаточно смышлены, чтобы учиться в
обычных школах, хотя они более подвержены чувству беспомощности и разочарования, что дополнительно усложняет их социальное и когнитивное развитие. В результате они начинают ожидать неудачи даже при выполнении тех задач, с которыми могут справиться; при отсутствии надлежащего обучения их мотивация выполнять новые требования понижается.
Слайд 33 Следовательно, по сравнению с нормально развивающимися детьми одного с
ними умственного возраста, дети с умственной отсталостью ожидают меньшего успеха, ставят для себя низкие цели и довольствуются минимальным успехом, когда могут достичь большего. Взрослые непреднамеренно могут потворствовать этой приобретенной беспомощности. Когда, например, ребенок считается «отстающим», взрослые менее склонны настаивать на его упорстве в достижении цели, чем если бы он был нормальным ребенком на том же уровне когнитивного развития. Это явление объясняет некоторые из проявляющихся недостатков, обнаруживаемых в деятельности детей с умственной отсталостью по мере их роста. Особенно это касается задач, для которых требуются навыки обработки вербальной информации, например: чтения, письма и решения проблем.
Слайд 34Особенности развития познавательной сферы
Структура психики умственно отсталого ребенка чрезвычайно сложна. Первичный
дефект приводит к возникновению многих других вторичных и третичных отклонений.
Слайд 35Нарушения познавательной деятельности и личности ребенка с общим психическим недоразвитием отчетливо
обнаруживаются в самых различных его проявлениях. Дефекты познания и поведения невольно привлекают к себе внимание окружающих. Однако наряду с недостатками этим детям присуши и некоторые положительные возможности, наличие которых служит опорой, обеспечивающей процесс развития.
Слайд 36Дети-олигофрены способны к развитию, которое осуществляется замедленно, атипично, со многими, подчас
весьма резкими отклонениями от нормы. Тем не менее оно представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения в психическую деятельность детей.
Слайд 37Развитие умственно отсталого ребенка определяется биологическими и социальными факторами. К первым
из них относятся выраженность дефекта, качественное своеобразие его структуры, время его возникновения. Социальные факторы — это ближайшее окружение ребенка: семья, в которой он живет; взрослые и дети, с которыми он общается и проводит время; школа.
Слайд 38Недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности — это симптомы, прямо вытекающие
из особенностей протекания нейрофизиологических процессов в коре головного мозга у умственно отсталых детей. Многие ученые, занимавшиеся изучением детей с данной патологией развития, отмечали их сниженный интерес к окружающему миру, вялость и отсутствие инициативы. Умственно отсталые дошкольники характеризуются сниженностью интереса к ближайшему предметному окружению
Слайд 39Возбудимые дети
Возбудимые дети хватают все, что попадает в поле их зрения,
не задумываясь о том, можно ли это делать. Однако ими руководит не интерес, а свойственная им импульсивность. Они тут же бросают взятое, поскольку предмет сам по себе им не нужен.
Слайд 40Заторможенные дети
Заторможенные олигофрены как бы не замечают того, что вокруг них
находится. Ничто не привлекает их внимания.
Слайд 41Дети с сохранным поведением
Дети с сохранным поведением ведут себя несколько более
адекватно. Они с удовольствием берут в руки ярко окрашенные или новые для них предметы, некоторое время смотрят на них. Однако дети не задают взрослым вопросов, не пытаются об этих предметах узнать что-то новое самостоятельно. Единственное, что , они делают, — пытаются засунуть предмет в рот или стучат им по столу или полу.
Слайд 42Эти стереотипные действия не проявление любознательности, а плохая привычка. Нередко дошкольники
безжалостно и бездумно ломают новые игрушки, разбивают и уничтожают их. Но такая деятельность не представляет собой попытку практического анализа предмета, осуществление желания выяснить присущие ему качества и свойства.
Слайд 43Изменения в развитии
Умственная отсталость не всегда является заболеванием на всю жизнь.
Хотя она — относительно стабильное состояние в течение детства и зрелого возраста, показатель IQ любого человека может повышаться или понижаться в зависимости от уровня нарушений и типа отсталости. Дети, страдающие легкой умственной отсталостью могут при надлежащем обучении и возможностях сформировать хорошие адаптивные навыки в других областях, и их уровень нарушений станет недостаточным для диагноза «умственная отсталость».