Слайд 1Тема эксперимента:
«Организационно-педагогические условия формирования позитивного отношения дошкольников к этнокультурному разнообразию»
МДОУ
ЦРР № 67
г. Ставрополь
Слайд 2Этапы экспериментальной работы:
организационно-подготовительный (май 2006 - август 2007 гг.);
экспериментальный (сентябрь
2007 - май 2011 гг.);
обобщающий (июнь 2011 - ноябрь 2011 гг.).
Слайд 3Материально-техническое и методическое обеспечение ОЭР
приобретена научно-методическая, популярная и художественная литература по
теме эксперимента;
создана и постоянно пополняется видеотека по теме «История и культура народов мира»;
разрабатывается дидактический материал.
Слайд 4Индивидуальная рабочая тетрадь для детей экспериментальных групп
Слайд 5Воспитателями разработаны игры, занятия, различные мероприятия по проблеме формирования этнокультурной осведомленности
и этнической толерантности у детей.
Слайд 6Изменение содержания образования
дошкольников
расширение национально-регионального и введение
этнокультурного компонентов в содержание образования, обеспечивающих усвоение детьми родной этнокультуры и выведение их в российское и мировое культурное пространство;
направленность содержания образования на одновременное формирование у воспитанников определенного уровня информированности об особенностях истории и культуры различных этнических групп и этнической толерантности.
Слайд 7Приоритетными (по теме эксперимента) в содержании образования
дошкольников стали:
Монопредметная модель представлена специальным курсом «Народоведение»;
Дополняющая модель представляет реализацию темы эксперимента в ходе свободной, нерегламентированной деятельности детей (развлечения, игры, экскурсии и др.).
Слайд 8Тематическое содержание занятий в старшей группе
1. Планета Земля.
2. Я -
человек, мы - люди.
3. Люди, живущие на планете Земля.
4. Я, ты, он, она, мы.
5. Моя малая Родина.
6. Россия и столица Москва.
7. Русские - самый многочисленный народ России.
8. Культура и быт русского народа в прошлом и настоящем.
9. Народы, живущие рядом.
10. Праздники народов России.
Слайд 9Тематическое содержание занятий в подготовительной к школе группе
1. Великие открытия
и привычные вещи.
2. Этикет в культуре общения у народов мира.
3. Национальные жилища.
4. Национальная кухня и этикет застолья.
5. Национальный костюм и украшения.
6. Национальный транспорт и средства передвижения.
7. Праздники народов мира.
8. Игры и игрушки народов мира.
9. Фольклор, сказки, мифы и легенды народов мира.
10. Музыкальное искусство народов мира.
11. Художественное искусство и народные промыслы.
Слайд 10Творческой группой педагогов:
разработаны критерии и уровни сформированности позитивного отношения дошкольников
к этнокультурному разнообразию;
разработана и подобрана батарея методик, выявляющих уровень толерантности и этнокультурной осведомленности детей.
Слайд 11Повышение компетентности педагогов:
педагогические советы;
педагогические часы ;
постоянно действующий
семинар;
мастер-классы;
открытые мероприятия;
разработка дидактического и методического инструментария.
Слайд 12Защита и распространение опыта
На базе ДОУ в ноябре 2007 г. научным
руководителем ОЭР проведен мастер-класс для заместителей руководителей ДОУ по проблеме формирования толерантности и этнокультурной осведомленности дошкольников.
В июне 2008 года наш коллектив принял активное участие в организации и проведении городской научно-практической конференции «Современные подходы в формировании этнокультурной компетентности дошкольников».
За данный период работы по проблеме исследования опубликованы статьи и методические разработки.
Слайд 13Опубликованные статьи:
Поштарева Т. В., научный руководитель МДОУ ЦРР № 67, канд.
пед. наук, доцент кафедры теории и практики управления образованием СГУ; Пахомова Е. В., директор МДОУ ЦРР № 67. Проблема формирования позитивного отношения дошкольников к этнокультурному разнообразию.//Сборник методических материалов по результатам деятельности муниципальных экспериментальных площадок ДОУ города Ставрополя.- Ставрополь, 2007, стр.18 - 20
Герман О. А., педагог-психолог МДОУ ЦРР № 67 г. Ставрополя; Поштарева Т. В., канд. пед. наук, доцент кафедры теории и практики управления образованием СГУ. Исследование этнокультурной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения. // Инновации в системе высшего и среднего образования: опыт, проблемы, перспективы: материалы 52-й научно-методической конференции преподавателей и студентов СГУ «Университетская наука - региону», 19 апреля 2007 года / Ред. Кол.: В. Н. Гуров, В. Н. Галяпина, С. В. Степанов. – Ставрополь: СГУ, 2007, стр.179 – 184
Поштарева Т. В., канд. пед. наук, доцент кафедры теории и практики управления образованием СГУ; Полицкова Н. И., заместитель директора по УВР МДОУ ЦРР № 67. Воспитание толерантности как актуальная задача образования.//Совершенствование образовательного пространства дошкольного учреждения через освоение современных технологий: материалы городской педагогической конференции, 28 марта 2008 года/ Ред. Кол.: В. И. Новикова, В. Н. Миранович. – Ставрополь, 2008, стр. 24 – 25
Слайд 14Опубликованные статьи:
Герман О. А., педагог-психолог МДОУ ЦРР № 67 г. Ставрополя.
Формирование этнической толерантности у дошкольников.
Алискерова Н. Г., Рябко Г. К., воспитатели МДОУ ЦРР № 67 г. Ставрополя. Формирование этнокультурной осведомленности у детей старшего дошкольного возраста посредством фольклора.