Слайд 3Биография Кевина Линча
(1918-1984)
Слайд 4Биография Кевина Линча
(1918-1984)
Слайд 5Who is Kevin Lynch?
Автор – профессор и консультант в области городского
планирования.
Вклад в теорию городского планирования (по оценкам современников) – разработка теории городской формы: как воспринимают городскую среду жители; каковы последствия этого для проектирования городов.
Другие значимые идеи:
Идея ментального образа города и ментальных карт (mental image, mental maps)
Идея образоспособности среды (imageability)
Идея четкости среды (legibility)
(см. Высказывания о книге)
Слайд 6The Image of the City. Kevin Lynch
Книга «Образ города» подводит итог
под пятилетним исследованием совместно с Джорджем Кепишом того, как люди воспринимают города.
Джордж Кепиш (Gyorgy Kepes, 1906 – 2001) – Художник, скульптор, фотограф.
Основатель Центра Визуальных Иследований, M.I.T. (основан в 1964 г.)
Профессор визуального дизайна в M.I.T. (1946-1974)
Стремился преодолеть барьер между артистами и учеными.
Слайд 8Схематизация
1
2
Непосредственное восприятие
Образ среды
Городская среда
Индивидуум
Образ среды:
Образ среды как существующее (состав, свойства)
Образ среды
как идеальное (качество образа)
Образ среды как исследуемое (методы исследования)
Образ среды как конструируемое
(наблюдатель как действующее лицо; планировщик как посредник)
Слайд 9The Image of the city. Kevin Lynch
Содержание:
I. Образ среды.
ЧеткостьЧеткость; Постройка
Образа; Структура и ИдентичностьЧеткость; Постройка Образа; Структура и Идентичность; Образоспособность.
II. Три города.
БостонБостон; Джерси СитиБостон; Джерси Сити; Лос Анджелес; Общие темы.
III. Образ города и его элементы.
ПутиПути; ГраницыПути; Границы; РайоныПути; Границы; Районы; УзлыПути; Границы; Районы; Узлы; ОриентирыПути; Границы; Районы; Узлы; Ориентиры; Взаимоотношения элементов; Изменение образаПути; Границы; Районы; Узлы; Ориентиры; Взаимоотношения элементов; Изменение образа; Качество образа.
IV. Городская форма.
Планирование путей; Планирование других элементов; Качества формПланирование путей; Планирование других элементов; Качества форм; Значение Целого; Форма метрополисаПланирование путей; Планирование других элементов; Качества форм; Значение Целого; Форма метрополиса; Процесс планирования.
V. Новый масштаб.
Слайд 10The Image of the city. Kevin Lynch
Приложения:
A. Некоторые ссылки для ориентации.
Типы
систем координат; Формирование Образа; Роль Формы; Недостатки образности.
B. Применение Метода.
Метод как основа планирования; Направления будущих исследований.
C. Два примера анализа.
Beacon Hill; Scollay Square.
Слайд 11The Image of the city. Kevin Lynch
Основные понятия
Legibility – четкость или
понятность городского пространства (в русских источниках встречается как «читаемость», по аналогии с текстом). Под этим понимается легкость, с которой можно распознать его части и организовать в связное содержание. «Как напечатанную страницу можно легко прочитать как связный паттерн распознаваемых символов, так и четкий город должен быть таким, чьи районы и ориентиры легко опознаются и группируются во всеобъемлющий паттерн».
Слайд 12The Image of the city. Kevin Lynch
Основные понятия
Environmental image - мысленный
образ среды. Индивидуальный образ городского пространства у наблюдателя, служащий основой для ориентации. Основа появления мысленного образа – четкость городского пространства .
Слайд 13The Image of the city. Kevin Lynch
Функции мысленного образа среды
Ориентация,
что позволяет просто и быстро передвигаться.
Организатор активности, убеждения и знания о природе мира, в котором мы живем, в упорядоченную структуру, что является основой для дальнейшего индивидуального роста.
Социальная функция – сырой материал для символов и коллективных воспоминаний, на которых возводятся социально важные мифы.
Ощущение эмоциональной защищенности.
Повышение потенциальной глубины и интенсивности человеческого опыта.
Слайд 14The Image of the city. Kevin Lynch
Роль наблюдателя в создании образа
Слайд 15The Image of the city. Kevin Lynch
Основные понятия
Public image (общественный образ)
- общие ментальные картины, которые захватывают большое количество городских жителей. Это не присутствующие реально образы, скорее это зоны согласия, которые по предположению автора могут появиться при взаимодействии единичной физической реальности, общей культуры и базисной физиологической природы.
Слайд 16The Image of the city. Kevin Lynch
Состав образа
Идентичность (опознаваемость) – распознавание
объектов как отдельных;
Структура – пространственные отношения объектов;
Значение – практическое или эмоциональное значение для наблюдателя.
(в книге упор на два первых компонента, так как значение не так легко поддается физической манипуляции; слишком различны и многочисленны индивидуальные значения одного объекта).
Слайд 17The Image of the city. Kevin Lynch
Состав образа. Пример
Образ, полезный для
выхода.
Распознавание двери как отдельной сущности.
Понимание ее пространственного расположения относительно наблюдателя.
Ее значение, как дыры наружу.
Слайд 18The Image of the city. Kevin Lynch
Требования к образу
Достаточность;
Правильность;
Возможность оперировать со
средой;
Понятность;
Безопасность (минимизация риска ошибки);
Открытость, адаптируемость к изменениям;
Передаваемость другим.
Слайд 19The Image of the city. Kevin Lynch
Основные понятия
Imageability - образоспособность, образность
(часто употребляется как синоним Legibility – четкость, связность). Образоспособность – качество физического объекта, которое дает высокую вероятность пробуждения сильного образа в каждом конкретном наблюдателе. Это может быть форма, цвет, порядок, который облегчает создание ярких и мощных ментальных образов среды. От legibility (четкость), и visibility (видимость) отличается тем, что объекты не только видимы, но представлены четко и интенсивно для ощущений.
Слайд 20The Image of the city. Kevin Lynch
Основные понятия
Mental maps - ментальные
карты. Ментальными картами Линч называет восприятие окружающей среды индивидуумом. Это индивидуальная карта известного человеку места. Ментальные карты можно исследовать: спрашивая путь к ориентиру или месту; прося нарисовать набросок места или описать его; прося назвать как можно больше мест за короткое время.
Слайд 21The Image of the city. Kevin Lynch
Заявляемая проблема
Оперирование со средой большого
масштаба (регион-метрополис).
Слайд 22The Image of the city. Kevin Lynch
Задачи исследования
Исследовать идею образоспособности;
Исследовать, какие формы создают сильные образы;
По результатам исследования предложить некоторые принципы городского проектирования.
Слайд 23The Image of the city. Kevin Lynch
Метод исследования
Исследование проводилось в центральных
зонах трех американских городов – Востон (Массачусетс), Джерси Сити (Нью Джерси), Лос Анджелес (Калифорния).
Бостон был выбран в силу его уникальности в сравнении с другими американскими городами – он яркий по форме и полон локальных трудностей.
Джерси Сити был выбран за свою явную бесформенность.
Лос Анджелес за то, что это новый город, совершенно другого масштаба, и с решетчатой структурой в центральной зоне.
В каждом случае бралась центральная зона примерно 2,5 х 1,5 мили.
Анализ проводился двумя основными методами:
Систематическое полевое исследование зоны, которое проводилось пешком тренированным наблюдателем, который картировал наличие различных элементов, их видимость, силу или слабость образа, и их связи, разрывы, и другие взаимоотношения, а также отмечал любые специфические успехи и трудности в потенциальной структуре образа. Это были субъективные суждения, основанные на непосредственном восприятии этих элементов в поле.
Углубленные интервью, которые проводились с небольшой выборкой городских жителей, чтобы пробудить их собственные образы физической среды. Интервью включало просьбу описаний, путей, набросков, и представление воображаемых прогулок. Интервьюируемые были жителями или работниками зоны, их жилье или рабочие места находились в исследуемой зоне.
В Бостоне было проинтервьюировано 30 человек, по 15 в Джерси Сити и Лос Анджелесе. Также, в Бостоне базовые методы анализа были дополнены тестами на распознавание фотографий, экскурсиями в поле, и вопросами относительно направления у прохожих на улице. Также, в Бостоне было проведено детальное полевое исследование нескольких особых элементов.
Слайд 24The Image of the city. Kevin Lynch
Выводы по результатам исследования
групповые образы
существуют;
групповые образы можно обнаружить соответствующими методами;
форма среды играет огромную роль в формировании образа;
определенные черты (открытое пространство, растительность, визуальные контрасты) кажутся особенно важными в городском пространстве.
содержание групповых образов, относящихся к физическим формам, можно классифицировать на пять типов элементов (пути, границы, районы, узлы, ориентиры).
(см. Проблемы предлагаемого метода)
Слайд 25Анализ Бостона
1. Часть центрального полуострова, где проходило исследование. Вид сверху.
Слайд 26Анализ Бостона
2. Контурная карта Бостонского полуострова
Слайд 27Анализ Бостона
3. Схематическое представление главных визуальных элементов, установленных путем полевого исследования.
Слайд 28Анализ Бостона
4. Бостон, который знают все.
Слайд 29Анализ Бостона
5. Проблемы образа Бостона.
1 – неопределенность направления; 2 – бесформенность
пути; 3 - неспособность к различению; 4 - неясность пересечения; 5 -слабость или отсутствие границы; 6 - точки утраты ориентации; 7 - невозможность соотнесения; 8 – изолированность; 9- отгороженный путь; 10 - башня без основания; 11 - хаотичность и (или) бесхарактерность района; 12 - разрыв пути; 13 - невнятность формы; 14 - утеря ориентации по сторонам света; 15 - непонятная развилка; 16 - разрыв; 17 - разорванный и «спрятанный» берег.
Слайд 30Анализ Бостона
Выводы
В образе Бостона есть отдельные части, обладающие сильным характером. Но
в целом они составляют иррегулярную систему, собранную из отдельных элементов, которые иногда никак не связаны друг с другом. Такую систему трудно представить в целом. Ею можно оперировать, только концентрируясь на последовательности узлов. Поэтому такое узлы чрезвычайно важны для Бостона.
Слайд 31Анализ Джерси Сити
1. Вид на Джерси Сити сверху.
Слайд 32Анализ Джерси Сити
2. Визуальная форма Джерси Сити, результаты полевого исследования.
Слайд 33Анализ Джерси Сити
Выводы
Джерси Сити вызывает чрезвычайно слабый образ даже у долгожителей
района. Он проявляется в недовольстве, плохой ориентации, невозможности описать или дифференцировать его части. Но даже такое внешне хаотичное окружение имеет некоторый паттерн, и люди работают с этим паттерном, концентрируясь на второстепенных ключах а также смещая свое внимание с физического вида на другие аспекты.
Слайд 34Анализ Лос Анджелеса
1. Визуальная форма Лос Анджелеса, результаты полевого исследования.
Слайд 35Анализ Лос Анджелеса
Выводы
Центральный Лос Анджелес далек от визуального хаоса Джерси Сити,
там достаточно отдельных зданий, являющихся ориентирами. Но, помимо концептуальной и достаточно недифференцированной центральной решетки, его трудно организовать или понять как целое. Нет сильных главных символов. В образе не хватало распознаваемого характера, стабильности и приятности центрального Бостона.
Слайд 36Образ города и его элементы
Элементы образа среды:
– Пути
– Границы
– Районы
– Узлы
–
Ориентиры
Слайд 37Образ города и его элементы
Пути (Paths)
Пути - это каналы, вдоль которых
наблюдатель может перемещаться постоянно, периодически или только потенциально. Их роль могут играть улицы, тротуары, автомагистрали, железные дороги, каналы. Для многих это преобладающие элементы в их образе окружения. Люди обозревают город, двигаясь по нему, относительно путей организуются все остальные элементы среды.
Слайд 38Образ города и его элементы
Границы (Edges)
Границы - это те линейные элементы
окружения, которые наблюдатель не использует в качестве путей и не рассматривает их в этом качестве. Это границы между двумя состояниями, линейные разрывы непрерывности: берега, железнодорожные выемки, края жилых районов, стены. Это скорее линии соотнесения по горизонтали, чем координирующие оси. Такие границы могут быть легко или трудно преодолимыми барьерами, отгораживающими один район от другого; или они могут быть швами, линиями, вдоль которых два района как-то соотнесены и связаны между собой. Хотя и не столь сильно, как пути, эти окаймляющие элементы служат для многих существенными организующими признаками, особенно в том случае, если они охватывают определенные зоны , как береговые линии или городские стены.
Слайд 39Образ города и его элементы
Районы (Districts)
Районы - это средние и крупные
части города, представимые как двухмерная протяженность, «внутрь» которой наблюдатель мысленно входит, и которая обладает некоторым общим, распознаваемым характером. Всегда опознаваемые изнутри, они также используются в качестве внешнего направления, если видимы снаружи. Большинство людей упорядочивает свой город по районам в какой-то степени, с индивидуальными различиями, что становится доминирующими элементами – пути или районы. Это зависит не только от индивидуума, но и от данного города.
Слайд 40Образ города и его элементы
Узлы (Nodes)
Узлы - это места или стратегические
точки города, в которые наблюдатель может свободно войти, это интенсивные фокусы, к которым и от которых он движется. Это прежде всего соединительные звенья, места разрыва транспортных коммуникаций, перекрестки или слияния путей, моменты скачкообразного перехода из одной структуры в другую. Узлы могут быть и просто местами максимальной концентрации каких-то функций или физических характеристик, как кафе на углу или замкнутая площадь. Некоторые из таких мест концентрации являются фокусами района, на который распространяется их влияние, и они становятся их символами. Их можно назвать ядрами.
Разумеется, многие узлы заключают в себе и место соединения путей, и место концентрации. Идея узла тесно связана с идеей пути, поскольку такие соединения служат точками совмещения путей, играют роль событий в ходе движения. Она также связана с идеей района, поскольку «ядра» интенсивно фокусируют в себе активность районов, играя для них роль центров тяготения. Во всяком случае, какие-то узловые точки почти непременно присутствуют в практическим любом образе, а в некоторых случаях приобретают доминантное значение.
Слайд 41Образ города и его элементы
Ориентиры (Landmarks)
Ориентиры - тоже точечные элементы, но
наблюдатель не вступает в их пределы, и они остаются внешними по отношению к нему. Обычно это достаточно просто определяемые физические объекты: здание, знак, магазин, гора. Использование ориентира означает вычленение одного элемента из множества. Некоторые дни ориентиры отдаленные, видны со многих углов и расстояний, над вершинами меньших элементов , и используются как радиальные ссылки. Они могут быть расположены внутри города или на таком удалении, что для практических целей символизируют определенное направление. Такие, как отдельно стоящие башни, золоченые купола, большие холмы. Другие ориентиры - локальные, видимы только в ограниченной местности и с определенных точек Это бесчисленные знаки, витрины, деревья, дверные ручки и прочие детали, которые насыщают образ города для большинства наблюдателей. Они часто служат ключами идентичности и даже структуры, и на них люди полагаются все больше по мере того, как маршрут становится знакомым.
Слайд 42Изменение образа
Последовательность, как рисовались наброски карт, показывает, что образ создается, или
растет, различными путями:
Часто образ появляется на основе привычных маршрутов движения. На карте можно нарисовать, как ветвь из точки выхода, или от некоторой базовой линии, как Массачусетс Авеню.
Построение некоторых карт начиналось с ограничивающей линии, такой как Бостонский полуостров, который наполнялся по направлению к центру.
Другие, особенно в Лос Анджелесе, начинаются с базовой повторяющейся структуры (решетки путей), а затем наполняются деталями.
Иногда карты начинаются как набор прилегающих областей, которые детализируются по связям и внутреннему наполнению.
Некоторые бостонские карты начинались от знакомого ядра, знакомого элемента, на которое все остальное потом навешивалось.
Слайд 43Качество образа
Типы структурированности образов
Образы можно различить по типу структурированности - по
способу, которым их части взаимосвязаны и упорядочены. Здесь можно зафиксировать четыре стадии в зависимости от степени структурной точности:
а) различные элементы существуют свободно и независимо, между ними нет ни связей, ни тем более упорядоченности связей. «Чистых» случаев такого типа обнаружено не было, но в ряде образов проявлялась очевидная расчлененность: множество разрывов и не соотнесенных между собой элементов. Здесь осмысленное, целенаправленное перемещение без посторонней помощи оказывалось неосуществимым, если только не прибегать к полному обследованию зоны (что означает построение новой структуры уже на месте);
б) структура выражается через установление позиций: части грубо соотносятся одна с другой в категориях направления и (иногда) сравнительной удаленности, но так и не соединяются. Одна из опрошенных особенно настойчиво соотносила свою позицию с несколькими элементами, не зная, как связать их между собой. Мысленное движение осуществлялось путем поиска во время продвижения в правильно определенном общем направлении с многократными возвращениями для восстановления маршрута и проверки расстояний, чтобы не пропустить пункт назначения;
в) значительно чаще структура имеет гибкий характер: отдельные части связаны между собой, но свободно, будто соединенные эластичными или свободно провисающими веревками. Общая последовательность примечательных мест известна, но создаваемый воображением план может быть и совершенно искаженным, а сам характер этих искажений может меняться от случая к случаю. Стоит процитировать одного из опрошенных: «Я предпочитаю представлять себе несколько главных точек и то, как от одной перейти к другой, и у меня нет охоты беспокоиться обо всем прочем». Наличие гибкой структуры облегчает передвижение, поскольку оно совершается по известным путям с известной последовательностью. Однако перемещение между парными элементами, соединенными непривычным способом или по непривычным путям, оказывается весьма затруднительным;
г) по мере увеличения числа связей структура тяготеет к более жесткой форме: все части оказываются прочно связаны между собой, и сами искажения встраиваются в общий рисунок. Обладатель подобного плана способен перемещаться значительно свободнее и может по желанию соединить между собой заданные новые точки. Когда плотность образа достигает определенного предела, образ приобретает свойства целостного поля, в пределах которого взаимодействие может осуществляться по любому направлению и на произвольной дистанции.
Слайд 44Форма города
Пример высокообразного города - Флоренция
Слайд 45Форма города
Качества формы
Ключи к городскому проектированию можно суммировать следующим образом (это
категории прямого интереса в проектировании, так как они описывают качества, с которыми дизайнер может работать):
Своеобразие или яркость фигуры-фона: резкость границы; закрытость ; контраст поверхности, формы, интенсивности, сложности, размера, использования, расположения. Контраст может быть по отношению к непосредственному окружению или к опыту наблюдателя. Это качества, которые идентифицируют элемент, делают его запоминающимся, живым.
Простота формы: ясность и простота видимой формы в геометрическом смысле, ограничение частей (как четкость решетки, прямоугольника).
Непрерывность: продолжительность границы или поверхности; близость частей (в кластере зданий); повторение ритмических интервалов ( паттерн улица-угол); похожесть, аналогия, или гармония поверхности, формы, использования. Эти качества облегчают восприятие комплексной физической реальности. И даруют единую идентичность.
Доминирование: доминирование одной части над другими путем размера, интенсивности, интересности, приводящее к чтению целого как принципиальной особенности всего кластера. Это качество, как и непрерывность, позволяет необходимое упрощение образа путем упущения и категоризации.
Ясность соединения: высокая видимость соединений и швов; ясное отношение и взаимное соединение. Эти соединения – стратегические моменты структуры, и должны быть высокозаметны.
Слайд 46Форма города
Качества формы
Ключи к городскому проектированию можно суммировать следующим образом (это
категории прямого интереса в проектировании, так как они описывают качества, с которыми дизайнер может работать):
Направленческая дифференциация: асимметрия, отклонения, и радиальные связи, которые отличают один конец от другого (один конец пути в горы, другой к центру); или одну сторону от другой (как здания, выходящие на парк); или одно направление от другого. Эти качества часто используются в структурировании большого масштаба.
Визуальные границы: качества, которые усиливают уровень и проникновение видения, актуально либо символически. Это включает прозрачность (стекло или здание на сваях); наложения; панорамы, которые усиливают глубину видения (панорамные виды), и т.д. Все эти качества облегчают восприятие большого и сложного целого, увеличивая эффективность видения: его масштаб, проникновение, силу.
Осознание движения: качества, которые делают разумным для наблюдателя, и визуально и кинестетически, его актуальное и потенциальное движение. … Так как город ощущается в движении, эти качества фундаментальны, и используются, чтобы структурировать и идентифицировать там, где они достаточно связны для того, чтобы сделать это возможным (как «поверните налево, потом направо»). Эти качества усиливают и развивают то, что наблюдатель может сделать, чтобы интерпретировать направление или расстояние, и ощутить саму форму в движении. С нарастанием скорости, эти техники потребуют дальнейшего развития в современном городе.
Слайд 47Форма города
Качества формы
Ключи к городскому проектированию можно суммировать следующим образом (это
категории прямого интереса в проектировании, так как они описывают качества, с которыми дизайнер может работать):
Временные серии: серии, которые воспринимаются со временем, включая и простые предмет-предмет связи, где один элемент просто привязан к двум элементам до и после него (как в случае детализированных достопримечательностей), а также серии, которые действительно структурированы во времени, и тем самым мелодичны по природе (как достопримечательности, которые усиливают интенсивность формы до кульминации). Предыдущие (простые последовательности) часто используются, особенно вдоль знакомых путей. Его мелодическое дополнение редко можно увидеть, но, возможно, самое важное, что нужно развивать в большом, динамичном, современном метрополисе. Что здесь должно представляться, это развивающиеся паттерны элементов, а не сами элементы – как мы помним мелодии, а не ноты. В сложной среде, может даже возможно использовать контрапунктные техники: движущиеся паттерны или противоположные мелодии и ритмы. Это сложные методы, и их нужно осознанно разрабатывать. Нам нужна свежая мысль в теории форм, которые воспринимаются как последовательность во времени, а также относительно архетипов дизайна, которые представляют мелодическую последовательность элементов образа или бывшие последовательности пространства, материала, движения, света и силуэта.
Названия и Значения: нефизические характеристики, которые могут усилить образность элемента. Названия важны для кристаллизации идентичности. Значения и ассоциации конституируют целостную картину, лежащую за физическими свойствами. Они значительно усиливают такие предположения относительно идентичности или структуры.
Слайд 48Форма города
Придание формы метрополису (Metropolitan Form)
Образы метрополиса могут быть сформированы из
таких элементов, как высокоскоростные шоссе, большие регионы с грубыми границами воды или открытого пространства, большие шоппинг-узлы, основные топографические черты, массивные, отдаленные ориентиры.
Проблема – создание паттерна для целостной зоны. Возможные техники:
Слайд 49Форма города
Придание формы метрополису (Metropolitan Form)
Слайд 50Форма города
Процесс проектирования
Слайд 51Новый масштаб
Основные тезисы
Об образе метрополиса:
О форме города:
Слайд 52Новый масштаб
Основные тезисы
О городской среде:
О значении образования:
Слайд 53Проблемы метода
Проблемы предлагаемого метода:
Не отвечает на вопрос о формировании целостного образа;
Не
отвечает на вопрос о взаимодействии элементов (пути с границами и т.п.);
Маленькая выборка участников исследования (как повлияют на результаты разные группы населения, большая выборка?)
Как влияет на формирование образа города медиасреда (туристические буклеты и т.п.)?
Слайд 54Высказывания о книге
Before Lynch the concept of legibility have proved
invaluable as an analytic and design tool. The Image of the City helped give rise to a new science of human perception and behavior in the city. For urban designers, however, it is Lynch's innovative use of graphic notation to link quite abstract ideas of urban structure with the human perceptual experience liberating them from the previous strictness of the physical masterplan.
До Линча идея четкости казалась неважной, как аналитическое и проектировочное средство. Образ города дал старт новой науке человеческого восприятия и поведения в городе. Для городских проектировщиков именно инновационное использование графических записей, чтобы связать совершенно абстрактные идеи городской структуры с опытом человеческого восприятия, стало освобождающим от предыдущей структуры физического генплана.
Слайд 55Высказывания о книге
Lynch's findings have been implemented globally in city planning
operations in recent years. Whether a new city is formed, or existing ones are further developed, residents have benefited from the use of more imageable city elements and clearer form. However, more research is currently being pursued in the related field of spatial cognition. Present research methods include using virtual environment technologies to investigate many unexplored areas. By using virtual environment technology, the experimenter can manipulate the geometry of the elements in the environment as well as their location in the virtual world (in a real world environment these alterations would be next to impossible). Specific research includes: finding specific angles of elements in a city that allow for easier wayfinding, and also determining how people position their head and body in relation to their environment in navigation. Recent results from this research suggest that people visualize their source location best when both head rotations and body translations are in sync with their visual cues. The previous spatial cognition research is a good addition to Lynch's research, as it aids in helping to determine precisely what about a city allows for easier perception and more accurate mental maps for the city dweller.
Открытия Линча в последние годы широко применялись в планировании городов во всем мире. Будь то строительство нового города, либо развитие старого, жители извлекали пользу из использования более образных элементов города и более четких форм. Тем не менее, в последнее время было проведено много исследований в области пространственного восприятия. Сегодняшние исследовательские методы включают использование технологий виртуальной среды, чтобы исследовать многие неисследованные зоны. С использование виртуальных технологий, экспериментатор может манипулировать геометрией элементов среды, а также с расположение их в виртуальном мире (в реальном мире такие эксперименты были бы невозможны). Специфические исследования включают: нахождение специфических ракурсов элементов города, которые облегчают нахождение пути, а также определение, как люди поворачивают голову и тело по отношению к направлению движения. Последние результаты этого исследования говорят, что люди визуализируют искомое место лучше всего, когда визуальные ключи находятся синхронно в повороту их головы и тела. Данные исследования пространственного восприятия это хорошее дополнение к исследованию Линча, так как помогает точнее определить, что в городе облегчает восприятие, и создает более точные ментальные карты у горожанина.
(Center for Spatially Integrated Social Science – www.csiss.org)
Слайд 56Imaging The City Семинар M.I.T.
О семинаре
The charge to planning professionals has
always been to represent the public interest in the affairs of real estate and habitation. Before Kevin Lynch's Image of the City (1960) the public interest was to be found within the canons of art -- make it beautiful -- and the canons of efficiency -- use resources parsimoniously. Professional planners found their roles in maneuvering between these two injunctions.
Kevin broke open these boundaries. His very first research asked the public what they saw and what they knew. By such indirection he revealed what they valued. In his last major book, Good City Form (1981) he tried to advance an urban design theory by adding performance-based criteria to his assessment of any proposal. I, and many others, found this book an enormously impressive achievement that suggested pathways for the American city. But, the underpinnings for a successful individual planner's statement of how a city might be, or ought to be, had washed away. …
In such circumstances we launched our faculty-student seminar. Our conviction was that contemporary image-making in film, video, computers, and print formed a climate that all planners must reckon with, but we lacked any sense of how planners might best proceed in such an atmosphere.
Задачей планировщиков всегда было представлять общественные интересы во взаимодействии с застройщиками и жильцами. До Образа города Кевина Линча (1960) общественные интересы находились в границах между канонами искусства – сделать красиво – и канонами эффективности – использовать ресурсы экономно. Профессиональные планировщики маневрировали между этими двумя вводными.
Кевин разрушил эти границы. Его самое первое исследование спрашивало людей, что они видят, и что они знают. Таким окольным путем он выяснил, что они ценят. В своей последней главной книге, Хорошая городская форма (1981), он попробовал развить теорию городского проектирования, добавив критерии качества к оценке предложений. Мы находим, что эта книга является чрезвычайно впечатляющим достижением, которое предлагает пути Американскому городу. Но обоснования для успешного планирования того, каким может и должен быть город, улетучились. …
В таких обстоятельствах мы начали этот студенческий семинар. Нашим убеждением было то, что современное создание образов в кино, видео, компьютерах, печати, сформировало климат, с которым все планировщики должны считаться, но мы совершенно не понимаем, как планировщики могут это делать в такой атмосфере.
Слайд 57Imaging The City Семинар M.I.T.
1. Влияние медиа на образ.
As the seminar
went forward speaker after speaker directed our attention to old and new sources of image making -- television, aerial photography, sociological indices, municipal advertising. Our conviction grew that wherever the public interest may reside, the image climate surrounding the planner could affect decision making. As speakers proffered plans -- suburban developments, downtown renewal, alternatives for the South Bronx -- the multiplicity of urban imagery became apparent. What must be confronted was not the stylized renderings of peopled sidewalks that have been the stock in trade of planning department renderings [Friedman], but amalgams of images drawn from many sources of contemporary fashion. So, the typical promotion for a city was shown to have merged the icons of a specific place, like a river view, an old block, or a shiny new piece of architecture, with stock references to happy family life, sports and high culture entertainment, and the felicity of both residential and work settings.
По мере продолжения семинара, докладчик за докладчиком привлекали наше внимание к старым и новым источникам образов – телевидение, воздушная съемка, социологические индексы, муниципальная реклама. Наша убежденность росла, что даже если общественные интересы остаются, атмосфера, окружающая планировщика, может влиять на принятие решений. По мере того, как докладчики предлагали планы – городского развития, обновления центров, альтернатив Южному Бронксу – множественность городских образов становилась очевидной. Чему нужно было противостоять, так не стилизованным исполнениям тротуаров, которые были ходовым товаром департаментов планирования, а смеси образов, получавшихся из многих источников современной моды. Таким образом, типичное развитие города, как было показано, возникало из икон особых мест, таких как вид на реку, старое здание, приятное новое строение, с рекламными отсылками к счастливой семейной жизни, спорту, высококультурному развлечению, и процветанию в жилых и бизнес постройках.
Слайд 58Imaging The City Семинар M.I.T.
2. Важность физических характеристик для образности?
Several presenters
challenged the importance of urban visual imagery. Profs. Martin and myself in our review of three different areas within the Twin Cities of Minnesota demonstrated the visual continuity and similarity of an inner neighborhood, a post-World- War-II suburb, and a contemporary outer suburb. Here what residents and visitors see each day is not very different across the entire metropolitan region. Yet, each area carries a very different reputation. The assignment of social value, thus, is not primarily visually driven.
Некоторые докладчики подвергали сомнению важность городской образности. Профессор Мартин в своем обзоре трех разных зон в Twin Cities Миннесоты продемонстрировал визуальную непрерывность и похожесть внутренних соседств, пост-военного пригорода, и современного пригорода. Оказалось, что то, что видели жители и посетители каждый день, не сильно отличалось на протяжении всего региона метрополиса. Общественная оценка, таким образом, не управляется в первую очередь визуальным рядом.
3. Образ как следствие образа жизни.
Richard Sennett argued that contemporary imagery was not based on what is seen or experienced, but was a construct of a people living in an unpredictable, fast-changing world. The images of the contemporary residential areas were, for him, "images of restitution," dietary supplements for the depravations of the work place.
Ричард Сеннет возражал, что современный образ основан не на том, что видится или переживается в опыте, а является конструктом людей, живущих в непредсказуемом, быстро меняющемся мире. Образы современных жилых кварталов для него – «образы восстановления», диетические добавки к дегенерации рабочего места.
Слайд 59Building for Life (buildingforlife.org)
Building for Life – это партнерство между несколькими
национальными агентствами Великобритании.
Home Builders Federation – представляет частных домовладельцев Англии и Уэльса.
Commission for Architecture and the Built Environment – консультативный орган правительства по архитектуре, городскому проектированию и общественному пространству.
Civic Trust – цель – привносить жизненность, устойчивое развитие и высокое качество проектирования в строящуюся среду.
Design for Homes – некоммерческая организация, отстаивающая ценность качественного проектирования жилья.
English Partnerships – национальное агентство по обновлению, помогающее правительству поддерживать высокое качество устойчивого развития в Англии.
Housing Corporation – финансирует и регулирует обеспечение социального арендного жилья в Англии.
Building for Life – это национальный стандарт проектирования жилых домов и соседств. Он обеспечивает качество проектирования и поддерживает лучшие практики в индустрии строительства жилья.
Критерии были приняты несколькими правительственными агентствами для оценки предлагаемых проектов на стадии планирования. Они также являются эталоном для муниципальных учреждений, по которым они отчитываются перед правительством по качеству проектирования производимого ими жилья.
Слайд 60Building for Life (buildingforlife.org)
Критерии Building for Life качества проектирования:
Характер
– У места
должна быть своя идентичность.
– Создавать характер городского и природного ландшафта, сохраняя и усиливая местные яркие образцы развития, ландшафта и культуры.
Непрерывность и отгороженность
– Место, где общие и приватные пространства четко разделены.
– Непрерывность уличных фасадов, и отгороженность пространства путем четкого разделения приватных и общих зон.
Качество общественной сферы
– Место с привлекательными и удачными внешними зонами.
– Создание общественных пространств, которые привлекательны, безопасны, несуматошны и работают эффективно для всего общества, включая людей с ограниченными возможностями и пожилых.
Легкость движения
– Место, где легко можно до всего добраться, и пробраться сквозь.
– Обеспечение доступности и проходимости путем создания мест, которые соединяются друг с другом, и где легко передвигаться сквозь, с приоритетом людям, а не транспорту, и интеграцией землепользования и транспорта.
Четкость
– Место, обладающее четким образом, которое легко понять.
– Обеспечение четкости путем развития, которое создает распознаваемые пути, пересечения и ориентиры, которые помогают людям ориентироваться.
Адаптивность
– Место, которое может легко меняться.
– Обеспечение адаптивности путем развития, отвечающего меняющимся социальным, технологическим и экономическим условиям.
Разнообразие
– Место с разнообразием и выбором.
– Обеспечение разнообразия и выбора путем смешения сочетаемых развитий и использования, которые совместно работают на создание жизненных пространств, отвечающих местным нуждам.
Слайд 61Городские тексты
Меднис Н.Е., филолог (2004 г.). Отрывок из работы «Сверхтексты в
русской литературе».
«К. Линч, автор получившей широкую известность книги "Образ города", говорит в связи с этим о возможности читать город как текст (Линч 1982, 16-19). По структуре своей текст города в некотором смысле приближается к художественному тексту. Внимательный глаз также обнаружит здесь свои сцепления, сближения и отталкивания, свои сопряжения образов. Место, которое занимают в словесном тексте "острия слов" (выражение А. Блока), в тексте города отводится доминантным точкам».
Слайд 62Четкость
«на примере деревенского случая»
Сафонова Т.В. «Повседневная топография и взаимодействие: на
примере деревенского случая»
«Успешное ориентирование основывается на построении и запоминании образа места. Эту идею высказал еще Кэвин Линч, также он описал основные элементы, с помощью которых эти образы создаются. Несмотря на то, что его исследование относилось к городскому пространству, все эти элементы, очевидно, также участвуют в создании образа лесного места. К таким элементам относятся путь (тропа), край (например, леса), участок, перекресток и ориентир (landmark). Умение из разного соотношения этих элементов составлять цельный образ места и лежит в основе хорошей ориентировки. Lynch, K. 2000 (1960). The Image of the City. Cambridge, MA: MIT Press, об элементах образа см. гл. III (p. 46-90), об основах ориентирования – Appendice A (p. 123-139)».
Слайд 63C A R R , L Y N C H A
N D
S A N D E L L , I N C .
О компании
Компания «Carr, Lynch and Sandell» предоставляет услуги по архитектуре, генпланированию, городскому проектированию, сохранению исторических ценностей, дизайну ландшафтов, выставочному дизайну. Основана в 1977 г.
Один из основателей компании, Кевин Линч (заслуженный профессор MIT по городским исследованиям и планированию), заявил, что «наша роль как проектировщиков – помогать создавать видение и определять пути, как его можно воплотить». Это остается главной основой философии нашего дизайна.
Создание красивой среды это, с необходимостью, совместное дело. Ни официальные лица, ни муниципальные власти, ни профессионалы проектирования, ни девелоперы, ни заинтересованные сообщества, сами не могут создать среду, которую хотят, без кооперации со многими другими. Carr, Lynch and Sandell при мастер-планировании и городском проектировании в первую очередь определяет, совместно с клиентом, те группы и индивидуумов, которые должны быть вовлечены, а затем разрабатывает процесс, в котором каждый может сделать созидательный вклад в решение. В таком случае, план или проект будет затрагивать и разрешать полный спектр социальных, физических, средовых и экономических проблем, которые дали стар проекту.
Слайд 64C A R R , L Y N C H A
N D
S A N D E L L , I N C . Проекты
Prudential Center Redevelopment Plan and Streetscape, Boston, MA
Carr, Lynch, Hack and Sandell создали план редевелопмента Prudential Center, достопримечательности Бостона размером 27 акров, после всестороннего общественного участия и исследования. Было проведено в ходе процесса планирования более 250 встреч, включавших 33 общественные группы. План предлагал добавление дополнительных 1.6 млн кубических футов офисных помещений, розничных магазинов и жилья; полную реконструкцию пешеходных зон; серию отгороженных аркад, связывающих Back Bay и South End; и новый сад в центре комплекса. В ходе реализации, Carr, Lynch and Sandell разработала уличное пространство, примыкающее к Центру, и новый сад к югу от Prudential tower.
Слайд 65C A R R , L Y N C H A
N D S A N D E L L , I N C .
Church Street Marketplace, Burlington, Vermont
Carr, Lynch Associates разработали пешеходную зону протяженностью четыре квартала, Church Street Marketplace, для главной улицы Берлингтона. Рыночная площадь имеет навес из стали и стекла (чтобы защитить пешеходов от частых штормов), уникальное покрытие дороги, композиции из валунов, сохраненные насаждения, новое уличное оборудование и освещение. Также есть отгороженные автобусные остановки, фонтанн и сад у City Hall, шесть общественных работ местных художников, сочетающихся с остальным дизайном. Рыночная площадь была разработана, чтобы отражать специфический характер Берлинтона и Вермонтской среды. Carr, Lynch работали с художниками Вермонта, которые создали работы для улиц, а затем помогали Комиссии Marketplace в разработке продолжающейся программы местного развлечения и культурной активности. Кафе, уличные продавцы, программы мероприятий, продолжают оживлять центр Берлингтона. Ремесленники, музыканты, артисты, помогают привлекать посетителей на площадь, и добавляют радости прохожим.
Слайд 66Вклад в когнитивную психологию
Линч внес вклад в теорию когнитивного восприятия городской
среды, в частности, когнитивные карты.
Теория восприятия среды берет начало в 60-х гг. 20-го века. К ней можно отнести архитекторов, городских планировщиков, географов, антропологов и психологов, которые исследовали взаимодействие между человеком и средой его жизни. Книга «Образ города» одна из ключевых среди литературы о виде городов. Линч обосновал важность человеческого видения. Его важное исследование было продолжено несколькими новыми теориями. Наиболее важна теория когнитивного восприятия городской среды, а особенно – когнитивные карты, в том числе компьютерные программы.
Кевин Линч первый обратил внимание на визуальные элементы и когнитивные идеи городской среды. Его книги интегрировали теорию городской формы, которая состоит из физических и психологических элементов, что было новым подходом, отличным от городских теорий того времени.
(Predrag Šiđanin, University of Novi Sad, Faculty of Technical Science-Department of Architecture and Urbanism, Serbia).
Идеи Линча были воплощены глобально в городском планировании в последние годы. Особенно акцент делается на создание более образоспособных элементов и ясных форм. Большие исследования были проведены в области пространственного восприятия (spatial cognition). Сегодняшние исследовательские методы включают использование технологий виртуальной среды, чтобы исследовать многие неисследованные зоны. С помощью виртуальной среды, экспериментатор может манипулировать геометрией элементов среды, а также их расположением в виртуальном мире (в реальной среде эти варианты были бы невозможны). Исследования включают: исследование особых ракурсов элементов в городе, которые позволяют легче искать дорогу, а также определяются, как люди двигают головой и телом во время навигации. Последние результаты этого исследования говорят, что люди лучше представляют себе требуемое место, когда вращения головы и смещения тела синхронны с визуальными ключами.
Mauro Cherubini (http://www.i-cherubini.it/mauro/blog/2003/11/04/lynchs-legibility/)