Слайд 1
УДИВИТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ, ИЛИ КАК «ОЧЕЛОВЕЧИТЬ» РАБОТУ ПО ТЕМЕ «МЕСТОИМЕНИЕ»
УЧИТЕЛЬ
РУССКОГО ЯЗЫКА
МОУ СОШ №3 г.Иркутска
КАРЕТНИКОВА
СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА
Слайд 2МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОБОБЩАЮЩЕГО УРОКА
Из дальних странствий возвратясь
Слайд 4ПОДБОР ПРИМЕРОВ
Учащиеся подбирают максимальное количество стойких словосочетаний или предложений, которые
содержат местоимения каждого разряда.
1. Без денег в город - сам себе ворог. 2. Вместе тесно, а врозь скучно. 3. Всё хорошо, что хорошо кончается. 4. Всяк правду ищет, да не всяк её творит. 5. Всякому овощу своё время. 6. Всем сестрам по серьгам. 7. За чем пойдёшь, то и найдёшь. 8. За что купил, за то и продал. 9. Знай сверчок, свой шесток. 10. За свой грош везде хорош. 11. И моя копеечка не щербата. 12. Каковы сами, таковы и сани. 13. На всякого мудреца довольно простоты. 14. На всех не угодишь. 15. Нашего полку прибыло. 16. Не тот живёт больше, чей век дольше. 17. Своя земля и в горсти Мила. 18. Сколько голов, столько и умов. 19. Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай. 20. Спасибо вашему дому, пойдём к другому. 21. Чует кошка, чьё мясо съела. 22. Эта ворона нам не оборона. 23. Хорошо тому жить, кому бабушка ворожит. 24.Это не ученье, а мученье. Азбуку учат, во всю избу кричат. 25. Мелят день до вечера, а послушать нечего. 26. Петь хорошо вместе, а говорить порознь. 27. За твоим языком не поспеешь и бегом. 28. Мудрено тому учить. что сами не знаем (не умеем)
Слайд 5Вопросы для любознательных
1. Какие разряды местоимений различаются только значением?
2. В
каком местоимении два звука, но одна буква?
3. Известно, что местоимения 3-го лица, употребляющиеся с предлогом, принимают начальный н (у нее, от нее, за ним). Почему нет н в местоимениях следующих примеров: За ее домом начиналось уже поле. У его стола стояла книжная полка.
4. Какие местоимения не имеют именительного падежа?
5. Какие местоимения имеют форму только одного падежа?
Слайд 6Назови местоимение
1. Принадлежащий мне. 2. Возвратное местоимение в родительном падеже. 3.
Определительное местоимение, синоним местоимений каждый, любой. 4. Вопросительное местоимение: какой по порядку. 5. Указательное местоимение, антоним местоимения этот. 6. Отрицательное местоимение: ни ты, ни я, ни он. 7. Определительное местоимение: именно, как раз. 8. Неопределённое местоимение, синоним местоимения кто-то. 9. Принадлежащий нам. 10. Личное местоимение 3-го лица множественного числа. 11. Неопределённое местоимение: неизвестно кто.
Слайд 7По щучьему велению, по моему хотению ...
В приведённых
ниже предложениях замените выделенные слова местоимениями и укажите их разряд. За каждый правильный ответ - 2 балла. Подсчитайте свои баллы в конце игры. Кто победитель?
1. Отдельные отрывки из поэмы я выучил наизусть. 2. Целый вечер мы украшали ёлку. 3. Пчёлы перелетали то на один цветок, то на другой цветок. 4. Родители ушли, и мы остались одни. 5. По краю скамейки полз неизвестный жучок. 6. Теперь уже любой ученик нашего класса решит такую задачу. 7. Яблоки поделили поровну: вышло по три яблока на брата. 8. Кругом леса дремучие, кругом болота топкие, ни конному проехать к ним, ни пешему пройти. (Н.) 9. Ни акварельной, ни масляной краски у нас не было. 10. Это мы хотим сделать без посторонней помощи. 11. Не помню кому моя затея показалась неосуществимой. 12. Ни дождь, ни буря нас не остановят.
Слайд 8Поспешишь - людей насмешишь
Исправьте стилистические неправильные предложения
и запишите их. Придумайте сами предложения подобного типа, откройте «копилку» таких примеров из серии «нарочно не придумаешь», а потом проведите весёлый урок.
1. Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел с него снять шкуру. 2. А. П.Чехов, он родился в Таганроге. 3. Когда у ей получался фокус, Каштанка звонко лаяла. 4. Гусь среди их был самый старый и степенный. 5. Мой любимый уголок. У стола возле окна, за которым я делаю уроки. 6. Мы ходили на пруд, на нём росло много лилий и плавали лебеди. Мы сплели из них красивый венок. 7. Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии.
Слайд 9Кто грамоте горазд, тому не пропасть!
Составьте предложения с указанными словами. Почему
различно написание этих слов? Прочитайте свои примеры вслух, сверьтесь с ответом товарища.
Потому - по тому, затем - за тем, поэтому - по этому, также - так же .
Слайд 10Вопросы - шутки
Какое местоимение можно записать одной буквой?
Какие два местоимения
мешают автотранспорту?
Какие три местоимения самые чистые?
Какой остров в Карибском море утверждает, что он одежда?
Какое местоимение может в спорте удовлетворить соперников, но разочаровать болельщиков?
В каком фразеологизме определительное местоимение утверждает, что оно не притяжательное?
Какой газ отрицает личное местоимение?
Слайд 11Материалы викторины
1. Антоним какого местоимения го, что стал прилагательным?
2. Какое
местоимение не имеет своего самостоятельного именительного падежа?
3. Назовите два числительных, употребляющихся в роли неопределённого и определительного местоимений.
4. Вспомните несколько фразеологизмов с местоимениями-антонимами.
5. Назовите несколько местоимений-антонимов.
6. Назовите местоимения, которые, дружа с частицами, недолюбливают предлоги.
7. Какие местоимения сами по себе не указывают ни на определённый падеж, ни на число?
8. Какие фразеологизмы состоят из одних местоимений?
Слайд 12Какие местоимения преобладают в стихотворении Ю. Коваля
«На яхте»
Однажды куда-то на
яхте
Откуда-то
Кто-то поплыл.
Летали какие-то чайки,
О чем-то кричали ему.
Какой-то дельфин остроносый
В зеленые волны нырял.
И ветер, почти незаметный,
Чуть-чуть паруса надувал.
Наверно, какие-то люди
Глядели уплывшему вслед.
И кто-то, наверное, думал:
«Скорей возвращайся назад».
И мне бы хотелось на яхте
В открытое море уйти,
Послушать, о чем кричат чайки,
Дельфина увидеть в волнах.
А вечером после заката
На берег вернуться, домой.
Но пусть меня кто-нибудь встретит,
Но пусть меня кто-нибудь ждет.
Слайд 13ПРОЧИТАЙТЕ РАССКАЗ А.П.ЧЕХОВА «МОЯ «ОНА». СОВПАЛИ ЛИ ВАШИ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ О ТОМ,
КТО «ОНА»?
Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но знаю только, что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой ее власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от нее,- связь, стало быть, крепкая, прочная ... За ее привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом ... По ее милости я хожу раздет, живу в дешевом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. Все, все пожирает она, ненасытная! Я ненавижу ее, презираю ... Давно пора развестись с ней, но не развелся я до сих пор потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи ... Детей у нас пока нет ... Хотите знать ее имя? Извольте ... Оно поэтично и напоминает Лилию, Лелю, Нелли ...
Ее зовут - Лень.
Слайд 14Исправь ошибку:
В ШКОЛЬНОМ СОЧИНЕНИИ ВСТРЕТИЛОСЬ ТАКОЕ ПРДЛОЖЕНИЕ: «В ИХНЕМ ДОМЕ
МНОГОЕ ИЗМЕНИЛОСЬ».
УЧИТЕЛЬНИЦА СКАЗАЛА ,ЧТО ТЫ ПЛОХО ВЕДЕШЬ НА УРОКЕ.
ОНА ПЛОХО ЧУВСТВОВАЛА И НЕ МОГЛА ВЫЙТИ НА РАБОТУ.
Слайд 15Цель Тургенева
ЗАЧЕМ И.С.ТУРГЕНЕВ В УСТА ОДНОГО ИЗ ГЕРОЕВ ВЛОЖИЛ ТАКУЮ ФРАЗУ:
«ЛОШАДЬ ТОЧНО ИХНЯЯ-С,ТОЛЬКО ПРОДАВАТЬ ОНИ ЕЕ НЕ ПРОДАВАЛИ»?
Слайд 16Опишите картину И. Айвазовского. Подчеркните местоимения. Определите их разряд.