Путешествие = пут-е-шествие Шествие – от шестие (из старославянского)- от основы шьд [ ход ] (дт > ст ); х перед ь >ш, ь>е Иоанн ( еврейский ) – благодать. презентация

Содержание

«Путешествие Иоанна Новгородского на бесе в Иерусалим» историко – бытовая повесть XV век

Слайд 1Лингвистическая поэтика на уроках древнерусской литературы


Слайд 2 «Путешествие Иоанна Новгородского на бесе в Иерусалим» историко – бытовая повесть

XV век

Слайд 3Путешествие = пут-е-шествие
Шествие – от шестие (из старославянского)-
от

основы шьд [ ход ] (дт>ст); х перед ь >ш, ь>е
Иоанн (еврейский) – благодать Божия
Новгородский = новый + город (переселенцы из Польши и Германии)
Бес - общеславянское ,того же корня, что беда
Бес – из старославянского – дьявол
Иерусалим (еврейский) Иеро=святой, салим=город [иеромонах (священник-монах), иероглиф (священное письмо]

Работа с названием произведения


Слайд 4Великий Новгород Иерусалим


Слайд 5Имя автора
Пахомий (греч.) = широкоплечий
Преподобный Пахомий Великий

является столпом пустынножительства и основателем монашеского общежития в Египте в IV в.н.э..
Логофет (логос = слово) - словесник , писатель
- агиограф – составитель житий
(агио = святой, графо = писать)



Автор: Пахомий Логофет писатель XV века родом серб ("сербин", как называется он в наших рукописях), жил сначала на Афоне и еще в молодых годах пришел в Россию.


Слайд 6Иоанн архиепископ Новгородский 1163 - 1186


Слайд 7Историко-культурный контекст


Слайд 9Юрьев монастырь 1119 -1130 под
Великим Новгородом
Крестный ход


Слайд 10Здание монашеских келий


Слайд 11Толкование лексики
Архиерей – высший чин духовенства, священник
Архимандрит – настоятель монастыря,

начальник
Игумен – настоятель монастыря, наставник.
Монастырь – обитель, общежитие иноков-монахов
Монах – член религиозной общины, давший обет вести аскетический образ жизни
Инок – монах
Келья – жилище монаха, комната
Юродивый – святой, притворяющийся безумным,
часто обладающий даром предвидения
Фимиам - благовоние, ароматы
Лукавый – 1) нечистый дух, 2) лживый
Окаянный - проклятый




Слайд 12Этимологический словарь
Архиерей = (греч) archi…-главный+hieros -священный
Архимандрит – (греч) archimandrites =священник-монах
Игумен –

(греч) hegumenos - идущий впереди, ведущий
Монастырь – (греч) monasterion Монах – (греч) monachos суффиксальное производное
Инок – (калька с греч): ин+ок = mon+achos=monachos
Келья <(греч) kella< (лат) cella = клетка
Юродивый –(старосл) у+род (у – приставка с отрицаттельным значением)
Фимиам – (греч) thymiama – благовонный дым
Лукавый – (общеслав) от лука = хитрость, коварство
Окаянный – (старосл) о+каяти (наказание) – kaina, того же корня, что цена

Слайд 13


Теснятся все к Тебе во храм,
И все с коленопреклоненьем
Тебе приносят фимиам,
Тебя гремящим славят пеньем;
Я одинок в углу стою,
Как жизнью, полон я Тобою,
И жертву тайную мою
Я приношу Тебе душою.
В.А.Жуковский 1821

Лексико-семантический анализ эпиграфа


Слайд 14К кому в храм приходят люди? Как передается внешнее поклонение? (теснятся,

коленопреклоненье, фимиам (благовоние, ароматы), пенье гремящее). Что мы слышим, видим, чувствуем? Толчею, суету.
Что противопоставляется этому внешнему громкому прославлению Бога? «Я одинок в углу стою…».
Где происходит прославление Бога? В душе человека. Какое из них более важное? Внутреннее.
Почему это стихотворение Жуковского взято в качестве эпиграфа? Речь в повести идет о монахе (одиноком), человеке, отрекшемся от мира, кроме того, он святой, то есть искренно и истинно любит Бога и славит Его в душе.

Слайд 15Работа над сюжетно-композиционными элементами.
Озаглавить – подобрать ключевое слово
Определяем, из скольких эпизодов

состоит эта часть повести, озаглавливаем их:
«Путешествие»
«Клевета» ( или «Месть»)
«Прославление»
Три эпизода – три ряда, от каждого ряда к доске представитель запишет сюжетно-композиционные элементы. (Имеет право на совет с товарищами.)


Слайд 16«Путешествие»
Вступление – мораль.
Завязка – шелест беса в сосуде.
Развитие действия: 1. Заклятие

2. Превращение беса в коня
3. Путешествие.
Кульминация – поклонение гробу Господню.
Развязка – возвращение.
Концовка – исчезновение беса.

Слайд 17«Клевета»
Завязка – угроза беса в 1 эпизоде; рассказ св.Иоанна о путешествии.
Развитие

действия – появление предметов, толки людей.
Кульминация – осуждение.
Развязка – посадили на плот.


Слайд 18«Прославление»
Кульминация – чудо: плот плывет вверх по течению.
Развязка – 1. раскаяние

горожан
2. крестный ход
3. встреча в монастыре
4. прощение, молебен
Концовка – поучение автора (выводы)

Слайд 19Эмоционально-экспрессивный анализ лексики
характеристика Иоанна Новгородского по глаголам:
- к бесу:

быстро подошел
Заключил
Повелел
Приказал
(мужество, решительность, бесстрашие, сила воли, твердость, власть – уверенность во всемогуществе Бога, - то есть сила веры)

Слайд 20- к Богу: возблагодарил

Прослезился
Поклонился
Облобызал
(любовь, уважение, благоговение, почтение, стремление быть с Богом)
- к людям: вел беседу
Поучал
Молился
Простил
Благословил
(с любовью, жалостью, пониманием слабостей, великодушием, заботой, подражая Богу)
ВЫВОД. Главный герой - идеал автора

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика