Задания на умение применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач. Часть 2 презентация

Содержание

ЗАДАНИЯ НА УМЕНИЕ ПРИМЕНЯТЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ

Слайд 1 ЧАСТЬ 2 – ЗАДАНИЯ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ
Общие правила:
1) Внимательно прочитать

условие задания и четко уяснить сущность требования – что сделать и как записать ответ.
2) Обратить внимание на то, что нужно назвать – указать, сформулировать и т.п. признаки (черты, аргументы, примеры и т.п.)
3) Зафиксировать, какое количество данных элементов нужно привести.

Слайд 2ЗАДАНИЯ НА УМЕНИЕ ПРИМЕНЯТЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ



Слайд 3Задания 28-31

Задания 28-31 объединены в составное задание с фрагментом неадаптированного текста.


Задания 28 и 29 направлены преимущественно на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде. Ученик должен прочитать текст, найти в нем ответ на вопрос и грамотно и четко записать в бланк ответов ЕГЭ.

Задание 30 нацеливает на характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на обществоведческие знания.
Задание 31 предполагает использование информации текста в другой познавательной ситуации, формулирование и аргументацию оценочных, а также прогностических суждений, связанных с проблематикой текста.

Отвечая на задания 30 и 31 следует помнить: не всегда нужно искать ответ в тексте. Необходимо сформулировать ответ самостоятельно на основе той обществоведческой информации, которой он владеет, и записать его в бланк ответов ЕГЭ


Слайд 4 КАКИХ ОШИБОК СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ 28-29
приведение положений, не предусмотренных

критерием ответа (например, определения науки, не содержащиеся в тексте);
переписывание больших фрагментов текста, хотя и содержащих требуемый элемент ответа, но без вычленения его из окружающего контекста;
пересказ требуемых фрагментов текста своими словами. Строго говоря, ошибкой это является не всегда, но зачастую при таком пересказе адекватность и точное соответствие смысла формулировок учащегося содержанию текста утрачивается;
отсутствие ответа на поставленный вопрос или необходимого количества обоснований;
ответ на вопрос и обоснования не разграничиваются и смешиваются, тем самым требуемая структура ответа не соблюдается.


Слайд 5 КАКИХ ОШИБОК СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ 30-31
уклонение от темы,

подмена вопроса;
отсутствие прямого ответа на поставленный вопрос, хотя наличествуют аргументы и суждения, требуемые в задании;
предъявление в качестве ответа дословных фрагментов текста или пересказ их собственными словами вне связи с поставленным вопросом или с требуемыми аргументами;
предъявление в качестве аргументов рассуждений общего характера;
отсутствие конкретных примеров, когда это требуется в задании;
подмена обществоведческих знаний обыденными представлениями, неоправданное уклонение в публицистичность, избыточная демонстрация эмоций.


Избежать этих ошибок поможет навык аналитической работы с текстом.
Учащийся должен определить его главную мысль, основные части.
Иногда нелишне перед ответами на вопросы составить на черновике план текста.


Слайд 6Задание 32

32 – задание, проверяющее умение применять правильно раскрытое в
смысловом отношении

теоретическое положение в заданном контексте.

Определение понятия и составление с ним двух информационных предложений, отражающих определенные теоретические обществоведческие данные.
Например: Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «ре­ли­гия»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния: одно пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о струк­ту­ре ре­ли­гии, и одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее любую функ­цию ре­ли­гии в об­ще­стве.

Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «от­расль права»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния: одно пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию об ос­нов­ных от­рас­лях рос­сий­ско­го права, и одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее пред­мет ре­гу­ли­ро­ва­ния одной из от­рас­лей рос­сий­ско­го права.

Слайд 7Задание 32
При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния: одно пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее

ин­фор­ма­цию о струк­ту­ре ре­ли­гии, и одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее любую функ­цию ре­ли­гии в об­ще­стве.
  одно пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию об ос­нов­ных от­рас­лях рос­сий­ско­го права, и одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее пред­мет ре­гу­ли­ро­ва­ния одной из от­рас­лей рос­сий­ско­го права.
одно пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о ме­то­дах эм­пи­ри­че­ско­го по­зна­ния, и одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее сущ­ность ра­ци­о­наль­но­го по­зна­ния.
одно пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о струк­ту­ре об­ще­го об­ра­зо­ва­ния в РФ, и одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее любую функ­цию об­ра­зо­ва­ния как со­ци­аль­но­го ин­сти­ту­та.
одно пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о струк­тур­ных ком­по­нен­тах из­би­ра­тель­ной си­сте­мы, и одно пред­ло­же­ние о типах из­би­ра­тель­ных си­стем.
одно пред­ло­же­ние, со­дер­жа­щее ин­фор­ма­цию о функ­ци­ях на­ло­гов, и одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее осо­бен­но­сти кос­вен­ных на­ло­гов.


Слайд 8КАКИХ ОШИБОК СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЯ 32
Называние несущественных признаков понятия.
Указание

не характеристик конкретного социального объекта, а более общих родовых признаков класса, куда входит этот объект.
Называние одних и тех же признаков в различных формулировках.
Называние признака понятия и его конкретизация, уточнение, которое не может считаться самостоятельным признаком.
Описание отдельных проявлений того или иного социального явления, не могущих считаться его признаком (например: «признак массовой культуры — её часто показывают по телевизору», «в административной системе много чиновников и бюрократов»).

Слайд 9Задание 33

С6 – задание, требующее конкретизации приведенных положений, оно проверяет умение

иллюстрировать примерами изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук.

Разновидности задания:

Предполагает приведение примеров социального объекта, процесса или взаимосвязи.
Например: Приведите три примера правоотношений, регулируемых нормами административного права.
Назвать некоторое количество характеристик социального объекта и проиллюстрировать их фактами из общественной жизни.
Например: Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания приобретения права собственности, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.


Слайд 10Задание 33




Слайд 11КАКИХ ОШИБОК СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЯ 33
не вычленяются отдельные элементы

правильного ответа, требуемые в задании, в частности, положения и примеры смешиваются. Экспертам приходится производить в дальнейшем вычленение отдельных элементов на своё усмотрение;
конкретные примеры подменяются общими положениями, в результате зачастую содержательно верный ответ не отвечает на требования задания и оценивается в «0» баллов;
не выражена связь между примером и теоретическим положением, пример существует обособленно и отражает социальную ситуацию, процесс, явление, которые необходимо проиллюстрировать;
при выполнении задании С6 первого варианта детально расписанные примеры не раскрывают требуемую черту, роль, и т.п. того или иного социального явления, процесса или взаимосвязь между ними. Скажем, примеры содержат детализированные описания экологических бедствий, но нет обоснования их глобального характера, т.е. не показывается проявление типичных черт, глобальных проблем человечества, как того требует задание.

Слайд 12Задание 34

С7 – задание-задача, требующее анализа представленной информации, в том числе

статистической и графической, объяснения связи социальных объектов, процессов, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, а также прогностических суждений, объяснений, выводов.

Например: 1)13-летний гражданин России решил устроиться по трудовому договору в фирму курьером. Однако ни одна из фирм, в которые он обращался, не приняла его. Правомерны ли действия фирм? Нормы какого юридического документа позволяют квалифицированно ответить на этот вопрос? Приведите обоснование своего мнения.
2) По данным ООН, в мире около 113 млн. детей по тем или иным причинам не посещают школу. 97% (около 110 млн. человек) из них проживают в странах «третьего мира»: 48,5 млн. человек – в странах Южной и Юго-Восточной Азии; 42,3 млн. человек – в странах Африки. Сделайте два вывода на основе анализа приведённых данных. Опираясь на обществоведческие данные, материалы СМИ, укажите одну из возможных причин того, что именно страны этих регионов лидируют по численности детей, не посещающих
школу.


Слайд 13Задание 34


Слайд 14КАКИХ ОШИБОК СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЯ 34
экзаменуемые не отвечают на

поставленный вопрос, а пускаются в отвлечённые рассуждения;
приводимые аргументы очень низкого качества, основаны не на знании теоретических положений курса, а на обыденных, а зачастую обывательских представлениях, рассуждения подменяются гипертрофированным выражением эмоций;
экзаменуемые не дают чёткого ответа в тех заданиях, где содержится вопрос, а сразу переходят к аргументации;
учащиеся не определяют социальный объект, признаки которого им надо распознать по условию задачи;
выводы из приведённых в условии данных, сделанные учащимися, носят чрезмерно общий характер, не вытекают из конкретных реалий, описанных в условии или представленных в нетекстовом виде (таблицы, диаграммы).

Слайд 15ЗАДАНИЕ 35
С8. Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Экологический кризис

как глобальная проблема современности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Составление сложного плана как вид деятельности не всегда используется в практике преподавания обществоведческого курса, хотя оно выступает действенным средством систематизации знаний, обобщения изученного.
Выполнение данного задания связано не только со знанием содержательной стороны вопроса, но и с умением определить логику раскрытия содержания, сформулировать пункты плана, установить аспекты содержания, обозначенные в тех пунктах, которые требуют детализации и должны быть раскрыты в подпунктах.


Слайд 16Задание С 8

Примерная структура плана:
Понятие о…
Характерные признаки, отличительные черты, основные принципы.
Основные

функции (детализировать в подпунктах).
Основные виды, типы, формы (детализировать в подпунктах).
Тенденции, специфика развития в современном обществе.
Тенденции, специфика развития в современной России.


Слайд 17ЗАДАНИЕ 36
Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в

форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).
При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
Это — наиболее трудоёмкое, объёмное задание, но оно даёт выпускнику возможность получить наибольшее количество первичных баллов сравнительно с другими (с 2010 г. — 5 баллов, ранее — 4 балла). В тоже время оно и наиболее сложно в проверке. Задание предлагается выполнить на альтернативном, содержательном материале: к выбору учащихся предлагается пять тем сочинений-эссе, соотносящихся с одной из пяти базовых наук обществоведческого курса.

Слайд 1836
Задание требует от выпускников:
умения формулировать на основе обществоведческих знаний собственные

суждения и аргументы по социальным проблемам,
понимать смысл высказывания, предъявленного в афористичной форме, видеть за ним конкретную обществоведческую проблему,
логично выстраивать собственный текст,
различать причины и следствия, тезисы и аргументы, делать обоснованный вывод.

Слайд 20
Как вы понимаете данное высказывание?
Что, по вашему мнению, хотел

сказать автор?
Для начала полезно попытаться пересказать мысль
автора своими слова.

Именно с определения смысла высказывания –
осуществляется выбор темы для написания эссе!

Задача № 1. РАСКРЫТЬ СМЫСЛ ВЫСКАЗЫВАНИЯ


Слайд 21ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Индивид и личность, индивидуальность
Биосоциальная
сущность
человека
Роль игровой
деятельности
Противоречивость
прогресса


Слайд 22Неравенство людей
Правовой нигилизм, соблюдение законов,
Правовая культура
Соблюдение прав человека,
Правовое
государство
Деятельность

человека, в том числе и разрушительная

Слайд 23Основная мысль автора
Не стоит повторять дословно слова автора, главное -

раскрыть смысл высказывания. Можно использовать клише:
«Смысл данного высказывания состоит в том, что ...
«Автор обращает наше внимание на то, что ... »
«Автор убежден в том, что ... »
В своем высказывании автор имел ввиду, что..
Автор хотел донести до нас мысль о том, что…
Смысл данного высказывания состоит в том, что
Автор обращает наше внимание на то, что…
Мысль автора состоит в том, что

Например по теме : «Прогресс есть замена одних неприятностей другими».
(X. Эллис)

Мы гордимся тем, что живем в век научно-технического прогресса. Неужели Эллис отрицательно относился к прогрессу? Наверное, в своем высказывании автор имел ввиду его противоречивость.
Мысль автора заключается в том, что наряду с положительными сторонами прогресс имеет и отрицательные моменты.
.

Слайд 24Начало работы над ЧЕРНОВИКОМ
ПРИМЕР


Слайд 25ПОДХОДЫ К НАПИСАНИЮ ЭССЕ


Слайд 26ПОДХОДЫ К НАПИСАНИЮ ЭССЕ


Слайд 27ПОДХОДЫ К НАПИСАНИЮ ЭССЕ


Слайд 28ПОДХОДЫ К НАПИСАНИЮ ЭССЕ

Как раскрыть смысл высказывания
Выбрав тему эссе,

следует четко сформулировать проблему, которая послужила основой для высказывания. Для этого нужно своими словами переформулировать тему, определив главную мысль.
Выделить ключевые слова (словосочетания) высказывания, которые помогут определить основную мысль изречения, основную идею автора высказывания.
Смысл высказывания логичнее писать в начале эссэ.


Как аргументировать свою позицию
ПОПС - формула:

П - Положение (утверждение) — Я считаю, что ...
О - Объяснение — Потому что…
П - Пример, иллюстрация — Например, ...
С - Суждение (итоговое) — Поэтому (таким образом), ...



Слайд 29ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ К НАПИСАНИЮ ЕССЕ О.А.ЧЕРНЫШОВОЙ
Формулирование проблемы, главной идеи,

поднятой автором высказывания;
Обозначение актуальности рассматриваемой темы;
Определение смысла высказывания;
Выделение основных терминов, понятий, которые помогут раскрытию темы на теоретическом уровне;
Перечисление примеров, которые будут являться аргументами

Слайд 30ПРИМЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ


Слайд 31ПРИМЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ


Слайд 32ПРИМЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ


Слайд 33КАКИХ ОШИБОК СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЯ 36
Непонимания сути заявленной темы.
2.

Отсутствия структурированности в изложении.

3. Неумения придерживаться ответа на основной вопрос (пространных отвлечений от темы).

4. Использования риторики (утверждений) вместо аргументации (доказательств).

6. Слишком обширной описательной части, не подкрепленной аналитическим материалом.

7. Изложения других точек зрения без ссылок на авторов данных идей и без высказывания собственной позиции.

8. Повторов без необходимости.

5. Небрежного оперирования данными, включая чрезмерное обобщение.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика