Введение в дидактику презентация

Содержание

План Основные категории Задачи Проблемы Принципы Обучение как целостная система Функции обучения

Слайд 1Введение в дидактику
Тема 6


Слайд 2План
Основные категории
Задачи
Проблемы
Принципы
Обучение как целостная система
Функции обучения


Слайд 3Дидактика
(от греч. didakitos - поучающий, didasko - изучающий) - отрасль

педагогической науки, раскрывающая теоретические основы образования и обучения в их наиболее общем виде

Слайд 4Дидактика
выявляет закономерности, принципы обучения, задачи, содержание образования, формы и методы преподавания

и учения, стимулирования и контроля в учебном процессе, характерные для всех учебных предметов, на всех возрастных этапах обучения.


Слайд 5Дидактика изучает
закономерности и специфику образования и обучения в общеобразовательной, профессиональной, средней

специальной, высшей школе и других системах обучения.

Слайд 6Объект дидактики
- процесс обучения

Предмет - вскрытие закономерностей процесса обучения, изучение

системы отношений: ученик - учебный материал, учитель-ученик, ученик-другие ученики


Слайд 7Вольфганг Ратке (1571-1635)
Ввел термин «дидактика» для обозначения искусства обучения
Был предшественником
Я. А.

Коменского
(дидактика – «Универсальное искусство учить всех всему»)

Слайд 8Иоганн Фридрих Гербарт

1776-1841

придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения


Слайд 9Основные задачи дидактики
Остаются неизменными со времен Ратке
разработка проблем: чему учить,

как учить
Современная наука интенсивно исследует и такие проблемы: когда, где, кого и зачем учить
как учить эффективно

Слайд 10Дидактический процесс


Слайд 11Основные категории дидактики
обучение, преподавание, учение, образование, знания, умения, навыки
цель, содержание,

организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения
В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям «дидактическая система» и «технология обучения».

Слайд 12Обучение
целенаправленный процесс взаимодействия педагога с учащимися, их совместной деятельности, в ходе

которой осуществляется образование, воспитание и развитие
общение, в ходе которого происходит накопление знаний, умений, навыков, развитие, образование.
Обучение делится на преподавание и учение

Слайд 13Преподавание
- упорядоченная деятельность педагога, направленная на реализацию цели обучения, обеспечение информирования,

осознания и практического применения знаний

Слайд 14Учение
- процесс деятельности учащегося по освоению знаний, умений и навыков, опыта,

творчества и эмоционально-ценностных отношений, в ходе которого возникают новые формы поведения и деятельности, применяются ранее приобретенные знания и навыки

Слайд 15Образование
- процесс становления культурного человека и результат обучения, система приобретенных знаний,

умений, навыков, способов мышления, мировоззрения, нравственности и общей культуры.

Слайд 16Знания
- информация, которая может преобразовываться и использоваться, совокупность информационных идей человека,

в которых выражается теоретическое овладение этим предметом.

Слайд 17Исаак Яковлевич Лернер

(1917 - 1996 )
говорит о трех уровнях знаний:

усвоение и воспроизведение, использование на практике, перенос на нестандартные ситуации.


Слайд 18Умения
- овладение способами применения знаний на практике.
Разделяются на четыре группы:

общечеловеческие, общие учебные (письмо), поисково-информационные (библиотеки), организационные.
Навыки - умения, доведенные до автоматизма.

Слайд 19Целью в дидактике
является образ конечного результата, то, к чему стремится процесс

обучения

Слайд 20Содержание обучения
содержание обучения - система знаний, умений, навыков, способов деятельности и

мышления, ценностных отношений, которыми учащиеся овладевают в процессе обучения

Слайд 21Познавательная активность -
характеристика деятельности учащихся, заключающаяся в мобилизации интеллектуальных, нравственных и

волевых сил для решения учебно-познавательной задачи.
Без активности учащегося процесс обучения не состоится
Однако и учитель должен активно воздействовать на учащихся, мотивировать их

Слайд 22Задачи дидактики:
Научное описание и объяснение процесса обучения и условий его

реализации
Усовершенствование процесса обучения и создание новых технологий обучения

Слайд 23Как теория обучения и образования дидактика разрабатывает следующие проблемы:

определяет

педагогические основы содержания образования
исследует сущность, закономерности и принципы обучения, а также пути повышения его развивающего влияния на учащихся
изучает закономерности учебно-познавательной деятельности учащихся и пути ее активизации в процессе обучения
разрабатывает систему общепедагогических методов обучения и условия их наиболее эффективного применения
определяет и совершенствует организационные формы учебной работы в образовательно-воспитательных учреждениях


Слайд 24Дидактика как наука
изучает закономерности, действующие в сфере ее предмета,
анализирует зависимости,

обуславливающие ход и результаты процесса обучение,
определяет методы, организационные средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач

Слайд 25Функции дидактики
Теоретическая (главным образом, диагностическая и прогностическая)
Практическая (нормативная, инструментальная)


Слайд 26Дидактика охватывает систему обучения
по всем предметам и
на всех уровнях учебной

деятельности
По ширине охвата изучаемой действительности выделяют
общую и частную дидактику

Слайд 27Предмет исследования общей дидактики
- процесс преподавания и учения вместе с факторами,

которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит

Слайд 28Частные дидактики
называют методиками преподавания.
Они изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и

методы преподавания различных учебных предметов
Каждый учебный предмет имеет свою методику

Слайд 29Дидактические принципы
- основополагающие требования к практической организации учебного процесса


Слайд 30К наиболее важным дидактическим принципам относятся:
Обучение должно быть научным и

иметь мировоззренческую направленность
Обучение должно характеризоваться связью теории с практикой
Обучение должно быть наглядным
Обучение должно быть активным и сознательным
Обучение должно быть доступным
Обучение должно быть систематическим и последовательным
Обучение должно быть прочным


Слайд 31Эти принципы
составляют систему
определяются целями воспитания и имеют исторический характер
Некоторые

принципы утрачивают свое значение в новых условиях, и
появляются новые, в которых отражаются новые требования общества к обучению

Слайд 32Принципы реализуются через правила обучения,
которые есть средства реализации принципов.
Правила -

конкретные указания учителю в том, как нужно действовать в типичной педагогической ситуации.
Это руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения
Правила вытекают из принципов обучения.

Слайд 33Обучение как целостная система
Охарактеризовать процесс обучения как систему можно только в

динамике, проследив за ее составом (элементами), структурой (связями) в соответствии с функциями:

Слайд 34Дидактическая система


Слайд 35Характерные черты учебного процесса как системы:
целостность в единстве учения и

преподавании, объединении знаний, умений, навыков в систему мировоззрения
системность, комплексность
целенаправленность и упорядоченность
динамичность
неопределенность результата


Слайд 36Учебный (дидактический) процесс содержит следующие главные звенья взаимодействия:
Деятельность педагога
Деятельность обучаемых


Слайд 38Для обучения характерны следующие признаки:
Двусторонний характер
Совместная деятельность учителей и учащихся
Руководство

со стороны учителя, заключающееся в организация деятельности учащихся, их стимулировании и мотивации
Развитие творческих способностей
Планомерная организация и управление
Целостность и единство целей, средств и результат
Соответствие закономерностям возраста
Наряду с обучением, развитие и воспитание учащихся

Слайд 39Выделяют три функции обучения:
образовательную
Воспитательную
развивающую


Слайд 40Образовательная
Состоит в том, что процесс обучения направлен на формирование знаний, умений,

навыков, мировоззрения и опыта творческой деятельности
Имеет значение то, что усвоенные знания должны характеризоваться полнотой, системностью, осознанностью и действенностью

Слайд 41Развивающая
Обозначает то, что в процессе обучения происходит развитие обучаемого обо всех

направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной, двигательной, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сфер личности.

Слайд 42Воспитательная
Состоит в формировании нравственных и эстетических представлений, системы взглядов на мир,

способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять принятые в нем законы.

Слайд 43Для понимания роли обучения как средства развития и формирования личности
большое значение

имеет то, что этот процесс не сводится только к овладению обучающимися знаниями, выработке практических знаний и умений.
Обучение оказывает более широкое развивающее и формирующее влияние на личность

Слайд 44Знания как предмет усвоения
имеют 3 взаимосвязанных стороны:
Теоретическую.
Практическую.
Мировоззренческо-нравственную

При правильно поставленном обучении

учащиеся овладевают всеми этими тремя сторонами материала.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика