Слайд 1Влияние загадок на речевое развитие
детей дошкольного возраста.
Слайд 2
Фольклорист В.П. Аникин определял загадку как «мудрый вопрос, поданный в
форме замысловатого, краткого, как правило, ритмически организованного описания какого-либо предмета или явления».
По Ю.Г. Илларионовой, «загадка-это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса».
Слайд 3
Коррекционно-развивающие возможности загадки:
- воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;
- стимуляция умственной активности;
-
развитие речи, мышления, памяти, внимания;
- расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;
- развитие сенсорной сферы.
Слайд 4
Направления коррекционно-речевой работы:
Расширение лексического строя языка:
- расширение словаря существительных, прилагательных, глаголов,
наречий, числительных,
местоимений;
употребление синонимов и антонимов;
- сопоставление с человеком; (олицетворение);
- многозначность слов;
- употребление эпитетов и сравнений, создающих выразительную характеристику предмета в загадке.
Формирование грамматического строя речи:
- образование уменьшительно-ласкательных форм существительных и прилагательных;
- согласование имен существительных с именами прилагательными и именами числительными;
- изменение глаголов по родам, видам, временам, числам;
- ознакомление со словообразовательными свойствами суффиксов и приставок;
- со способами образования слов;
- использование предлогов.
Развитие связного высказывания:
- построение предложений с противопоставлением, с с использованием союзов а и да;
ознакомление с вопросительными предложениями и их построением;
- с однородными членами предложения.
Слайд 5
Загадки первого уровня сложности.
Маленький, беленький по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык.
Встает
на заре, поет во дворе, на голове гребешок. Кто же это…?
Загадки второго уровня сложности.
Трещит, а не кузнечик, летит, а не птица, везет, а не лошадь.
Зимой лежал, а весной в реку побежал.
Загадки третьего уровня сложности.
Разноцветное коромысло через реку повисло.
Слайд 6
При определении уровня сложности следует учитывать следующие факторы:
- тип логической загадки
и характер умственной операции, которую следует выполнить ребенку при отгадывании загадки;
- доступность изобразительно-выразительных средств загадки для детей с различными уровнями развития;
- сложность композиционно-синтаксической структуры загадки (предложение-вопрос, односоставное предложение, использование однородных членов предложения и т.д.).
Слайд 7
Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное отгадывание загадок, являются:
- предварительное ознакомление
детей с предметами и явлениями, о которых говорится в загадке;
- продумывание педагогом способа использования загадок, характер и манера их преподнесения;
- уровень развития речи детей;
- учет возрастных особенностей и возможностей детей.