Слайд 1Научно-исследовательская
и проектная деятельность
учащихся на уроках
изобразительного искусства
Слайд 2 Цель образования сегодня –
изменение парадигмы образования от
«знаниевой» - к человеку «творческому»
И.Библер
Слайд 3
Не существует сколько-нибудь
достоверных тестов на одаренность,
кроме тех, которые проявляются
в результате активного
участия
хотя бы в самой маленькой
поисковой исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров
Слайд 4 В современном (мире) обществе стало очевидной успешность и востребованность человека
эрудированного, умеющего аргументировать, доказывать свою точку зрения, имеющего творческий потенциал.
Надо готовить себя к тому, что знание важно не только усваивать, но и преумножать, творческий перерабатывать, использовать его практически. Вот почему важно приобщаться к научно-исследовательской деятельности уже в школе.
Это не только действенный способ расширить свой кругозор, углубить знания по предмету, но и прекрасная возможность определить свою способность проводить научное исследование, проверить себя в умении выступать в незнакомой аудитории.
Слайд 5ПОЗНАНИЕ
Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению
выступает исследовательская деятельность, основной функцией которой является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире.
Слайд 6Исследовательская деятельность учащихся –
деятельность, связанная с решением
учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением
Слайд 7Структура научно-исследовательской деятельности
Субъект - тот, кто занимается научной деятельностью, объект -
то, на что направлена деятельность.
Субъект научных исследований выявляет актуальную научную проблему, разрабатывает методику её реализации на практике, диагностирует эффективность новаций,
Объект научных исследований - изучаемая научная проблема, имеющая теоретические, и практические аспекты.
Слайд 8Цель и задачи организации исследовательской деятельности учащихся в современном образовании:
подготовка адаптированных к вузовской системе учащихся.
Следовательно, цель организации исследовательской деятельности в условиях школьного обучения – создание условий для личностного развития учащихся, повышения их образовательного и общекультурного уровня.
Слайд 9ПРОБЛЕМЫ
организации НИР
традиционная система сталкивается с реалиями: нет готовых эталонов
знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации.
Слайд 10 Не менее важные ограничения накладывают на тематику, характер и объем
исследований требования возрастной психологии.
Для юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу, слабая концентрацией внимания.
Слайд 11 Проблемы:
практическое использование полученных результатов;
выполнение исследовательской работы – очень трудоемкое дело;
соблюдение
авторских прав на результаты исследовательской работы.
Слайд 12Ученик должен обладать определенными компетентностями:
Умение работать с рекомендованной литературой, а
это является основой научного исследования.
Умение критически осмысливать материал, представленный в книге т.е. необходимо уметь самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы.
Умение чётко и ясно излагать свои мысли.
Слайд 13 главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту
или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.
Слайд 14Формы организации НИР учащихся
Индивидуальная (отдельная программа, консультирование и пр.)
Групповая
(научный кружок, секция, НОУ)
Массовая (конференции, симпозиумы, фестивали)
Слайд 15Направления работы
по организации НИР
Создание информационного пространства
Научно-методическое обеспечение и сопровождение НИР
Организация консультаций с преподавателями ВУЗов
Психологическое сопровождение подготовки юных исследователей
Воспитание культуры публичных выступлений
Формирование устойчивых мотивов к научно-исследовательской деятельности и анализ достигнутых результатов
Слайд 16Требования к организации УИР с учащимися:
положительное отношение к ребенку, проявление уважения
к личности и поддержании чувства собственного достоинства в каждом – признание права личности быть похожей на других;
предоставление права на свободу выбора;
оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;
учет индивидуально-психологических особенностей детей.
Слайд 17НОУ
Научное общество школьников создается с целью совершенствования знаний учащихся в определенной области
науки, их знакомства с методами научного познания; развития интересов и способностей школьников, приобретения умений и навыков поисково-исследовательской деятельности, а также понимания глубокой связи, существующей между отдельными учебными дисциплинами.
Слайд 18Задачи
научного общества учащихся
формирование умений и навыков работы с научной литературой и аппаратурой;
выявление способностей ведения
поисковой работы;
профориентационная работа среди школьников;
популяризация достижений членов Общества путем представления их работ на конкурсы и публикации лучших работ.
Слайд 19Классификация творческих работ учащихся в области естественных
и гуманитарных наук
Проблемно-реферативные
- творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.
Экспериментальные - творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.
Слайд 20
Натуралистические и описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и
качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования.
Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.
Слайд 21Этапы организации НИР учащихся
Этап 1. Мотивация НИР
Этап 2. Выбор направлений исследований
Этап
3. Постановка задачи
Этап 4. Фиксация и предварительная обработка данных
Этап 5. Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез
Этап 6. Оформление результатов работы
Этап 7. Представление исследовательской работы
Слайд 22КОМПОНЕНТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРОБЛЕМА исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит
открыть и доказать.
ТЕМА отражает характерные черты проблемы.
ОБЪЕКТ – это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.
ПРЕДМЕТ же исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.
Предмет исследования определяет ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ самого исследования.
ЦЕЛЬ формулируется кратко и определённо точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Она конкретизируется и развивается в ЗАДАЧАХ исследования.
Слайд 23
Цель должна вытекать из названия работы, задачи из цели, т.е. ее
конкретизировать, выводы в конце работы соответствовать поставленным задачам.
Слайд 24 Алгоритм научных исследований:
выявление и обнаружение проблемы;
определение статуса проблемы;
формулирование
темы научного исследования;
определение исходных теоретических положений;
научный отчет, "документальное подтверждении результатов научно - исследовательской деятельности".
Слайд 25Формы и структуры исследовательских работ