Слайд 1Традиционные типы уроков русского языка.
Нетрадиционные формы проведения урока.
План лекции
1.Виды уроков русского
языка.
2.Характеристика видов обучающих уроков:
А) урок изучения нового материала;
Б) урок формирования умений и навыков;
В) комбинированный урок;
Г) урок повторения пройденного;
Литература: учебник методики Баранова, с.108-126
Слайд 2Виды уроков русского языка: обучающие и контрольные
Обучающие уроки делятся на 4
самостоятельных вида:
уроки сообщения новых знаний (уроки изучения нового материала),
Уроки комплексного применения знанй и умений / формирования умений и навыков /уроки закрепления,
уроки повторения пройденного (уроки обобщающего повторения),
уроки работы над ошибками учащихся.
Слайд 3Контрольные уроки:
Урок контроля за усвоением знаний и учебно-языковых умений (при изучении
разделов науки о языке).
Урок контроля за овладением орфографической и пунктуационной грамотностью (при изучении орфографии и пунктуации).
Урок контроля за овладением навыками связной речи (при изучении раздела «Речь»).
Слайд 4Нетрадиционные формы проведения уроков русского языка:
Урок - лекция.
Урок - семинар.
Урок -
диспут.
Урок - лабораторная работа.
Урок - практикум.
Урок - зачёт.
Урок обобщающего повторения как урок -путешествие.
Урок - игра.
Слайд 5 Урок изучения нового материала предназначен для ознакомления учащихся
с новым языковым явлением и первоначального формирования соответствующего умения. В структуре урока выделяются этапы:
Слайд 8Урок изучения нового в свете требований ФГОС
Этапы
урока:
Организационный момент.
Мотивация учебной деятельности.
Актуализация знаний.
Первичное усвоение знаний.
Первичная проверка понимания.
Первичное закрепление.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Рефлексия (подведение итогов урока).
Виды умений
Понятия
Определения
Правила
Способы действий
Языковые факты
Учебно-языковые (опознавательные, классификационные, аналитические)
Правописные – орфографические и пунктуационные
(обнаружение орфограммы/пунктограммы, написание слов с орфограммами/ запись предложений с пунктограммами, обоснование выбора буквы/знака препинания, нахождение и исправление ошибок)
Речевые – умения культуры речи, докоммуникативные и коммуникативные
Слайд 10
Терминологический словарь
Понятие – это логически оформленная мысль о предмете, явлении, в
которой указаны его существенные признаки. Как правило, понятие представлено термином и раскрывается в определении.
Определение – словесная формулировка, в которой раскрываются существенные признаки понятий.
Правило – краткая инструкция, в которой перечислены условия выбора той или иной орфограммы.
Способ действия – образец рассуждения или алгоритм, определяющие последовательность применения теоретических знаний на практике.
Языковые факты – отдельные языковые явления, выпадающие из той или иной общей системы
Умения – интеллектуально-моторные действия с языковыми явлениями.
Слайд 11Методика работы над новыми языковыми явлениями
Этапы освоения
учащимися нового языкового явления:
восприятие;
осознание учащимися существенных свойств языкового явления;
запоминание;
воспроизведение.
Слайд 12 Работая над новым материалом, учитель использует следующие методы обучения:
•
сообщение учителя (знания учащимся предлагаются в "готовом" виде);
• работа с учебником (чтение лингвистического текста): установка на разбор содержания при чтении; вопросы и задания, акцентирующие внимание школьников;
• беседа (учитель путем постановки тщательно продуманной системы
вопросов подводит учеников к пониманию нового материала;
• самостоятельный анализ учащимися материала для наблюдения (установка на анализ; обсуждение результатов работы; вывод).
Слайд 20
Уроки формирования умений и навыков (или урок комплексного применения знаний и
умений) служат закреплению полученных знаний и развитию на этой основе соответствующих умений. Центр таких уроков – выполнение упражнений, представляющих определённую систему (моделируется учителем).
Под упражнением по русскому языку следует понимать выполнение учащимися учебного задания определенного типа, имеющего целью закрепление знаний по теоретическому курсу грамматики
или овладение речевыми навыками.
Слайд 21Структура урока закрепления
1.Оргмомент.
2.Проверка домашнего задания:
- Проверка усвоения учащимися знаний о языке
(опрос): вопросы, требующие обоснования высказанного положения; применение усвоенных знаний к данным примерам; составление таблиц и заполнение их соответствующими примерами; связное сообщение ученика о языковом явлении.
Проверка письменного задания. Проверка может носить характер устного опроса по цепочке или одного-двух учеников; возможна форма самопроверки или взаимопроверки (если упражнение выводится на экране).
Слайд 223.Тренировочные упражнения (или блок практических заданий).
Работа над упражнением включает:
постановку цели
выполнения упражнения (например, «При выполнении упражнения мы будем учиться отличать глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида»,
чтение задания и определение способа решения поставленной задачи (Как отличить совершенный вид глагола от несовершенного?) ;
разбор образца (читать – что делать? – несов. в., прочитать – что сделать? – сов. в.);
выполнение упражнения учащимися (коллективно по цепочке, с работой ученика у доски, самостоятельно);
проверку выполнения работы (полное или выборочное чтение).
Слайд 23Система упражнений на уроке закрепления
При изучении
разделов науки о языке (формирование учебно-языковых умений): упражнения опознавательные, классификационные, аналитические).
При изучении орфографии и пунктуации (формирование правописных умений): специальные упражнения - осложнённое списывание, диктант и неспециальные упражнения – свободный диктант, мини-изложение, мини-сочинение).
Слайд 24 4.Речевой блок. Работа с текстом (реализация функционального подхода).
5. Контроль за усвоением новых знаний и формированием умений (тестовый опрос, перфокарты, самостоятельное выполнение упражнения).
6. Подведение итогов урока.
Функция этого структурного элемента урока – выяснение степени осознанного усвоения нового материала. Вопросы типа: от каких условий зависит выбор двоеточия в бессоюзном предложении? В какой последовательности следует разбирать имя прилагательное? Почему в предложениях с однородными членами между ними не всегда ставятся запятые?
7. Дача домашнего задания.
Объём и содержание: не более 30-40 минут выполнения устного и письменного заданий, 4-6 строк в 5-7 кл., 6-8 строк в 8-9 кл.; по характеру – аналогичное классному упражнению.
Слайд 25Урок закрепления в свете требований ФГОС
Этапы урока:
Организационный
этап.
Проверка д/з, воспроизведение и коррекция. Актуализация знаний.
Мотивация учебной деятельности.
Первичное закрепление:
а)в знакомой ситуации (типовые задания),
б)в изменённой ситуации (конструктивные задания).
Творческое применение знаний и умений / применение знаний в новой ситуации (проблемные задания).
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Рефлексия (подведение итогов).
Слайд 26Комбинированный урок – модель урока изучения параграфа за 1 час, когда
совмещаются цели изучения нового и формирования умений.
Уроки повторения пройдённого предназначены для воспроизведения и закрепления ранее усвоенных знаний, их систематизации.
Различают уроки повторения в начале учебного года, в конце учебного года, в конце изучения темы.
Для урока обобщающего повторения после изучения раздела характерны:
Фронтальный опрос по вопросам в конце раздела включает вопросы как репродуктивные, так и продуктивные, на которые нет готового ответа в учебнике.
Систематизация материала (составление таблицы или заполнение данной таблицы примерами).
Обобщение материала в связном ответе ученика по самостоятельно составленному плану.