Слайд 1ТЕАССН - подход
Автор- составитель Зеленина Н.Ю.
Слайд 4TEACCH – программа коррекции и обучения для аутичных детей и детей
со сходными нарушениями общения.
Слайд 5
«педагогическое воздействие непосредственно выводится из психологической интерпретации нарушений»
* Тео Питерс
«Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию»
Слайд 6
Аутизм понимается как «первазивное нарушение»
Слайд 7Особенности:
1. Аутичный человек страдает от отсутствия смысла в его жизни.
Воспринимаемая информацию дети ограничены в способности её интерпретировать и понимать смысл.
2. Они не извлекают главные признаки – не понимают значение того, что слышат и видят.
3. Не понимают социального поведения других людей (жесты, эмоциональные высказывания, поступки).
! Нуждаются в подробной предсказуемости и если они могут установить прочную связь между событиями и местонахождением, они сразу успокаиваются.
Поэтому – необходимо в соответствии с каждым видом деятельности организовывать соответствующие уголки по принципу: «Здесь мы делаем это..».
! Им невероятно трудно адаптироваться к нашим условиям.
Необходимо сделать их жизнь предсказуемой (мы должны выступить в роли переводчиков для них, т.е. должны предоставить им информацию относительно «где» и «когда» и в такой форме, которую они смогут понять).
Необходимо создать предсказуемую для детей среду, состоящую из установленных привычных действий и скомбинировать это с заданиями, с которыми ученики в состоянии справиться хорошо или почти справиться.
С целью полной адаптации к пространству предлагается экранировать рабочее место защищая ребёнка от отвлекающих моментов. Ограничение поля зрения — это средство научить детей не отвлекаться в то время, когда от них требуется концентрация внимания.
Слайд 8Особенности:
4. Нарушения в «ощущении времени».
Аутичным людям трудно понять абстрактные
аспекты нашего социального взаимодействия и коммуникации.
Они не могут понять, что «стоит за» информацией, которую они получают, они видят только ее «буквальное» значение.
Планирование событий дня ребёнка, одно из главных средств – расписание составленное с помощью картинок или слов.
Например: Уже обед? Еще нет. Посмотри, карточка показывает, что тебе надо идти в зону игр и отдыха. Карточка, обозначающая обед, стоит после карточки свободного времени.
Слово «нет» представляет для таких детей одну из самых больших проблем. «Нет» звучит для них категорично, как окончательный отказ. Они не могут понять, что, если сейчас сказано «нет», то немного позднее будет «да».
Карточки, расположенные друг за другом, делают более позднее «да» зримым, а «нет», сказанное сейчас, становится только временным «нет».
Слайд 9
Основная идея подхода:
мы должны приспосабливать не ребёнка к среде, а
среду к особенностям психики аутичных детей, только в этом случае возможна их социальная адаптация.
Слайд 10Основные принципы TEACCH:
1. Адаптация пространства:
Главная цель при планировании пространства - дать
как можно больше самостоятельности.
Главные задачи: предсказуемость и предотвращение проблем в поведении:
А) Ограничение поля зрения.
Б) Рабочий стол (место) для самостоятельной работы.
В) Расписание (в том числе - часть «свободного времени» также должна проходить согласно расписанию).
Слайд 11
2. Создание «видимости» времени.
Главное средство контроля времени – расписание.
Использование предметов,
фотографий, картинок-символов, слов – как средств коммуникации, обозначающих ситуацию и «место».
Например, тарелка символизирует обед, мяч даст представление об игре.
Эти предметы делают мир для ребенка предсказуемым во времени: тарелка объявляет ему, что пора обедать, а мяч — время играть.
Слайд 12Этапы:
Подготовительный этап обучения:
Основное содержание - практическая помощь: поиск места для каждого
предмета.
Ребенок может стать более уверенным, если он знает, что для каждого предмета есть своя коробка: например, мяч должен находиться в зоне отдыха и игр в коробке, на которой наклеена картинка с точно таким мячом; винт должен находиться в рабочем уголке в коробке с изображением именно такого винта.
Даже если ребенок сначала не понимает, что винт символизирует время работы, он все равно устанавливает связь между предметом и местом. Он положит винт в то место, где имеется подобный винт.
И это будет именно то место, где будет происходить действие, с ним связанное... понимание придет позднее.
Слайд 13Этапы:
Первый этап «длительность событий».
Основное содержание – разметка времени.
Чтобы дети смогли
понять «распорядок дня», для многих из них следует начинать с двух последовательных действий, например — сначала работаем, затем играем (в основе обучения лежит понимание, что в жизни есть определенный ритм)
После того, как освоена последовательность двух действий, можно рассматривать распорядок одной половины дня.
И только после этого, мы переходим к расписанию на весь день.
Следующий шаг — график работы, за ним следует календарь на 1 месяц... но все это зависит от индивидуальных возможностей ребенка.
Слайд 14Этапы:
2. Второй этап «тренинг».
А) Взрослый берёт ребенка за руку и водит
его от одного места к другому.
Б) Взрослый даёт ребёнку в руку предмет, и он относит его туда, где он должен находиться
В) Пока ребёнок идет, он держит предмет в руке, а значит постоянно «чувствует» его и не забывает, что он собирается с ним сделать.
Позднее одного взгляда на предмет будет ему достаточно, чтобы сразу вспомнить, что он должен с ним делать.
Слайд 15Этапы:
3. Третий этап «выбор символа».
! Самое главное: важен не выбор
абстрактных символов, а достижение наибольшей самостоятельности учеников.
Можно использовать: предметы, картинки (рисунки, фотографии) или надписи, комбинированные формы: предметы, приклеенные к карточкам, предметы вместе с рисунками, надписи под картинками (при этом постепенно изображения на картинках уменьшаются, а надписи увеличиваются).
К появлению нового символа детей необходимо тщательно готовить (например, они могут учиться раскладывать картинки рядом с предметами, которые изображены на них, или добавлять надписи к соответствующим картинкам).
Слайд 16РАБОТА С РАСПИСАНИЯМИ
Расписание - это серия картинок или надписей, которые направляют
к выполнению определенной последовательности действий.
Формы расписаний: альбом (или папка с файлами) с картинками или надписями на каждой странице.
Символ, картинка, надпись – это стимул, который направляет ребенка выполнять задания, участвовать в том или ином виде деятельности или получать награду.
Слайд 17РАБОТА С РАСПИСАНИЯМИ
Цель использования расписания - научить аутичных детей выполнять задания
и действия без прямых инструкций со стороны родителей и учителей и без их контроля.
Слайд 18РАБОТА С РАСПИСАНИЯМИ
В зависимости от особенностей ребенка расписания могут быть:
разбивающими каждое
задание на небольшие конкретные шаги (подробные);
обозначающие вид деятельности полностью – фотография или надпись побуждают выполнить все задание
Слайд 19РАБОТА С РАСПИСАНИЯМИ
Предварительные навыки:
До начала работы с расписанием ребенок должен
освоить несколько необходимых навыков:
различение картинки и фона;
соотнесение одинаковых предметов,
соотнесение картинки и предмета.
Слайд 20РАБОТА С РАСПИСАНИЯМИ
Основные умения:
Брать расписание.
Открывать папку.
Показывать на символ.
Брать коробку с
материалом (например, разобранная пирамидка).
Выполнять задание (собрать пирамидку).
Собрать материал в коробку.
Унести коробку на место.
Вернуться на рабочее место.
Перевернуть страницу расписания.
Слайд 21РАБОТА С РАСПИСАНИЯМИ:
Основной метод работы: дозированное направление.
Начало обучения: полный физический контроль.
Руки взрослого поверх рук ребёнка.
Постепенное уменьшение контроля – рука сверху, над – теневой контроль.
Взрослый чутко следит, побуждает, предотвращает.
Взрослый слегка прикрывает руки ребёнка, если ребёнок проявляет самостоятельность - взрослый изменяет положение рук: придерживает за запястье, за предплечье, за локти.
Если нет ошибок руки взрослого на плечах ребёнка.
! Разные задания – требуют разной степени контроля.
Если нет ошибок – убрать руки, взрослый сзади следует за ребёнком.
Если нет ошибок – переходим к увеличению дистанции: взрослый находится рядом – взрослый в дверях – за дверями – убрать контроль.
Если появляется ошибка – возврат к предыдущей стратегии.
Слайд 22РАБОТА С РАСПИСАНИЯМИ
Условия организации:
Первые расписания должны быть короткими – до 5
заданий.
Задание должно быть знакомо – т.е. ребёнок должен уметь выполнить его самостоятельно.
Задание должно соответствовать возрасту.
Задание должно иметь чёткое окончание, чтобы ребенок знал, когда выполнение задания закончено.
Задание должно соответствовать возможностям и интересам ребёнка. Рекомендуется чередовать «интересные»задания с теми, которые требуют усилий.
Первое расписание должно завершаться любимым угощением или игрой, которую ребенок особенно любит.
Тогда когда выбраны все задания, выбираются удобные и понятные для ребёнка символы – составляется первое расписание.
Слайд 23РАБОТА С РАСПИСАНИЯМИ
Организация:
А) Рабочее место для самостоятельной работы.
Б) Выбрать поощрение:
сначала - лакомство, или любимое занятие (игра), затем – символические формы поощрения.
В) Исключить негативные ситуации обучения.
Г) Проанализировать толерантность к прикосновениям. Выявить приемлемые формы физического контакта.
Д) Провести диагностику сформированности необходимых навыков:
различение картинки и фона;
соотнесение одинаковых предметов;
соотнесение картинки и предмета;
Е) Формирование умения адекватно действовать с материалом.
Слайд 24РАБОТА С РАСПИСАНИЯМИ
Организация (подготовка первого расписания):
Папка с кольцами. Фотоальбом.
Пластиковые файлы
для страниц.
Коробки (ящики) для заданий.
Материалы для заданий.
Символы (карточки, фотографии, предметы), обозначающие задания.
Поощрение (лакомство, занятие; позднее доска - планшет).
Жетоны (доска – планшет, «липучка», жетоны).
Ситуация социального взаимодействия (возможности и потребности ребенка, обозначение в расписании, организация).
Слайд 25РАБОТА С РАСПИСАНИЯМИ
Промежуточные результаты:
Ребёнок открывает расписание и переворачивает страницу.
Смотрит на фотографию
и показывает.
Берёт задание и ставит на стол.
Выполняет задание.
Убирает материалы в коробку, уносит на место.
Слайд 27Обучение навыкам следования расписанию
ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ
Подготовить материалы.
Подготовить поощрения.
Положить рядом жетоны.
Слайд 28Обучение навыкам следования расписанию
ДАЙТЕ НАЧАЛЬНУЮ ИНСТРУКЦИЮ
например, «Займись чем-нибудь, пожалуйста»
Слайд 29Обучение навыкам следования расписанию
ИСПОЛЬЗУЙТЕ ПОЛНЫЙ ФИЗИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ РЕБЕНОК:
Открывал
расписание и переворачивал страницы.
Показывал на фотографию.
Брал материалы.
Выполнял задание.
Убирал материалы на место.
Слайд 30Обучение навыкам следования расписанию
ПРЕДЪЯВЛЯЙТЕ ПООЩРЕНИЯ:
Предъявляйте пищевые подкрепления, стоя позади ребенка.
Предъявляйте
жетоны, стоя позади ребенка.
Ребенок должен видеть, как ему дают жетон.
Слайд 31Обучение навыкам следования расписанию
ИСПОЛЬЗУЙТЕ СПОСОБЫ УМЕНЬШЕНИЯ ПОМОЩИ:
Дозированное направление.
Изменение локализации физического контроля.
«Теневое»
следование за ребенком.
Увеличение расстояния между ребенком и взрослым.
Слайд 32Обучение навыкам следования расписанию
ИСПОЛЬЗУЙТЕ СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ ОШИБОК:
Вернитесь к предыдущему способу уменьшения
помощи.
Закройте расписание и начните сначала.
Начните обучение сначала; вернитесь к полному физическому контролю и научите заново следовать расписанию.
Обдумайте, насколько сильны поощрения.
Замените задание, которое приводит к появлению большого количества ошибок, новым заданием.
Слайд 33ИЗМЕРЕНИЕ НАВЫКА СЛЕДОВАНИЯ РАСПИСАНИЮ