Слайд 1Пустовойтова О.В.
Специфика видов проектов, реализуемых в ДОУ
Слайд 2Высказывания ученых
«Дети любят искать, сами находить. В этом их сила» (А.
Эйнштейн).
«…творчество – разновидность поисковой активности» (В.С. Ройтенберг).
«На ребенка надо смотреть как на маленького «искателя истины», необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания» (К.Н. Вентцель).
«Любая реформа образования должна опираться на личность человека. Если мы будем следовать этому правилу, ребенок, вместо того, чтобы обременять нас, проявит себя как самое великое и утешительное чудо природы» (М. Монтессори).
«Расскажи мне — и я забуду.
Покажи мне — и я запомню.
Дай мне действовать самому — и я научусь» (китайская мудрость)
Слайд 3Определение понятий
Проект – это деятельность по достижению нового результата в рамках
установленного времени с учетом определенных ресурсов.
Проект – описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных шагов по её реализации.
Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов – это совместная креативная и продуктивная деятельность педагога и обучающихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы.
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов.
Слайд 4Определение понятий
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений
самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метод проектов - способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы. Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Метод проектов не заменяет, а дополняет психолого-педагогическую работу с дошкольниками. Он позволяет педагогам расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, а у дошкольников сформировать самостоятельность, инициативность, творческое воображение, развить память, внимание, логику, мышление.
Слайд 5Определение понятий
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов
ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Метод проектов в ДОУ дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Что позволяет ребенку адаптироваться к изменившейся ситуации. Проектирование представляет важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольника.
Слайд 6Определение понятий
Метод проекта для ребенка дошкольника:
расширяются знания детей об окружающем мире
при выполнении исследовательских и творческих проектов;
развиваются общие способности детей: познавательные, коммуникативные, регуляторные;
формируется оригинальный замысел, умение фиксировать его с помощью доступных средств, определять этапы его реализации;
развивается умение следовать задуманному плану;
формируются необходимые социальные навыки.
Для воспитателя:
изменяет мировоззрение;
требует ежедневного личностного и творческого роста.
Для родителей:
развиваются детско-родительские отношения;
жизнь родителей наполняется богатым содержанием.
Слайд 7Определение понятий
Воспитатель – главный организатор разнообразной деятельности детей в дошкольном учреждении.
Поэтому педагогу нужно быть готовым применять метод проектов в своей практике. А это значит, что он должен уметь создать условия для проявления познавательной инициативы детей, то есть необходимо отойти от традиционных форм организации образовательного процесса, ориентированных на разработанные конспекты занятий. Сложность заключается в том, что педагог должен создать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать своих вариантов решения, то есть должен уйти от привычного действия по заранее заданному образцу.
Слайд 8Определение понятий
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся - индивидуальную,
парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповыми методами. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Результаты выполненных проектов должны быть осязаемыми, т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (в ДОУ и в реальной жизни).
Слайд 9Сущность 5 П
В основе проектной деятельности лежат 5 П:
Проблема (в младших
группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики. В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта).
Проектирование или планирование;
Поиск информации;
Продукт;
Презентация.
Слайд 10Виды проектов
По характеру проектируемых изменений:
- инновационные;
- поддерживающие.
По направлениям
деятельности:
- образовательные;
- научно – технические;
- социальные.
По особенностям финансирования:
- инвестиционные;
- спонсорские;
кредитные;
бюджетные;
благотворительные.
Слайд 11Виды проектов
По масштабам:
- мегапроекты;
- малые проекты;
- микропроекты.
По
срокам реализации:
- краткосрочные;
- среднесрочные;
- долгосрочные.
В образовании различают определённые виды проектов: исследовательские, творческие, приключенческо – игровые, информационные и практико – ориентированные (Н.Н. Боровская).
Слайд 12Виды проектов
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
исследовательские-творческие проекты:
дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
Слайд 13Виды проектов
Выделяют три основных вида проектной деятельности: творческую, исследовательскую и нормативную
(классификация по Н.Е. Веракса и А.Н. Веракса) – каждый из которых обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации. При этом каждый из перечисленных видов проектной деятельности имеет следующие общие особенности:
- первая особенность: проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием;
вторая особенность: участники проектной деятельности должны быть мотивированы.
третья особенность проектной деятельности - ее адресный характер.
Так как в ходе проектной деятельности ребенок выражает свое отношение и личные смыслы, он всегда ищет адресата – человека, к которому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта. Именно потому проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску, и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.
Слайд 14Возрастные критерии организации проектной деятельности
Важным критерием в способе организации проектной деятельности
является возраст ребенка:
Исполнительно-подражательный проект (дети 3,5-5 лет) – взрослый координирует и направляет, а дети выполняют задания педагога либо подражают его действиям;
Развивающий проект (дети 5-6 лет) – педагог предлагает проект, а задача ребенка понять проблему, уточнить цель и выбрать средства для достижения результата
Творческий проект (дети 6-7 лет) – педагог создает условия для самостоятельного творчества, «подталкивает» маленьких исследователей к определению проблемы и способу ее решения.
Слайд 15Исследовательская проектная деятельность
Своеобразие исследовательской проектной деятельности определяется ее целью: исследование предполагает
получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания.
Исследовательские проекты чаще всего носят индивидуальный характер и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребенка (родителей, друзей, братьев и сестер) в сферу его интересов.
Миша К. не пользовался популярностью у детей: его редко принимали в игру, и «смирившись» с этой ситуацией мальчик и сам неохотно шел на контакт. Когда в группе была организована проектная деятельность, Миша предложил исследовательский проект, посвященный устройству автомобиля. В результате он разобрался в устройстве основных блоков автомобиля, научился различать марки и описывать их преимущества и недостатки. После презентации своего проекта Миша стал своеобразным экспертом по автомобилям и приобрел небывалый авторитет у мальчиков, что не могло не повлиять на характер его общения со сверстниками.
Н.Е. Веракса и А.Н. Веракса в своём пособии «Проектная деятельность дошкольников» выделяют следующие этапы в исследовательской проектной деятельности:
Слайд 16Исследовательская проектная деятельность
Первый этап предполагает создание ситуации, в ходе которой ребенок
самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи. На этом этапе можно выделить несколько возможных стратегий поведения педагога:
Первая стратегия заключается в том, что педагог задает одну и ту же проблемную ситуацию для всех детей, и в итоге формулируется общий исследовательский вопрос. Так вопрос о том, откуда берётся электричество, может обсуждаться всей группой.
Вторая стратегия предполагает внимательное наблюдение за деятельностью детей и выявление сферы интересов каждого ребенка, а затем создается особая ситуация, в которой ребенок задается исследовательским вопросом. Например, девочку, которая любит играть в куклы и одевать их, можно подвести к вопросу о том, как выглядели куклы раньше, во что их одевали
Третья стратегия связана с привлечением родителей, которые совместно с ребенком формулируют исследовательскую задачу для проекта.
Слайд 17Исследовательская проектная деятельность
На втором этапе ребенок оформляет проект. Совместно с родителями
он ищет ответ на интересующий его вопрос. Задача родителей на данном этапе помочь ребёнку найти нужную информацию, используя разнообразные доступные источники и красочно оформить его в виде продукта для презентации. Но следует помнить о том, что организатором проекта является ребенок, поэтому взрослые выполняют вспомогательную функцию, следуя его замыслу и наблюдая за тем, чтобы он полноценно реализовывал выбранный им проект. Продуктом проекта может быть: плакат, газета, книга, альбом, макет и т.д.
Н.Е. Веракса предлагает оформить проект в виде отдельных страниц, на которых формулируется основной вопрос, даётся наиболее правильный ответ и возможные способы его проверки, указываются источники информации, место и способ применения проекта.
Слайд 18Исследовательская проектная деятельность
Третий этап – защита проекта. Ребенок вместе с родителями
должен подать заявку на защиту проекта: то есть подойти к воспитателю и вписаться в график защит. Важно, чтобы родители подтвердили возможность своего присутствия на защите проекта и помогли ребенку подготовить рассказ о проделанной работе.
Четвертый этап. После завершения защиты работа с проектами не заканчивается. Педагог организует выставку проектов и придумывает различные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации знаний, предъявленных в детских проектах. По окончанию выставки проекты включаются в библиотеку группы детского сада или методического кабинета, сшиваются в книжку и находятся в свободном доступе.
В процессе работы над исследовательскими проектами обогащаются знания детей, дошкольники начинают добывать их самостоятельно, привлекая все доступные средства.
Слайд 19Исследовательская проектная деятельность
«Космос – далекий и близкий» была организована игра в
космос. В одной части группы «находился» изученный космос, в другой – неизвестные планеты. Один из углов комнаты превратился в научный центр, где размещались карты, макеты и рисунки звездного мира. Из подручных материалов дети самостоятельно изготовили различные атрибуты игры: накидки из ткани стали скафандрами, скрученные листы бумаги – телескопами, коробочки и баночки – оборудованием для полета в далекие галактики.
Задачи проекта:
сформировать у детей представление о космическом пространстве;
развивать любознательность, творческое мышление;
сформировать эмоциональную заинтересованность;
побуждать к совместной деятельности и экспериментированию;
развивать стремление к совместным играм, к взаимодействию в практической деятельности;
развивать познавательный интерес и активность.
Слайд 20Исследовательская проектная деятельность
Слайд 21Исследовательская проектная деятельность
Слайд 22Исследовательская проектная деятельность
Исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности
предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.
Слайд 23Исследовательская проектная деятельность
Задачи обучения младших дошкольников:
- пробудить интерес к будущему проекту;
-
приобщать ребят к процессу познания нового;
- формировать различные представления;
- побуждать детей к совместной исследовательской деятельности.
Развитие психических процессов:
- создание эмоциональной заинтересованности;
- познание новых предметов и действий с ними;
- развитие воображения и мышления;
- развитие речи.
Развитие умений и навыков исследования и экспериментирования:
- осмысление цели;
- овладение разными способами ее достижения;
- способность предполагать результат.
Слайд 24Исследовательская проектная деятельность
Задачи обучения старших дошкольников:
- развивать поисковую и интеллектуальную инициативу;
-
поощрять эксперименты и моделирование;
- формировать средства познавательной активности и обобщенные способы умственной деятельности;
- учить прогнозировать.
Формирование предпосылок учебной деятельности:
- стимулировать к размышлениям и созданию собственной картины мира;
- развивать навыки коммуникативного взаимодействия.
Развитие умений и навыков исследования и экспериментирования:
- умение найти проблему;
- самостоятельно осуществить поиск решения;
- выбрать лучший способ решения и продуктивно его осуществить;
- уметь анализировать результаты.
Слайд 25Творческая проектная деятельность
В ходе творческой проектной деятельности создаётся новый творческий продукт:
праздник, игрушка, открытка, оформление интерьера и др. Если исследовательская проектная деятельность, как правило, носит индивидуальный характер, то творческий проект чаще осуществляется коллективно. При выполнении коллективного проекта каждый ребёнок предлагает свою идею, но для реализации выбирается только одна. Здесь дошкольники должны научиться, не только отстаивать свою позицию, но и объективно её оценивать, он должен преодолеть свойственный ему эгоцентризм (то есть неумение видеть позицию другого), а значит перейти на новый уровень интеллектуального развития. Творческая проектная деятельность, также предполагает социальную презентацию, которая направлена на то, чтобы показать значимость его усилий для окружающих.
Слайд 26Творческая проектная деятельность
Детский сад – первая ступенька в общем систематизированном образовании
ребенка, его первый опыт участия в общественной жизни.
Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа педагогов, детей и их родителей, в процессе которой ребята развивают познавательные способности и творческое мышление, повышают свою самооценку, учатся искать информацию и использовать эти знания в самостоятельной деятельности.
Задача педагога в проектной деятельности – активизировать творческую активность ребенка и способствовать самостоятельности в выборе способа действия в различных ситуациях.
Целью проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) должен стать активный и любознательный, разносторонне развитый и творчески свободный ребенок.
Слайд 27Творческая проектная деятельность
Проект всегда требует творческого подхода, и в этом смысле
любой проект можно назвать творческим. Но при определении типа проекта выделяется доминирующий аспект. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, вначале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Таким результатом могут быть: совместная газета, спектакль, игра, праздник, поход. Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария спектакля, программы праздника, плана репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и прочего.
Слайд 28Творческая проектная деятельность
Информационно-творческий проект «Моя семья».
Цель: Формирование представления детей о семье
как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
Задачи:
1. Обобщить и закрепить знания детей о семье, как о людях, живущих вместе (папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра), любящих друг друга, заботящихся о друг друге.
2. Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни.
3. Воспитывать желание заботится о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
4. Обогатить словарь (родственники, родословная, генеалогическое древо, предки)
Слайд 29Творческая проектная деятельность
Слайд 30Творческая проектная деятельность
Слайд 31Творческая проектная деятельность
Проект « В гостях у сказки»
Актуальность проекта:
Сказка - необходимый
элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Сказки вводят детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». «Сказочные» уроки — это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Слайд 32Творческая проектная деятельность
Цель : Воспитывать у детей любовь к сказкам; развитие
у детей устойчивого интереса к сказке, как к произведению искусства; раскрытие совместного творчества детей.
Задачи:
- формировать интерес к художественной литературе;
- формировать умение слушать и понимать услышанное ;
- знакомить детей со сказками русских и зарубежных писателей ;
- обеспечение психологического благополучия;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков;
- развивать у дошкольников память, внимание, мышление, творческую фантазию, речь, толерантность;
- воспитывать чувства дружбы и коллективизма;
- воспитывать культуру речи.
Слайд 33Творческая проектная деятельность
Механизмы реализации проекта
1 этап – организационный
- постановка целей, определение
актуальности и значимости проекта;
- подбор методической литературы для реализации проекта ;
- подбор наглядно-дидактического материала;
-подбор литературного материала ;
-организация развивающей среды в группе;
- ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта;
- консультации со специалистами ДО;
2 этап - практический
-ознакомление детей с художественной литературой (сказками);
- прослушивание и обсуждение литературных произведений;
- прослушивание сказки в исполнение народных артистов;
- чтение сказки Шарля Перро «Золушка».
- рассмотрение иллюстраций к сказке «Золушка» и беседы по их содержанию;
-изготовление головных уборов для девочек и мальчиков;
3 этап - заключительный
- литературный досуг.
Слайд 34Творческая проектная деятельность
Слайд 35Творческая проектная деятельность
Слайд 36Творческая проектная деятельность
Слайд 37Нормативные проекты
Проекты по созданию норм являются чрезвычайно важными, поскольку они развивают
позитивную социализацию детей. Эти проекты всегда инициируются педагогом, который должен чётко понимать необходимость введения той или иной нормы. Нормативные ситуации можно разделить на три группы: запрещающие, позитивно нормирующие, нормотворческие – приводящие к созданию новой нормы и поддерживающие инициативу дошкольника.
Работа по созданию новой нормы (нормотворчество) основывается на реальных ситуациях, возникающих в жизни детей в детском саду. Обычно это типичные, повторяющиеся конфликтные ситуации. Например, дети на прогулке уходили играть на территорию другой группы, что приводило к конфликтам с воспитателем. В этом случае педагог может предложить дошкольникам обсудить ситуацию и её возможные последствия и выработать правила поведения. В результате дети вместе с воспитателем могут сформулировать правило: «Если хочешь поиграть с детьми на другом участке, подойди к воспитателю и скажи об этом».
Слайд 38Нормативные проекты
Для нормативной проектной деятельности характерны следующие этапы:
- на первом этапе
воспитатель выявляет такие ситуации, которые, во-первых, достаточно часто повторяются, а во-вторых, характеризуются нежелательными формами поведения детей;
- на втором этапе педагог инициирует обсуждение вариантов поведения в той или иной ситуации и тех нежелательных последствий, которые могут возникнуть, фактически второй этап определяет пространство возможностей данной ситуации;
- на третьем этапе педагог предлагает детям изобразить нежелательные последствия неприемлемого поведения, при этом дети могут рисовать самые фантастические сюжеты. Такие символические рисунки позволяют дошкольникам сформировать отрицательное отношение к ситуации, благодаря её проживанию в воображаемом плане;
Слайд 39Нормативные проекты
- на четвёртом этапе педагог просит детей рассказать о своих
рисунках и о тех последствиях, к которым может привести обсуждаемая ситуация, здесь у детей создаётся эмоционально окрашенное представление о данной ситуации;
- на пятом этапе педагог предлагает детям подумать над тем, как нужно себя вести, чтобы избежать нежелательных последствий. После того, как каждый ребёнок выскажет своё мнение, все вместе выбирают одно из предложений в качестве правила, при необходимости педагог корректирует его;
на шестом этапе педагог просит зарисовать это правило так, чтобы оно было понятно всем. При этом правило не должно быть запрещающим, поскольку оно будет подавлять, а не побуждать инициативу детей;
- на седьмом этапе дети объясняют, что они нарисовали; педагог должен понять, в какой мере в рисунке ребёнка представлены необходимые детали, затем. в ходе обсуждения, педагог акцентирует внимание детей на этих деталях и предлагает на их основе создать окончательный «знак» правила. Этот знак должен содержать как минимум два компонента: указание на признак ситуации и адекватный способ действия;
Слайд 40Нормативные проекты
- восьмой этап связан с выполнением «знака» правила всеми детьми
и включением его в книгу правил. В эту книгу-альбом наклеиваются основные знаки, которые дети придумали для разных ситуаций. Под каждым рисунком педагог подписывает соответствующее правило. К этой книге правил, дети обращаются самостоятельно или по подсказке педагога. Это позволяет существенно снизить конфликтность между детьми, что способствует улучшению психологического климата в группе.
С детьми, в ходе нормативных проектов, можно придумывать различные правила, например, «Как вести себя в ходе игры», «Правила пользования ножницами», «Правила обращения с электроприборами», «Правила поведения в спальне» и т.д.
Слайд 41Нормативные проекты
«Правила поведения в группе»
Слайд 42Нормативные проекты
План осуществления действий
Разбор вместе с детьми с конфликтной ситуации с
указанием возможных последствий
Выведение с детьми правила из конфликтной ситуации, тренинги, этюды на закрепление данных правил.
Обсуждение вместе с детьми условных обозначений для схематизации правила, схематизация.
Размещение правила в группе
Контроль за соблюдением правил
Презентация правил поведения для детей средней группы.
Слайд 43Нормативные проекты
Разбор с детьми с конфликтной ситуации с указанием возможных последствий.
Выведение
правила из данной ситуации
Ты игрушки береги, поиграл-убери.
Будь осторожным и внимательным во время еды.
В группе разговаривай спокойно, не кричи.
Во время игры договаривайся о правилах. Играй дружно, не ссорься
Не бегай в группе, это опасно.
Слайд 44Нормативные проекты
Размещение правил поведения в группе, созданных детьми
Слайд 45Нормативные проекты
Контроль за соблюдением правил поведения
Слайд 46Нормативные проекты
Презентация
правил поведения
Слайд 47Ролево-игровые проекты
В таких проектах структура также только намечается и остается открытой
до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержание проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуации. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.
Выбор тематики ролево-игрового проекта в разных ситуациях может быть различной. Тематика проектов может касаться реализации задач каких-либо образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования с целью углубить знания дошкольников, дифференцировать процесс обучения и воспитания. Чаще, однако, темы проектов содержат в себе их интеграцию, что способствует развитию творческого мышления и исследовательских навыков детей. Таким образом, достигается интеграция знаний и умений.
Слайд 48Ролево-игровые проекты
С содержательной точки зрения ролево-игровые проекты могут быть следующих типов:
Воображаемые путешествия, которые могут преследовать самые разнообразные цели: обучение речевым структурам, клише, терминам, диалоговым высказываниям, описаниям, рассуждениям, умениям и навыкам из других областей знаний;
Имитационно-деловые, моделирующие ситуации, которые максимально приближают игровую ситуацию к реальной, встречающейся в жизни;
Драматизированные, нацеленные на изучение литературных произведений в игровых ситуациях, где в роли персонажей или авторов этих произведений выступают дети;
Имитационно-социальные, где дошкольники исполняют различные социальные роли (журналистов, учителей, пр.).
Слайд 52Практико-ориентировочные проекты
Проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его
участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, то есть оформления результатов проектной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта.
Слайд 53Классификация проектов по продолжительности
Мини-проекты могут укладываться в одно занятие или менее.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 занятий. Занятия используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Все это в сочетании с глубоким «погружением» в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной деятельности.
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации (защиты) выполняются во внеурочное время.
Слайд 54Классификация проектов по количеству участников
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность
учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Выделяются два критерия, по которым можно определить деятельность обучающихся как самостоятельную:
1. Является ли содержание данного познавательного акта непосредственной целью познавательных действий ребенка?
2. Соотносится ли это содержание с мотивом совершаемой ребенком познавательной деятельности?
Слайд 55Перечень возможных выходов проектной деятельности
игра;
карта;
законопроект;
коллекция;
журнал;
выставка, газета;
праздник;
серия иллюстраций;
сказка;
сравнительно-сопоставительный анализ, сценарий;
экскурсия.
Слайд 57Выводы
Метод проекта в дошкольной образовательной практике
рассматривается как:
педагогическая инновация, так как в
основу метода проекта заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и обучающегося над определенной проблемой;
как способ организации педагогического процесс, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
Слайд 58Литература
Веракса H. Е. Роль противоречивых ситуаций в развитии мышления детей //
Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. H.H. Подцьякова, А.Ф. Говорковой. – М., 1985 – С. 50–82.
Соотношение речи и образа в решении дошкольниками мыслительных задач//Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками/Под ред. Л.A. Венгера. – М., 1996 – С. 3—13.
Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое
пособие. - М. : Мозаика-Синтез, 2012г.
Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. М. : ТЦ Сфера, 2009. 128с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ)
Свирская Л. , «Работа с семьей: необязательные инструкции»: - М. : ЛинкаПресс, 2007.
Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3-7 лет Г.П. Попова, Т.В. Бондарева, Е.А. Румянцева, Волгоград, 2014.
Современные технологии обучения дошкольников Е.В. Михеева М., 2010.
Организация проектной деятельности в дошкольном образовании К. Ю. Белая, М. В. Теселкина, М., 2013.