Слайд 2Урок - динамичная и вариативная основная форма организации учебного процесса, в
рамках которой осуществляется педагогическое взаимодействие определенного состава учителей и учащихся, включающая содержание, методы и средства обучения и систематически применяемая в одинаковые отрезки времени для решения задач образования, развития и воспитания в процессе обучения (Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М., 2006)
Слайд 3Классно-урочная система
Лекционно-семинарская система
Основная форма
Традиционная форма
Урок 45
Урок 35
Домашняя работа
Внеклассная работа
Внеурочная работа
Экскурсии
Факультативы
Факультативы
Общественно-полезный труд
Лекции
Семинары
Зачеты
Консультации
Практикумы
Экзамены
Собеседование
Формы
организации учебных занятий
Слайд 4Типология урока в современной школе
Классические типы
Нетрадиционные типы
Вводный урок
Тренировочный урок
Контрольный урок
Урок закрепления
знаний, умений, навыков
Урок самостоятельной работы
Повторительно-обучающий урок
Урок ТСО
Урок практической работы
Комбинированный урок
Урок открытых мыслей
Урок-турнир
Урок-диспут
Урок-эврика
Урок-конкурс
Урок-зачет
Урок творчества
Урок-спектакль
Урок-соревнование
Урок-конференция
Интегрированный урок
Урок-игра
Урок-сказка
Урок-путешествие
Урок-КВН
Урок взаимного обучения
Аукцион знаний
Волшебный конверт
Урок фантазирования
Слайд 5Виды уроков – разновидность уроков одного типа с доминированием тех или
иных методов и средств
Слайд 6Структура урока включает
совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока,
возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность
Слайд 7 Структура урока зависит от дидактической цели, содержания учебного материала, возрастных особенностей
учащихся и особенностей класса. Многообразие структур уроков предполагает разнообразие их типов.
Слайд 8Общепринятой классификации типов уроков
в современной дидактике нет, это объясняется сложностью
и многосторонностью процесса взаимодействия учителя и учащихся, протекающего на уроке
Слайд 9Классификация уроков по двум критериям: содержанию и способу проведения (И.Н. Казанцев)
По первому критерию (содержанию) уроки математики, например, подразделяются на уроки арифметики, алгебры, геометрии, тригонометрии, а внутри них – в зависимости от содержания преподаваемых тем.
По способу проведения учебных занятий уроки делятся на уроки-экскурсии, киноуроки, уроки самостоятельной работы и т.д.
Слайд 10Классификация уроков по цели организации, содержанию изучаемого материала и уровню обученности
учащихся (М.И. Махмутов).
В соответствии с этим подходом выделяются пять типов уроков:
— уроки изучения нового учебного материала;
— уроки совершенствования знаний, умений и навыков;
— уроки обобщения и систематизации;
— комбинированные уроки;
— уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Слайд 11Классификация уроков по преобладающему компоненту урока (В. И. Журавлев).
По этой
классификации уроки подразделяются на смешанные (комбинированные) и специальные. Комбинированные в своей структуре содержат все компоненты урока.
В структуре специальных уроков преобладает один компонент.
К специальным урокам относятся:
— урок усвоения нового материала;
— урок закрепления;
— урок повторения;
— урок контроля, проверки знаний.
Слайд 12Классификация уроков по дидактической цели (Б. П. Есипов, И. Т. Огородников,
Г. И. Щукина и др.):
— урок ознакомления учащихся с новым материалом или сообщения (изучения) новых знаний — урок закрепления знаний;
— урок выработки и закрепления умений и навыков;
— обобщающий урок;
— урок проверки знаний, умений и навыков (контрольный урок).
Слайд 13Классификация уроков по логическому содержанию работы и основным этапам учебного процесса
(С.В. Иванов):
— вводный урок;
— урок первичного ознакомления с материалом;
— урок усвоения новых знаний;
— урок применения полученных знаний на практике;
— урок закрепления, повторения и обобщения;
— контрольный урок;
— смешанный или комбинированный урок.
Слайд 14Структура урока ознакомления с новым материалом: повторение предыдущего материала, являющегося основой
для изучения нового; объяснение учителем нового материала и работа с учебником; проверка понимания и первичное закрепление знаний; задание на дом.
Слайд 15Урок закрепления знаний:
проверка домашнего задания;
- выполнение устных и письменных
упражнений;
- проверка выполнения заданий;
- задание на дом.
Слайд 16Обобщающий урок (обобщения и систематизации знаний) систематизируются и воспроизводятся наиболее существенные
вопросы из ранее пройденного материала, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях учащихся и раскрываются важнейшие идеи изучаемого курса.
Слайд 17Уроки проверки знаний, умений и навыков (контрольные) позволяют учителю выявить уровень
обученности учащихся в определенной области; установить недостатки в овладении материалом; наметить пути дальнейшей работы.
Слайд 18Комбинированный урок:
• проверка домашней работы и опрос учащихся;
• изучение
нового материала;
• первичная проверка усвоения;
• закрепление новых знаний в ходе тренировочных упражнений;
• повторение ранее изученного в виде беседы;
• проверка и оценка знаний учащихся;
• задание на дом.
Слайд 19Дидактические требования к современному уроку
Четкое формулирование образовательных задач в целом и
их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков.
Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся.
Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированных умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах.
Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в обучении учащихся.
Реализация на уроке всех дидактических принципов.
Создание условий успешного обучения учащихся.
Слайд 20II. Психологические требования к уроку
Психологическая цель урока:
проектирование развития учащихся в пределах
изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
учет в целевой установке урока психологической задачи и изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.
Слайд 21III. Гигиенические требования к уроку
Температурный режим.
Физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания).
Освещение.
Предупреждение утомления
и переутомления.
Чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ).
Своевременное и качественное проведение физкультминуток.
Соблюдение правильной рабочей позы учащегося.
Соответствие классной мебели росту школьника.
Слайд 22IV. Требования к технике проведения урока
Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес
к учению и воспитывать потребность в знаниях.
Темп и ритм должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными.
Необходим полный контакт во взаимодействии и учителя, и учащихся на уроке, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм.
Доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда.
По возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения.
Обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы.
Учитель должен обеспечить активное учение каждого школьника.