Слайд 1Организация деятельности воспитателя по развитию речи в ДОУ
Слайд 2Формы активности у детей в образовательном процессе (Н.Н. Подъяков, Н.Н.Веракса)
Первая определяется
содержанием, предполагаемым взрослым – носителем культуры, норм и правил.
С другой стороны – это ребенок, который сам является инициатором, экспериментатором в окружающем его мире.
Слайд 3Содержание образовательной области «Речевое развитие" включает :
владение речью как средством общения
и культуры;
обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Слайд 4Методические рекомендации к организации и проведению работы по развитию речи
Уход от
жестко регламентированного обучения школьного типа
Обеспечение двигательной активности в различных формах
Использование многообразных форм организации обучения, включающих разные специфические детские виды деятельности
Обеспечение содержания с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью
Использование цикличности и проектной организации содержания обучения
Создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности и инициирующей ее
Широкое использование методов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей.
Слайд 5Речевая деятельность
- это особый вид человеческой деятельности, связанный с поведением,
образом жизни человека и проникает в любую его деятельность
Слайд 6Задачи образовательной области «Речевое развитие»
развитие всех компонентов устной речи детей
в различных формах и видах детской деятельности
развитие свободного общения со взрослыми и детьми
практическое овладение воспитанниками нормами речи
Слайд 7Ведущие задачи развития речи
В первой младшей группе это развитие разговорной речи
и умения понимать обращенную речь, вступать в индивидуальный речевой контакт с окружающими людьми, выражать свои мысли вербально.
Во второй младшей группе ведущей задачей становится дальнейшее развитие разговорной речи, опосредованное использованием литературных текстов, рассматриванием картинок, предметов, объектов природы.
.
Слайд 8
В среднем дошкольном возрасте основное внимание уделяется развитию речевой инициативы и
речевой самостоятельности ребенка, как в процессе общения, так и в монологической речи.
В старшем дошкольном возрасте основной задачей по развитию речи становится выявление индивидуальных способностей детей в речевой деятельности, развитие творчества
Слайд 9 Условие развития речи детей -
Организация деятельности
(коммуникативной, игровой, трудовой, бытовой)
Средства
развития речи-
Языковая среда
Художественная литература
Художественные средства
Наглядные пособия
Слайд 11Коммуникативные умения ребенка дошкольного возраста
владеет средствами общения и способами взаимодействия со
взрослыми и сверстниками
адекватно использует вербальные и невербальные средства общения
владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве)
изменяет стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации
Слайд 12различные формы работы ресурсны в плане развития речи и формирования коммуникативности,
если:
дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то,
- обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания,
- педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.
Слайд 13Ельцова О.М., Горбаческая Н.Н., Терехова А.Н.
Ситуация общения - это специально проектируемая
педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий
Слайд 14Кузеванова О.В., Коблова Т.А.
литератрно-музыкальные праздники, фольклорные ярмарки, игры-драматизации, разные виды театров,
агитбригада, социальные акции, речевые газеты, книги самоделки, проблемные ситуации, посиделки, логоуголок, интерактивные речевые стенды, календарь событий и др.
Слайд 15Поздеева С.И. при организации любой образовательной ситуации педагогу важно:
- во-первых, продумывать
организацию разных способов взросло-детской и детской совместности,
- во-вторых, видеть ресурсы разных этапов занятия для развития коммуникативной компетентности детей»[4].
Слайд 16Легоконструирование
Созданные постройки из ЛЕГО можно использовать в играх-театрализациях, в которых
содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки
использование ЛЕГО-конструирование способствует и речевому творчеству
Слайд 17А.Г.Арушанова
предлагает как форму речевого развития детей - сценарии активизирующего общения -
обучение игровому (диалогическому) общению. Такая форма включает разговоры с детьми, дидактические, подвижные, народные игры; инсценировки, драматизации, обследование предметов и др.
Слайд 18Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова
Речевое развитие возможно через
метод проектов. Цель и задачи специального тематического проекта имеют направленность на комплексное решение задач, указанных в ФГОС ДО.
Прим: «Как рождается книга» (цель: развитие речевого творчества детей).
Слайд 19О.М.Ельцова
для развития игрового общения используется игровая обучающая ситуация (ИОС). Все
качества и знания формирует не сама ИОС, а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится педагогом. Видами игровых обучающих ситуаций могут быть: ситуация-иллюстрация, ситуация-оценка и др.
Слайд 20Формы работы с детьми
Беседа ситуативный разговор
Речевая ситуация
Составление отгадывание загадок
Сюжетные
игры
Игры с правилами
Слайд 21Принципы развития речи :
сочетания принципа научной обоснованности и практической применимости;
с принципом
интеграции образовательных областей учитывая возрастные возможности и особенности воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
событийный принцип организации образовательного процесса;
со спецификой дошкольного образования: в совместной деятельности взрослого и детей и в самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов;
Учета возрастных особенностей при выборе форм
Слайд 22Принцип интеграции образовательных областей
Интеграция предполагает объединения нескольких видов деятельности и
разных средств развития детей в процессе которого детьми изучается новое содержание
Преимущества интеграции: в повышении мотивации обучения, рассмотрение явления или события с нескольких сторон, что формирует познавательный интерес.
Слайд 23Комплексно-тематический принцип построения
Обеспечивает концентрированное изучение материала
Лексический материал отбирается с учетом возраста,
индивидуальных возможностей и этапа работы
Обеспечивает тесную связь со всеми специалистами, так как все работают на протяжении недели над одной темой
Слайд 24Реализация принципа комплексно-тематического планирования предполагает
Объединение комплекса различных видов детской деятельности вокруг
единой темы
Полноценная реализация темы невозможна без интеграция не только содержания, но и ее организационных форм
Взаимодействие взрослого и ребенка в рамках совместной деятельности
Обязательная партнёрская позиция взрослого при взаимодействии с детьми
Слайд 25Принцип событийности предполагает проживание ребенком во времени события (подготовка к событию,
событие, обсуждение события)
Как частный случай комплексно-тематического принципа
Соотношение комплексно-тематического принципа и принципа событийности
Комплексно-тематический принцип предполагает набор (совокупность) педагогических мероприятий, объединенных одной темой
Слайд 26Формальное действие
проходное, сделанное «для галочки», традиционное, не отмеченное смыслами присутствующих
Событие
Яркое впечатление,
о котором хочется рассказать
Слайд 27Образовательное событие
- это личностно значимая ситуация осмысленной деятельности ребенка, осуществляемая через осознание
образовательной проблемы и определение путей её решения в информационно-образовательном пространстве
Слайд 28Характеристики события
Соответствие культурному образцу («игра», «праздник», «экспедиция», «фестиваль», «ярмарка» и т.д.).
Наличие
привлекательной перспективы.
Развернутый этап подготовки.
Системная, многослойная структура, включающая коммуникацию.
Возможность выбора форм и характера личного участия.
Возможность и уместность импровизации, порождения новых смыслов в ходе события.
Слайд 31Планирование форм организации детской деятельности