Слайд 1ГБП ОУ Тверской педагогический колледж
Составили:
Социоигровая технология
как средство обучения дошкольников
эффективному взаимодействию
в группе
Слайд 2
(Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-педагогические идеи,
которые заложены
в ее фундаменте)
(определение)
Социоигровая технология – это развитие ребёнка
в игровом общении со сверстниками.
«Самое главное – снять педагога с детей!
Ну что он висит
над ними!»
Е.Е. Шулешко
Слайд 3Актуальность
Человеку для активного участия в жизни общества необходима реализация себя как
личности.
Потребность в самоутверждении – это социальная потребность. Она присуща абсолютно всем людям. Хорошо когда человек самоутверждается, помогая другим.
Для этого нужно проявлять творческую активность, самостоятельность, развивать способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться.
Поэтому для воспитания сегодня актуально лучшее правило политики – «не слишком управлять…» - т.е., чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни.
Слайд 4(Содержательная часть - это общие, конкретные цели и содержание учебного материала)
Слайд 6Жизнь детей в малых группах.
Принципы педагогической технологии
Слайд 7(Процессуальная часть – совокупность форм и методов учебной деятельности детей и деятельности
педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика обучающего процесса)
Малая группа
Ценить мнение другого и отказываться от своих заблуждений ребёнку легче, работая в малой группе.
« А я вас всех
сегодня не подвёл? »
Слайд 8Учить детей контролировать себя, регулировать
свои действия, взаимоотношения с
окружающими.
Развивать сообразительность детей.
Формировать у детей навык слаженной работы, научить детей эффективно общаться.
Учить детей высказываться, отстаивать свое мнение, договариваться друг с другом.
Задачи
(при взаимодействии детей в малых группах) :
Слайд 9
Движение
и активность,
смена мизансцены
Смена темпа
и ритма
Малая группа
Слайд 10.
За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь
с
десяток
Смена лидерства
Малая группа
Слайд 11 Техника «Шапка вопросов»
Вид работы по любой теме, тексту или
по личным впечатлениям, требующий общения и взаимосвязи детей друг с другом.
Придумайте вопрос, только, чтобы этот вопрос задавал не тот, кто его придумает, а другой.
(Если ребёнок ничего не может сам придумать, чтобы произнести вслух, пусть это придумает другой ребёнок, и даст первому повторить).
Маленький шаг от себя к другому уже сделан.
Как часто проходят обсуждения : «Я хочу задать вопрос! Я хочу выступить!» По социоигровой технике – это тёмный лес, где «Я! Я! Я!»
Слайд 12 Техника «Шапка вопросов»
Каждый участвующий бросает в «шапку» три записки, на
каждой из которых им был записан вопрос (по литературному или изобразительному тексту). На каждой записке свой тип вопроса:
Вопрос, проверяющий знание текста.
Вопрос, ответ на который я сам не знаю, но хотел бы узнать (по тексту).
Вопрос по выяснению другого мнения
о тексте и сравнению его со своим.
Слайд 13 Техника «Шапка вопросов»
Три разные позиции:
а) проверяющего
б) не
знающего
в) советующегося
Слайд 14 Деление на группы
По хлопкам
Четыре раза педагог хлопнул, и
по четыре человека в группу
соединились. Пять раз хлопнули – по пять человек.
(Полька «Математика»). Но за одни и те же руки нельзя
держаться два раза.
Жеребьёвки
Считалки
Круг по алфавиту (имён, фамилий, третьей буквы в фамилии)
По номерам (домов, квартир, мобильников и т.д.)
По расчёту на первый—шестой, начиная с любого из круга. Потом сообщается, что все первые номера – одна команда, вторые – другая и т.д. Или после расчёта на первый-шестой, каждая шестерка объявляется рабочей группой
(командой, бригадой).
По разрезанной открытке, фигуркам, картинкам.
Воротца.
Слайд 15Примеры игр:
«Найти друга» - используется для деления на микрогруппы; нужно объединиться в
группы по определенному принципу: по месяцу рождения, по цвету волос ил глаз, по гороскопу и т. д.
«Испорченный телефон» - как можно быстрее передать друг другу какое-то слово шепотом на ухо один другому так, чтобы все, например, в среднем ряду по цепочке получили и передали слово. Все остальные ловят слово на слух, пытаясь понять, какое слово передает ряд. Затем педагог спрашивает, какое слово передавалось у тех, кто ловил, у последнего игрока и у первого.
«Пишу по воздуху» - выбранный ведущий пишет по воздуху цифры, буквы, геометрические фигуры, а команды отгадывают, что было нарисовано. Писать по воздуху можно не только кистью руки, а плечом, головой, ногой, коленкой и т.п.
«Выбор водящего» - варианты жеребьевок: на кулачках (представители команд зажимают кулаком по очереди часть гимнастической палки один за другим, чей верх, тот первый вступает в игру); всевозможные считалки; вытягивание жребия (участники по очереди вытягивают из шапки записки с указанием номера вступления в игру).
«Угадай-ка» - ведущий задумывает предмет, разделившиеся на команды дети задают ведущему вопросы, а он на эти вопросы отвечает только «да» или «нет». После серии вопросов каждая команда получает 30 секунд для обдумывания и совместного обсуждения.
Слайд 16 Задание для зрителей
скопировать
сфотографировать
выбрать самый интересный момент
самого
интересного персонажа
И потом все зрительские группы показывают
или дают свои ответы.
Слайд 17 Важные принципы:
Угадай – что первые показывали? Что у них
было задумано?
Дополни – посмотри, что они сделали, и попробуй продолжить, развить.
Отличись – сделай то же самое, но по-другому.
Проверь, если можно проверить, всё ли верно по заданию они сделали.
Повтори – это вообще блеск, потому что это грандиозное упражнение на логику действия и особенности поведения.
Слайд 18
Результаты применения
социо - игровой технологии:
дети слушают и слышат друг друга,
договариваются, приходят к согласию;
у детей развито речевое взаимодействие;
сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;
дети умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым;
у них нет чувства страха за ошибку.