Слайд 1
Материалы МОКУ С(К)ООШ №22 (VII вида) для диссертации Кудряшовой А.А. ,
студентки ПИ СВФУ им.М.К.Аммосова, группы ЗМПМО-17 на тему «Социальное партнёрство образовательной организации в профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья»
Слайд 2Система профориентационной работы в условиях коррекционной школы №22
Заместитель директора по ВР
В.И. Праведных
Педагог-психолог И.В. Скорая
Май, 2016г.
Слайд 3 Профессиональная ориентация –
это система научно обоснованных
мероприятий, направленных на подготовку обучающихся к выбору профессии с учетом особенностей личности и социально экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи обучающимся в профессиональном самоопределении и трудоустройстве. Также включает в ознакомление с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования.
Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Слайд 4Система
профессиональной ориентации школьников:
Профессиональное просвещение;
Профессиональное воспитание;
Профессиональная диагностика, консультация.
Слайд 5Профориентация в коррекционной школе №22
имеет свою специфику. Она связана с
ограничением физических и психических возможностей учащихся, а так же их социально-педагогической запущенностью. В большинстве случаев семья не может оказывать должного и положительного влияния на процесс социально-профессионального становления подростка, поэтому эта функция ложится на школьного психолога , социального педагога, классного руководителя
Также выпускники постоянно испытывают сложности в выборе среднего специального учебного заведения, так как в Якутске их крайне мало. И от решения этой проблемы во многом зависит их дальнейшая судьба.
Слайд 6 Цель
профориентационной работы:
оказание психологической помощи учащимся в профессиональном
самоопределении, в осознанном, обоснованном выборе профессии;
обучение, воспитание и подготовка учащихся к общественно-полезному, производительному труду, социальной адаптации;
развитие профессиональных компетенции, подбор учебных заведений с учётом индивидуальных возможностей подростков.
Слайд 7
Модель
выпускника школы
Осознающий собственную самоценность, принятие знаний как ценности, разнообразие
жизненных ценностей.
Способный к самоактуализации, самореализации и самоопределению, планировать свою жизнь в соответствии с нравственными ценностями.
Умеющий заниматься самосознанием и самообразованием, осуществлять выбор и решать социальные проблемы, жить и работать во благо Отчизны.
Имеющий богатый внутренний мир, духовность, рефлексивные способности.
Готовый к межкультурному взаимодействию , ценностям, взглядам
Открытый к иным культурам
Слайд 8
Классные
руководители
Библиотекарь
Учителя –
предметники
Школьный
психолог
Заместитель директора
по
воспитательной работе
Социальный
Слайд 9Заместитель директора по воспитательной работе
планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности
учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;
осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика определение индивидуальной образовательной траектории;
Слайд 10поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся
основной и старшей школы;
осуществление контролирующих функций работы классных руководителей, учителей-предметников, социального педагога, библиотекаря, школьного психолога по проблеме профильного и профессионального самоопределения учащихся;
Слайд 11
Программа
по профориентированию и самоопределению обучающихся 9 –х классов
Целью профориентационной работы
является формирование навыков профессионального самоопределения и всесторонней самооценки для успешного выбора будущей профессии.
Задачи:
провести диагностику всех сфер личности (эмоциональный, когнитивный, поведенческий уровень);
стимулировать осознание обучающимся собственных перспектив личностного и профессионального самоопределения;
информировать о мире профессий, современном рынке труда, особенностях профессионального пути;
диагностировать профессиональные интересы и склонности;
обучить навыкам планирования профессионально-образовательного пути;
сформировать активную позицию у обучающегося в процессе профессионального самоопределения.
Слайд 12Психолог
Задачами психологической помощи которой являются:
Проведение психологической профдиагностики.
Формирование первичных представлений о самом
себе, установка на самопознание и самооценку.
Оказание помощи в осознании собственных мотивов выбора профессии.
Активизация собственных ресурсов через нетрадиционные формы обучения (профориентационные игры)
Работа с родителями.
Слайд 13Источник информации о будущей профессии
Слайд 14
«Профориентация: найди себя»
для учащихся 9 класса
Цель программы
– ознакомить учащихся с требованиями, особенностями и спецификой наиболее популярных профессий; правилами выбора профессии, проинформировать о положении современного рынка труда
Задачи:
- активизация постановки и принятия проблемы профессионального самоопределения;
содействие в осознании учащимися жизненных ценностей и смыслов профессиональной деятельности;
содействие в определении профессиональных интересов и склонностей;
содействие в построении адекватного образа профессии.
Слайд 17
По окончании занятий учащиеся должны:
Иметь представление:
- о правилах выбора будущей профессии;
-
о профессионально важных качествах;
- о положении современного рынка труда;
- о требованиях, особенностях и специфике наиболее популярных профессий.
Обладать:
- адекватным уровнем притязаний при выборе будущей профессии;
- навыками самопрезентации своих профессионально важных качеств;
Осознавать:
- ведущий мотив выбора профессии;
- жизненные ценности и смыслы профессиональной деятельности.
Слайд 18Классные руководители
составляет план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы,
средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
Проведение экскурсий на производство.
Подбор образовательных учреждений с учётом интересов, склонностей, индивидуальных возможностей подростков, а так же предприятий готовых обучать и трудоустраивать выпускников, детей-инвалидов.
Слайд 19Учителя-предметники:
способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы
и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:
обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые профессионально важные навыки;
способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся.
Слайд 20Библиотекарь:
регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии
(по годам обучения) и профориентационной работе;
изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д)
Слайд 21Социальный педагог:
способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как
правило, у таких детей она занижена;
оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;
оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.
Слайд 22Об эффективности профориентационной работы в школе судят по показателям поступления в
учебные заведения.
Анализ показывает стабильность поступлений наших выпускников.
Слайд 23
Ранее в основном ребята шли обучаться по профессии «повар», «слесарь», «сварщик»,
«электрик»
Слайд 24Сейчас молодые люди выбирают профессии, связанные с обслуживанием автомобилей (автомеханик -
Щелгачева А., Строев А., Ольшанский В., Львов И., Чистобаев С., Пономарев А., Мухамадиев Р.) и ЭВМ (наладчик компьютерных сетей - Канаев В., Ющенко Д.), декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (Михайлов Н.), музыкант (Сидоренко Е.) , в бухгалтерии (Аверенский А., Строев А., Кияева Л., Матвеев А.), юриста (Раудонен О.), программирование в компьютерных системах (Михайлов К.), сети связи и системы коммутации (Прудецкий Э, Корзенников А., Борисов Р., Борисов Л.).
Слайд 25ГОУ «Республиканский лицей-центр профессиональной и медико-социальной реабилитации инвалидов»
Оператор вязально-швейного оборудования (Данилова
К., Ефремова К.)
Автомеханик (Поляков Н.)
Садовник (Ананьин Д, Борисова Е.)
Пекарь-мастер (Бережнова Я., Растригин Л.)
Слайд 26
Есть примеры, когда наши выпускники после получения общего профессионального образования продолжали
обучение в вузах (Гуляев Д., Пичков Д., Уваров Е.).
Но особенно важным показателем является дальнейшее трудоустройство и социализация молодых людей в нашем высокотехнологическом и конкурентном мире
Слайд 35Классный час
«Все работы хороши»
Слайд 38Региональный чемпионат профессионального мастерства