Сенсорное развитие дошкольников в познавательнопрактической деятельности презентация

Содержание

Сенсорное развитие дошкольников в познавательно-практической деятельности   Понятие сенсорного воспитания. Значение сенсорного воспитания в развитии личности. Классические системы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Задачи и

Слайд 1
Сенсорное развитие дошкольников в познавательно-практической деятельности


Слайд 2
Сенсорное развитие дошкольников в познавательно-практической деятельности

 

Понятие сенсорного воспитания.
Значение сенсорного воспитания

в развитии личности.
Классические системы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи и содержание сенсорного воспитания в детском саду.
Условия и методика сенсорного воспитания дошкольников.

Слайд 3

Понятие сенсорного воспитания
СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ - система целенаправленных педагогических действий, направленных

на формирование у ребенка способов чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятий.
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств.

Слайд 4

2. Значение сенсорного воспитания

- является основой для интеллектуального развития;
- упорядочивает

хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.



Слайд 5

Сенсорное развитие ребенка
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается

познание. Все другие формы познания (память, мышление) строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.
Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Слайд 6
Умственное развитие
Сенсорное развитие


Слайд 7
Сенсорное развитие является условием успешного овладения практической деятельностью и необходимо для

успешного обучения ребенка в детском саду, в школе. Большая роль сенсорных процессов в формировании индивидуальных способностей ребенка, имеющих ярко выраженную сенсорную основу (музыкальные, изобразительные и др.).

Над созданием современной системы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста работали педагоги А.П.Усова, Н.П. Сакулина, Н.А.Ветлугина, А.М. Леушина и психологи Л.С. Выготский, Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Л.А. Венгер и другие.


Слайд 8 3. Классические системы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.

Он

словесному воспитанию противопоставил воспитание деятельное.
Считал необходимым организовать восприятие явлений окружающего мира детьми с помощью всех органов чувств. Свои взгляды на эту проблему он отразил в своем труде "Мир чувственных вещей в картинках”.

Впервые проблему сенсорного воспитания поднимает Я.А.Коменский (1592 – 1670) в 17 веке.


Слайд 9
«Материнская школа» - одно из немногих произведений по преддошкольному и дошкольному

воспитанию, вполне заслуживающее названия классического. Оно невелико по объёму, но богато по содержанию
Поэтому Коменский настаивает на всестороннем развитии детей, начиная с преддошкольного и дошкольного периода их жизни. И, защищая принципы лёгкости, занимательности процесса воспитания и обучения, Коменский не останавливается перед заполнением процесса воспитания самым серьёзным содержанием, вплоть до элементов «мудрости», понятно, в доступных для детей пределах и формах.
Если родители «научают своих детей есть, пить, ходить, говорить, украшаться одеждами», рассуждает Коменский, то тем более они должны позаботиться о передаче детям «мудрости».
Заслуживает глубокого внимания забота Каменского о воспитании детей в труде. Причём Коменскии имел в виду такой труд, который не превышает сил ребёнка, и соединяет его с играми детей.
В специальной VII главе, озаглавленной «Каким образом нужна приучать детей к деятельной жизни и постоянным занятиям», Коменский даёт довольно богатый перечень «механических навыков» уже для второго и третьего годов жизни ребёнка: «бегать, прыгать, различным образом поворачиваться, играть с чем-либо, зажигать, снова гасить, переливать воду, переносить что-либо с места на место, класть, поднимать, расстилать, ставить, бросать, свёртывать, развёртывать, сгибать, выпрямлять и пр.»; всё это, подчёркивает Коменский, нужно разрешать детям; больше того, при удобном случае показывать им. Четвёртый, пятый и шестой годы должны быть полны ручного труда и всяких строительных игр.
Давая перечень различных видов деятельности, к которым нужно приучать ребёнка до шести лет, Коменский намечает и элементы физического труда. К таким элементам он относит умения: «рубить, колоть, сечь, строить, располагать, связывать, развязывать, сваливать в кучу, разваливать». Понятно, всё это на посильном для детей материале и посильным инструментом.
Всеми своими советами и указаниями Коменский учит нас тонкому и правильному пониманию детей. Его методика воспитательной работы в дошкольном возрасте может быть названа жизненной и практически наиболее осуществимой. В этом отношении Коменский гораздо более близок и понятен нам, чем многие последующие мыслители.

Слайд 10
Большое внимание накоплению чувственного опыта детей уделял И.Г.Песталоцци(1746– 1827)
В своей

книге "Азбука зрительного восприятия” он пробует опираться на чувственный опыт ребенка.
Песталоцци полагает, что всякое обучение должно основываться на наблюдении и опыте и подниматься к выводам и обобщениям. В результате наблюдений ребенок получает зрительные, слуховые и другие ощущения, которые пробуждают в нем мысль и потребность говорить.
У человека, считал Песталоцци, представления о внешнем мире сначала бывают неясными и неотчетливыми, нужно упорядочить и уточнить их, довести до ясных понятий, сделать из «беспорядочных — определенными, из определенных — ясными и из ясных — очевидными». Обучение, во-первых, способствует накоплению учеником на основе его чувственного опыта запаса знаний, а во-вторых, развивает его умственные способности. Необходимо «интенсивно повышать силы ума, а не только экстенсивно обогащаться представлениями».


Осуществить умственное образование детей Песталоцци стремился посредством системы специально подобранных для каждой ступени обучения и последовательно проводимых упражнений, которые развивают интеллектуальные силы и способности детей.
Стремясь упростить и психологизировать обучение, Песталоцци пришел к мысли о том, что существуют простейшие элементы всякого знания о вещах и предметах, усваивая которые человек познает окружающий его мир. Этими элементами он считал число, форму, слово. В процессе обучения ребенок овладевает формой путем измерения, числом посредством счета, а словом благодаря развитию речи.
Песталоцци упорно боролся с вербализмом, возмущался «словесной рассудочностью образования, способной формировать только пустых болтунов». Разум, указывал он, всего лучше развивается посредством занятий, связанных с трудом и практикой.


Слайд 11
Плюсы «даров»: последовательность в ознакомлении детей с геометрическими формами; включение задач

сенсорного воспитания в общие задачи умственного развития ребенка; признание роли самого ребенка в умственном и сенсорном развитии; обеспечение систематического руководства этой деятельностью со стороны педагога.
Минусы "даров”: абстрактность, сухость, формализм материала, ограниченность всей системы сенсорного воспитания, практически несвязанной с живой действительностью,
что ограничивало кругозор детей.

Фридрих Фребель (I-ая половина 19 в.).
Он создал пособие "Дары Фребеля» которое включало шесть даров (шары, кубы, цилиндры,плитки и др.)
Использование этого пособия способствовало развитию у детей строительных навыков, формировало представления о форме, величине, пространственных отношениях, количестве.


Слайд 13
Для того чтобы научить ребенка мыслить, необходимо научить его правильно сравнивать

и группировать, т.е. правильно различать.
Для развития чувства осязания, веса, размера, зрения, слуха, ритма и т.д. по ее методике были изготовлены предметы (дощечки, кубики, цилиндры, пластинки) из различного материала.
Ребенок должен был вставлять бруски и цилиндры разных размеров в соответствующие отверстия или на ощупь (с завязанными глазами) определить свойство материала и его конфигурацию, назвать, из какого материала сделан предмет

Мария Монтессори (1870—1952) создала систему сенсорного воспитания. Она считала, что нельзя научить ребенка правильно и мыслить, если он сам не будет упражняться в правильном мышлении.


Слайд 16
Она создала свою оригинальную систему дидактических материалов для развития органов чувств,

построенную на принципе парности и состоящую из различных знакомых детям предметов (две чашечки, две вазочки разных размеров, цветовой окраски и т.д.), игрушек и природного материала (листья, цветы, плоды, шишки, раковины и т.д.).
Игры и занятия детей, в которых эти дидактические материалы использовались, сопровождались беседами. Руководящая роль в таких играх принадлежала воспитателю.

Е.И.Тихеева (1867-1943) считала возможным лишь в отдельных случаях применять специальные упражнения по так называемой «умственной ортопедии». Эти упражнения должны связываться с практическими занятиями и играми, проводимыми в детском саду; их следует постоянно разнообразить.


Слайд 18

4. Задачи сенсорного развития
формирование у детей систем перцептивных (обследовательских) действий;
формирование

у детей систем сенсорных эталонов - обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;
формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.
создание условий, способствующих развитию у детей широкой ориентировки в окружающем их предметном мире;




Слайд 19

Содержание сенсорного воспитания представляет собой круг свойств и качеств, отношений предметов

и явлений которые должны быть освоены ребенком дошкольного возраста.
Умение воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируется само собой в ходе той или иной деятельности;
требуется специальное обучение по определенной системе.

4. Содержание сенсорного воспитания


Слайд 20
Для ребенка важно в предметах выделять:
форму, величину, цвет,
материалы,
части и

пространственное их отношение,
скорость и направление перемещения предмета относительно других,
соотношение предметов по величине,
удаленность предметов.
В программу сенсорного воспитания включены и способы обследования предметов:
поглаживание для выделения гладкости или шероховатости;
сжимание, надавливание для определения твердости или мягкости;
взвешивание на ладони для определения массы и т.п.



Слайд 21
В программу сенсорного воспитания также включена и система сенсорных эталонов. Сенсорные

эталоны - это обобщенные представления о свойствах, качествах и отношениях предметов. Это эталоны:
цвета (цвета спектра),
форм (геометрические плоскостные и объемные формы),
пространственного положения и направлений (вверху, внизу, слева, справа и др.),
эталоны величины (метр, килограмм, литр и др.),
длительность времени (минута, секунда, час, сутки),
эталоны звучания, звуков речи, звуковысотных интервалов (тон, полутон) и т.п.



Слайд 22

5. Методика сенсорного воспитания дошкольников включает 4 этапа
Целью I этапа является

привлечение внимания детей к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен.
Для этого воспитатель предлагает детям что-нибудь нарисовать, слепить, построить, сделать какой-то предмет, который должен быть похожим на образец или удовлетворять определенным требованиям.
Если дети не имеют достаточного сенсорного опыта, они начинают выполнять задание, не проанализировав образец, не отобрав нужный материал. В результате рисунок или постройка оказываются непохожими.
Взрослый помогает детям увидеть, выделить, осознать то свойство, которое должно быть учтено в деятельности. Этот момент является исходным для обучения детей способам выделения свойств, особенностей предметов.



Слайд 23
Цель II этапа - обучение детей перцептивным действиям и накопление представлений

о сенсорных признаках.
В процессе обучения воспитатель:
показывает и называет перцептивное действие и то чувственное впечатление, которое стало результатом обследования.
предлагает детям все это повторить, т.к. самое главное - организовать многократные упражнения в выделении разных качеств.
При этом важно следить за точностью способа, которым пользуется ребенок, точностью словесных обозначений.



Слайд 24
Цель III этапа - формирование представлений об эталонах.
В раннем возрасте

ребенок отображает лишь некоторые особенности формы, величину предметов, расстояние.
В возрасте до 5 лет ребенок пользуется предметными эталонами, т.е. образы свойств предметов соотносит с определенными предметами. Например: "овал похож на огурчик", "треугольник такой, как крыша у домика".
В старшем дошкольном возрасте происходит усвоение детьми системы общепринятых эталонов, когда сами свойства предметов приобретают эталонное значение в отрыве от конкретного предмета: трава зеленая, яблоко как шар, крыша у домика треугольная и т.д.
Детей учат применять освоенные эталоны качеств для анализа предметов, учат сравнивать предмет с эталоном, замечать сходство и отличие.



Слайд 25
Цель IV этапа- создание условий, для самостоятельного применения детьми освоенных знаний

и навыков в анализе окружающей действительности и в организации собственной деятельности.
Здесь важна система заданий, требующих при их выполнении самостоятельного анализа, учета определенных качеств, свойств, отношений. Например, отбор материалов и инструментов для труда и т.п. Широко используются все виды деятельности как на занятиях, так и в повседневной жизни.



Слайд 26

Формы работы по сенсорному воспитанию детей
сенсорные занятия,
дидактические игры,
совместные игры-экспериментирования воспитателя

с детьми,
индивидуальная работа с детьми,
интерактивные выставки;
коллекционирование;
мини-музеи;
развлечения;
проектирование

Слайд 27

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО - РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА
Игры и оборудование
для развития мелкой моторики и

речи
восприятия формы и величины
для формирования цветового восприятия
для слухового развития
для развития тактильных ощущений и обоняния
для художественно – творческого развития
для элементарного экспериментирования
для развития интеллектуальных и конструктивных способностей




Слайд 28

Спасибо за внимание !


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика