Слайд 3ПЛАН
Понятие «семья», «брак»
Виды, функции семьи
Проблемы современной семьи
Типы
семейных взаимоотношений
Понятие «Семейное воспитание», «воспитательный потенциал» семьи
5. Воспитание родителей
Слайд 4Понятие семья
Семья- это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и
детьми, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью
( А.Г. Харчев)
Семья- это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанная узами супружества, родительства и родства, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку существования членов семьи
(А.И. Антонов)
Слайд 5Семья удовлетворяет потребность государства
в физическом и духовном воспроизводстве;
в организации общественного
потребления;
в передаче культурного наследия.
Ядром семьи является супружеская пара. Брак и семья понятия не тождественные. В основе брачных отношений- права и обязанности
Слайд 6Понятие брак
Брак – это свободный, равноправный союз женщины и мужчины,
достигших брачного возраста, не состоящих в другом браке, заключенный с соблюдением условий и порядка, установленных законом, и имеющий целью создание семьи.
Брак является основой
возникновения семьи.
Брак может быть
зарегистрированным
и незарегистрированным
Слайд 7
Брачные отношения , регистрируемые государственными учреждениями (ЗАГСАМИ) называются гражданскими:
освященными церковью-
церковными
Слайд 8Основные черты современных браков
позднее вступление в брак ( после
25 лет);
отсутствие детей (бездетность, либо отодвигают этот период на неопределенное время)
разновозрастность (15-20 лет разница между супругами);
фиктивность( для прописки, получения определенных выгод);
альтернативность (нерегистрируемые браки- сожительство, экстерриториальные- не живут вместе, а сходятся на определенный период);
венчальные браки ( якобы в подтверждение устойчивости и стабильности браков )
Слайд 9 Типы семей
Патриархальная (традиционная);
Нуклеарная (семья, состоящая из 2-х поколений- родителей
и несемейных детей);
Неполная (результат овдовения или развод);
Материнская (внебрачная).
Слайд 10 Характеристика типов семей
Патриархальная ( традиционная)
Семейные роли жестко закреплены:
муж- глава, все члены подчиняются мужу – в наст время такая семья в чистом виде сохранилась на Кавказе, в Средней Азии, Поволжье )
Остатки:
- взятие фамилии мужа;
-исчисление рода от патрилинейного;
- при наречении новорожденного (отчество );
при решении важных проблем жизнедеятельности( не всегда, чаще жена)
Слайд 11Характеристика типов семей
Нуклеарная семья (от лат. nucleus – «ядро»)- состоит из
самых необходимых членов- мужа и жены. Может быть как бездетной, так и включать детей.
Именуется Супружеской
семьей.
Расширенная семья (2-3-х-
поколенная с единым
домашним хозяйством,
прародителями, родителя-
ми, детьми, внуками).
Основана на кровном
родстве родителей
(прародителей),
детей, братьев и сестер.
Слайд 12Функции семьи
- это направление деятельности
семейного коллектива либо других членов,
которые выражают социальную роль и суть семьи. ЭТО:
репродуктивная функция;
экономическая и хозяйственно-бытовая функция;
функция организации досуга;
функция первичной социализации;
эмоционального и психологического комфорта;
коммуникативная;
воспитательная функция.
Слайд 13
Репродуктивная функция (лат. productjo - cамовоспроизведение, размножение, производство потомства) обусловлена необходимостью
продолжения человеческого рода.
Экономическая и хозяйственно-бытовая функция (в семье исторически все функции разделены- женщина занимается воспитанием детей, хозяйством мужчина- ремеслами)
Слайд 14Функции семьи
Функция первичной социализации (обусловлена тем, что семья является первой
и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка). В семье переплетаются естественно-биологические и социальные связи родителей и детей.
Воспитательная функция. Возможность воспитательного воздействия на ребенка заложена уже в самой природе отношения родителей к детям, сущность которого заключена в разумной опеке, сознательной заботе старших о младших.
Слайд 16 Проблемы современной семьи
малодетность (все больше семей с одним
ребенком) ;
рост разводов ( каждый 6-й брак распадается, повторные браки) ;
внебрачное сожительство (альтернативные браку семьи);
падение престижа и авторитета семьи;
внутрисемейные конфликты;
утрата традиционного понимания семейного воспитания;
нехватка времени на воспитание детей (13 минут в сутки, формальное выполнение своих обязанностей);
Слайд 17 Кризис семьи
К симптоматике кризиса относится:
подростковое родительство;
спутанность семейных ролей;
проблемы насилия в семье; увеличение количества семей, считающих детей «обузой» семейной жизни;
уклонение супругов от самостоятельного выполнения семейных функций;
дистанцированность и не включенность мужа в воспитательный процесс и т.п.
Слайд 18 негативное влияние на семью оказывает:
социальное расслоение общества (как
в сторону нищеты, так и обогащения );
отношение к браку и семье (забвение семейных традиций, цинизм, половая распущенность);
недостаточные гарантии со стороны государства в поддержке семьи;
алкоголизм и наркомания, вовлечение детей в криминальную среду и т.п.
Слайд 19Понятие семейного воспитания
Это целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими,
основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей и в соответствии с
ценностями семьи и общества
(Г.М.Коджаспирова)
Слайд 20Воспитательный потенциал семьи
совокупность характеристик, отображающих разные условия и факторы
жизнедеятельности семьи, которые означают ее воспитательные предпосылки и обеспечивают успешное
(неуспешное)
развитие ребенка
Слайд 21Условия реализации воспитательного потенциала
Объективные условия реализации воспитательных возможностей в семье:
Уровень
материального достатка;
Численность и состав (структура семьи)
Субъективные условия реализации воспитательных возможностей семьи:
Гражданская направленность родителей и субъективное желание воспитать хорошего человека;
Характер внутрисемейных отношений;
Место ребенка в семье;
Моральный авторитет родителей в глазах ребенка;
Культурный потенциал и семейные традиции, педагогическая культура родителей
Слайд 22Воспитание родителей
международный термин, под которым подразумевается помощь родителям в выполнении
ими воспитательной функции: постоянный процесс саморазвития взрослых, основанный на осознанном стремлении к
совершенствованию
своей личности.