Слайд 1Развитие связной речи в процессе обучения пересказу художественных произведений.
Слайд 2Содержание:
Значение обучения детей пересказу художественных произведений.
Виды пересказа.
Структура занятий по пересказу.
Приёмы обучения пересказу художественных произведений.
Произведения для пересказа.
Требования к пересказам детей.
Слайд 3
Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного текста в устной
речи.
Пересказ – это сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребёнка, его память и воображение.
Пересказ – это связное изложение прослушанного ребёнком художественного произведения.
Слайд 4Вопросы обучения пересказыванию детей дошкольного возраста раскрыты в работах Е.И. Тихеевой,
А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, Р.И. Габовой, А.М. Бородич и др. все авторы подчёркивают значение пересказа для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, для развития речи.
Слайд 5
Важно эмоциональное, выразительное исполнение произведения воспитателем. Пересказы способствуют развитию навыков выразительной
речи у детей.
Слайд 6Виды пересказа:
Подробный, близко к тексту.
Выборочный пересказ.
Сжатый пересказ.
Творческий пересказ.
Слайд 7Структура занятия по пересказу:
Вводная часть.
Первичное чтение произведения
Беседа по содержанию прочитанного
произведения.
Повторное чтение произведения с установкой на запоминание.
Пересказ произведения детьми.
Заключительная часть занятия.
Слайд 8Приёмы обучения пересказу художественных произведений:
Приём отражённой речи.
Подсказ нужных слов и фраз.
Совместный
пересказ.
Оценка детского пересказа.
Слайд 9Произведения для пересказа:
В младшей группе – русские народные сказки «Репка», «Колобок».
В средней группе – русские народные сказки «Волк и семеро козлят»; рассказы К.Д. Ушинского «Гуси», «Уточки».
Слайд 10
В старшей группе – русские народные сказки «Лиса и рак», «Теремок»;
рассказы К.Д. Ушинского «Умей обождать», «Бишка»; Л.Н. Толстого «Пожарные собаки», «Котёнок».
В подготовительной группе – русские народные сказки «Заяц – хваста», «Лиса и козёл»; рассказы К.Д. Ушинского «Четыре желания»; Л.Н. Толстого «Косточка»; В. Бианки «Купание медвежат»; В. Осеевой «Просто старушка», «Плохо».
Слайд 11Требования к пересказам детей:
1. Осмысленность, то есть полное понимание текста, является
главным в обучении.
2. Полнота передачи произведения, то есть отсутствие существенных пропусков, нарушающих логику изложения.
3. Последовательность и связность пересказа.
Слайд 12
4. Использование словаря и оборотов авторского текста и удачная замена некоторых
слов синонимами.
5. Плавность пересказа, отсутствие длительных, ненужных пауз.
6. Выразительность и фонетическая правильность речи, культура поведения во время пересказа.
Слайд 13Вопросы для повторения:
Что понимается под связной речью?
Какие механизмы лежат в основе
развития связной речи?
Перечислите условия, влияющие на характер связной речи.
Докажите, что пересказ – это творческий пересказ, а не механическое повторение прослушанного текста.
Назовите виды пересказа, укажите цель каждого из них.
Перечислите приёмы обучения детей пересказыванию.
Слайд 14Литература:
М.М. Алексеева, В.И. Яшина «Методика развития речи и обучения родному языку
дошкольников». – М., 1997.
Н.А. Стародубова «Теория и методика развития речи дошкольников». – М., 2007.
Э.П. Короткова «Обучение рассказыванию в детском саду». – М., 1982.
Ф.А. Сохин «Развитие речи детей дошкольного возраста». – М., 1984.