Слайд 1
Развитие самопознания и индивидуальности детей посредством введения портфолио ребёнка
Подготовила:
Е. А.
Кулик
воспитатель МДОУ детского сада №9 комбинированного вида
Слайд 2Особое внимание к личности дошкольника, его индивидуальным способностям и особенностям развития
- один из приоритетов современного подхода к воспитанию детей. Помочь ребенку раскрыть себя, найти то, что отличает его от других, способна технология "Портфолио". Этот необычный способ фиксации индивидуальных достижений позволяет отразить все интересное, что произошло в жизни малыша: положительные эмоции, творческие успехи, впечатления от прогулок, конкурсов, награды, забавные высказывания. Более того, портфолио не только станет памятной вещью для каждого воспитанника, но и пригодится при поступлении в школу.
Слайд 3Технология создания портфолио
Слайд 4Более того, создание ученического портфолио стало одним из требований новых стандартов
и важной составляющей системы оценивания учебных достижений.
Слайд 5С момента поступления в детский сад и вплоть до его окончания
дошкольник проходит важнейший этап своего развития, результаты которого могут оказать влияние на всю его последующую жизнь. Вот почему важно зафиксировать и проанализировать изменения, полезные приращения в развитии и воспитании ребенка. Портфолио может оказать неоценимую услугу педагогам и родителям, стремящимся сделать образовательный процесс эффективным, поможет при необходимости провести коррекцию развития. Но главное в том, что все достижения будут видны самому воспитаннику, станут предметом его гордости, послужат средством, повышающим мотивацию познавательной и творческой деятельности.
Слайд 6Портфолио ребёнка дошкольника
Это копилка личных достижений ребёнка в разнообразных видах деятельности.
Такая
форма работы объединяет усилия детского сада и родителей на:
Оздоровление,
Воспитание,
Развитие ребёнка.
Слайд 7В этом случае ребенок является субъектом ведения портфолио, заинтересованным, увлеченным, который
постоянно возвращается к папке своих достижений, без напоминания взрослого.
Ребенок начинает более серьезно и вдумчиво относиться к своим занятиям, увлечениям, что еще раз подтверждает его субъектную позицию.
Слайд 8Деятельность по ведению портфолио предполагает активное включение родителей в образовательную деятельность
детей, да и образовательная программа ДОУ предполагает совместную деятельность педагогов и воспитанников, и взаимодействие с семьями воспитанников. Но родителей этому нужно учить, подсказывать. Из родителей мы воспитываем союзников, причем с первого дня как ребенок поступил в детский сад.
Слайд 9Внедрение технологии портфолио позволяет преодолеть типичные недостатки традиционной системы педагогической оценки:
субъективизм;
ограниченность;
недооценивание
возможностей ребенка.
Слайд 10Задачи совместного создания детского портфолио:
1. Информировать родителей о портфолио как индивидуальном
“портфеле” достижений ребенка в различных видах детской деятельности.
2. Вызвать интерес родителей к созданию портфолио.
Слайд 11 3. Активизировать и стимулировать творческие способности родителей по оформлению страниц
портфолио.
4. Повысить компетентность родителей в вопросах организации взаимодействия с ребенком в процессе ведения портфолио.
Слайд 12При формировании папки достижений важно учитывать ряд принципов :
Во-первых: родители сами
принимают решение, нужно их ребенку портфолио или нет.
Во- вторых: участие ребенка в оформлении папки и отборе материалов обязательно.
Слайд 13В-третьих, важно не допустить "соревновательности". Каждый ребенок уникален, и портфолио призвано
подчеркнуть это.
В-четвертых, важна систематичность работы с портфолио.
Еще один принцип, который необходимо учитывать при составлении папки достижений, - отсутствие строгих требований к оформлению, главное, чтобы она нравилась ребенку.
Слайд 14Безусловно, портфолио дошкольника существенным образом отличается от школьного, что обусловлено возрастными
особенностями и педагогическими задачами, которые решаются в этот период развития ребенка.
Слайд 15Особое внимание следует уделить презентации портфолио. Ее можно проводить в день
рождения ребенка, либо на выпускном празднике. Дети будут рады продемонстрировать собственные достижения сверстникам, родителям и воспитателям.
Слайд 16Необходимость оценки портфолио:
Некоторые уверены, что она не нужна, поскольку детский сад
- не школа, и подобного рода оценки здесь не уместны.
Однако часть педагогов придерживаются иного мнения: при использовании любой технологии ставятся определенные цели и задачи, а значит, желательно отследить и оценить, насколько они выполнены. Тем более если рассматривать портфолио дошкольника как элемент преемственности между ДОУ и школой.
Слайд 17Можно использовать следующие критерии:
достаточность и качество представленных диагностических материалов, позволяющих проследить
динамику развития дошкольника;
широта направлений развития ребенка, отраженная в собранных материалах;
Слайд 18эстетичность оформления портфолио (оценивается только на заключительном этапе);
степень активности всех участников
образовательного процесса в формировании портфолио.
Слайд 19Вывод:
Если ребенок видит что его поделки "коллекционируются" берегутся, т.е. его усилия
оценены, соответственно и самооценка ребенка будет иметь положительное развитие;
если же рисункам не придается должного внимания, выбрасываются, то это будет плохой мотивацией к дальнейшему продвижению в творчестве, к обучению в школе.