Слайд 1Проектирование
технологической карты
(на примере урока иностранного языка)
Модератор: Калугина Елизавета Владимировна,
к.п.н., доцент кафедры иностранных языков
Слайд 21. Основы проектирования уроков иностранного языка с использованием технологической карты
Технологическая карта
в дидактическом контексте рассматривается как проект учебного процесса, в котором содержится его описание от цели до результата.
В отличие от плана или конспекта урока, которые представляют собой обычное текстовое описание урока, технологическая карта - это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.
Слайд 3
Технологическая карта дает возможность учителю максимально детализировать его еще на стадии
подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.
В учебном процессе работа с технологической картой способствует освоению ведущих понятий системно-деятельностного подхода, ФГОС, а также овладению практикой проектирования уроков, отвечающих современным требованиям к обучению.
Слайд 42. Структура технологической карты урока
В структуре технологической карты выделяют следующие структурные
блоки:
блок целеполагания (то, что необходимо сделать, воплотить), который включает указание темы урока, его цели(ей), планируемых результатов;
инструментальный блок (какими средствами это достижимо), который содержит указания на задачи урока, тип урока, его этапы, УМК, другие источники информации, используемые на уроке, оборудование, дидактическое сопровождение и др.;
организационно-деятельностный блок (план урока, детализированный до действий и операций, представленный в таблице-схеме)
Слайд 5
Таблица 1
Образец технологической карты урока
Технологическая карта урока «...» (УМК...)
Слайд 6Пример технологической карты содержит следующие компоненты:
заголовок с указанием темы урока и
УМК, по которому проектируется этот урок;
общую характеристику урока (своего рода его паспорт): указание целей урока, его типа, основных технологий и методов, ключевых понятий и терминов, которые усваиваются на данном уроке;
планируемые результаты (достижения): предметные, личностные и метапредметные. Предметные результаты данного конкретного урока содержат указание на учебно-языковые и речевые умения, которые осваивают учащиеся в ходе урока. Личностные и метапредметные результаты урока представляют собой указание соответствующих универсальных учебных действий, формируемых в процессе урока путем включения учащихся в их выполнение. Эти результаты следует рассматривать как промежуточные.
Слайд 7определение пространства урока: указание форм работы учащихся на данном уроке и
используемых средств обучения (УМК, медиасредства, средства наглядности и др.);
характеристику технологии обучения на каждом этапе урока: указание этапа урока; предполагаемых результатов, способов представления важной, визуально воспринимаемой информации (на доске, на слайдах и т. п.), подробную характеристику деятельности учителя и учащихся.
Слайд 83. Определение темы урока и усваиваемых понятий
При определении и формулировании темы
урока следует обратиться к учебнику по иностранному языку или «Тематическому планированию», которое дается в «Примерной программе по иностранному языку» или методических рекомендациях авторов УМК. (Работающий учитель обращается к «Тематическому планированию» в «Рабочей программе» курса, которая составляется самим учителем.)
Слайд 94. Осмысление и формулировка целей и результатов урока
Под целью урока понимают
«заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и учащимися в конце урока». Выделяют триединую цель урока, отражая в ней аспекты образовательного процесса: образовательный, воспитательный и развивающий.
Слайд 10Познавательную (обучающую) цель характеризуют как овладение учащимися системой знаний, практических умений
и навыков по предмету. Воспитательную цель уроков иностранного языка связывают с формированием познавательного интереса и увлеченности языком, уважения и ценностного отношения к нему, развитием положительных личностных качеств учащегося, его творчества, становлением и развитием нравственных, мировоззренческих устоев личности, формированием эстетических, этических представлений. Развивающую цель определяют как развитие культуры общения и речи (в современной терминологии - развитие коммуникативной компетенции ), логического и образного мышления.
В связи с принятием ФГОС подход к определению целей урока изменился. Цели должны быть ориентированы на три группы результатов обучения: личностные, метапредметные, предметные .
Слайд 13Образовательная цель уроков направлена на ознакомление учащихся с языковыми и речевыми
понятиями, с правилами языка и речи как основы для формирования учебно-языковых и речевых действий.
Развивающая цель предполагает:
1) развитие коммуникативной компетенции учащихся (социокультурный аспект);
2) формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), составляющих метапредметный результат обучения.
Воспитательная цель уроков направлена: на осознание учащимися языка как средства человеческого общения и явления национальной культуры, формирование позитивно-ценностного отношения к иностранному языку, стремления к его грамотному использованию, потребности в творческом самовыражении; на формирование учебно-познавательного интереса, мотивации к изучению иностранного языка как учебного предмета, стремления к самосовершенствованию; на воспитание личностных качеств школьников.
Слайд 145. Определение технологии, методов и приемов обучения
Само понятие метод определяется в
дидактике:
а) как путь, способ взаимосвязанной деятельности учителя и
учащихся, ведущий к достижению целей (результатов) обучения;
б) как совокупность приемов и операций.
Прием характеризуется как конкретный способ организации деятельности участников образовательного процесса, как составная часть содержания метода.
Слайд 15Методы и приемы изучения иностранного языка
Слайд 196. Определение типа урока и его структуры
Выделяют следующие классификации уроков.
Традиционная классификация
уроков. Формально соответствует знаниевому подходу к обучению и отражает этапы работы со знанием. В данной классификации выделяют следующие типы уроков:
урок изучения нового знания;
урок закрепления;
тренировочный урок;
урок повторения и обобщения;
урок контроля и оценки;
коррекционный урок (урок работы над ошибками);
комбинированный урок, предполагающий наличие различных этапов работы со знанием: открытие нового знания, отработку на его основе умений и навыков, возможно проведение небольшой контрольно-проверочной работы.
Слайд 20Обновленная традиционная классификации уроков, разработанной Р. Г. Чураковой:
урок первичного предъявления новых
знаний;
урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения предметными умениями;
урок применения предметных ЗУНов и УУД;
урок обобщения и систематизации предметных ЗУНов, универсальных действий;
урок повторения предметных ЗУНов или закрепления УУД;
контрольный урок;
коррекционный урок;
комбинированный урок.
Слайд 21Классификация типов уроков по формируемым учебным действиям (предложена Д. Б. Эльконина
- В. В. Давыдова)
урок постановки учебной (или частной) задачи;
урок решения учебной (или частной) задачи (часто включает моделирование);
урок моделирования и преобразования модели;
уроки отработки нового или конкретизированного способа действия (по-другому - тренировочное учебное занятие);
урок контроля и оценки
Слайд 22Классификация, построенная на основе технологии деятельностного метода, включает такие уроки, как:
урок
открытия нового знания;
урок рефлексии, где учащиеся закрепляют свое умение применять новые способы действия в стандартных условиях, учатся самостоятельно выявлять, исправлять ошибки, корректировать свою учебную деятельность;
урок обучающего контроля, на котором учащиеся учатся контролировать результаты своей учебной деятельности;
урок систематизации знаний, предполагающий структурирование и систематизацию знаний по изучаемым предметам
Слайд 23Под структурой урока понимают совокупность элементов урока, обеспечивающих его целостность и
сохранение основных характеристик при различных вариантах сочетания .
В структуре любого урока принято выделять инвариантную (относительно постоянную) и вариативную части.
Инвариантными компонентами уроков считается оргмомент, подведение итогов урока и домашнее задание.
Все остальные части урока вариативны и зависят от типа урока, содержания изучаемого материала, этапа изучения темы, от типа обучения и др.
Слайд 28Основная литература:
Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика /
Н.Д. Гальскова. Н.И. Гез. – М.: Изд. Центр «Академия», 2009, 2013. – 339 с.
Дополнительная литература:
Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. – М.: Просвещение, 2012.- 239 с.
Литература для самостоятельной работы:
Биболетова М.З. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность. – Обнинск: Титул, 2012. – 464 с.
Колкова М.К. Современная методика соизучения иностранных языков и культур. Методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2011.- 200 с.
Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку. - Мн.: ТетраСистемс, 2011. – 304 с.
Слайд 29
Коряковцева Н.Ф. Теория обучения иностранным языкам. Продуктивные образовательные технологии: учеб. Пособие
для студ. линг. фак. высш. учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 192 с.
Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение: учеб. Пособие для студ. Учреждений высш. Проф. Образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 192 с.
Соловова Е.Н. Практикум к базовому курсу методики обучения иностранным языкам: учебное пособие для вузов. – М.: Астрель, 2008. – 192 с.
Титова С.В. Информационно-коммуникационные технологии в гуманитарном образовании: теория и практика. – М., 2014. – 240 с.
Штарина А.Г. Английский язык. Компетентностный подход в преподавании: технологии, разработки уроков. – Волгоград: Учитель, 2011. – 207 с.