Слайд 1ПРОФЕССИЯ БИБЛИОТЕКАРЯ-БИБЛИОГРАФА
Слайд 23. Профессиональные требования к библиотекарю-библиографу в настоящее время
Слайд 3Функция современного библиотекаря, работающего в условиях информационно-насыщенного общества в том, чтобы
создать условия, организовать информационную среду библиотеки так, чтобы с наибольшей экономией умственных сил и времени пользователя, читателя, она интериоризировалась (т.е. была глубинно усвоена) им.
Слайд 4В библиотеке книга – не главное и, как бы ты не
любил книги, не они, а человек – главный ориентир. В связи с этим библиотекарю нужны в первую очередь коммуникативные навыки;
Если вы боитесь технологий, вы не можете работать в библиотеке. Библиотекари, будучи информационными специалистами, должны возглавлять процессы информатизации, стать инициаторами изменений и первыми пользователями новых платформ;
Готовность к борьбе со «старыми библиотечными стереотипами», готовность, способность и открытость постоянным изменениям.
Слайд 5Разнообразие профессиональных ролей
работы, связанные со сферой услуг, маркетингом;
созданием цифрового контента;
издательским делом;
защитой
авторских прав;
архивным делом;
консервацией и хранением информации;
связями с общественностью и СМИ;
обучением, информационной культурой;
консультированием в командном и проектном режиме;
Слайд 6а также:
готовность осуществлять комплектование;
каталогизацию;
бухгалтерский учёт;
администрирование и менеджмент;
управление персоналом, фондами, недвижимостью;
осуществлять дизайнерское
проектирование и организацию пространства для коллекций;
реставрацию книг;
формировать органы общественного самоуправления;
работать с электронными ресурсами, метаданными, информационными системами;
создавать виртуальную образовательную среду и стратегии интернет-деятельности.
Слайд 7хорошая память
эрудиция
навыки скорочтения
знание книги
систематическое, организованное, последовательное чтение
организаторские качества
внимательность
терпение
усидчивость
аккуратность
сосредоточенность
ответственность
внутренняя собранность
Слайд 8контактность
общительность
эмоциональность
умением слушать и понимать
умение находить нужный тон в разговоре
чёткость произношения
связность, логичность,
богатство словарного запаса
оптимальная для восприятия скорость речи
креативный подход
наблюдательность
общительность
личное обаяние
Слайд 9Библиотечное мышление
анализировать библиотечные явления и факты в их целостности, взаимосвязи и
взаимозависимости;
прослеживать генезис влияния библиотечных взаимодействий и воздействий;
соотносить библиотечные действия с целями и результатами читательского поведения;
отказываться от сложившихся шаблонов и стереотипов, искать и находить новые оценки, обобщения, подходы, действия;
использовать теорию и новые идеи в практическом и творческом поиске;
эффективно применять логику фактов и убедительную аргументацию в диалоге (общении) с читателем.
Слайд 10Чёткость профессиональной позиции
понимание социальной роли функций библиотекаря
наличие общественно значимых мотивов выбора
профессии библиотекаря и библиотечного идеала
мотивационно-ценностное отношение к библиотечной деятельности
профессиональный долг и честь
уважение к своей профессии
культура педагогического общения с читателями
потребность в профессиональном самообразовании и самовоспитании
Слайд 114. Этические нормы библиотечной профессии
Слайд 12Обеспечивать высокий уровень обслуживания, создавать условия для равноправного, свободного и комфортного
обслуживания
Сохранять духовные ценности и способствовать развитию национальной культуры.
Уважать человеческое достоинство и придерживаться общечеловеческих принципов морали, плюрализма идей, принципов, интеллектуальной и информационной свободы.
Признавать и с уважением относится к интеллектуальной собственности.
Обеспечивать оперативность, полноту и объективность информации, которая предоставляется пользователю.
Слайд 13Разделять профессиональные обязанности от личных интересов, стремится, чтобы личные убеждения не
мешали свободному доступу пользователя к информации.
Защищать права пользователя на конфиденциальность сведений про него и его информационные потребности.
Стремится к достойному выполнению своих профессиональных обязанностей.
Относится к пользователям библиотек с уважением и доброжелательностью.
Считать себя членом профессионального сообщества и относится к коллегам по работе справедливо и с уважением, уважать их права.
Обмениваться знаниями и опытом, содействовать повышению авторитета профессии и её статуса.
Слайд 145. Влияние информационных технологий на профессию библиотекаря-библиографа
Слайд 15«информационный взрыв»
появление нетрадиционных информационных центров
появление нетрадиционных информационных носителей
Факторы
Слайд 16
обработка документов, поступающих в библиотеку
поиск информации
обучение пользователей
справочно-библиографическое обслуживание
Изменения в содержании
труда
Слайд 176. Творчество в библиотечной профессии
Слайд 18Библиотечная профессия включает:
самостоятельный творческий труд
труд в пределах постоянных заданий, имеющих варианты,
альтернативные решения и некоторые степени свободы
достаточно жёстко регламентированные по срокам и процедурам виды труда
Слайд 19Библиотекарь
информирующий
(технолог)
Библиотекарь
«играющий»