Слайд 2Профессиональная рефлексия как основа педагогического мастерства
Не ищи себя вовне
Персий
Слайд 3План
1.Рефлексия, понятие, уровни, формы, типология рефлексии.
2.Педагогическая рефлексия, понятие, функции,
этапы, направления и педагогические условия развития.
3.Ключевые педагогические проблемы методического характера и способы их решения.
Слайд 4Практическая часть
Самодиагностика
Выполнение упражнений на развитие рефлексии
Самостоятельная работа «Вычленение ключевых педагогических проблем
методического характера и определение способов их решения»
Слайд 5ЛИТЕРАТУРА
Бизяева А.А. Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия - Псков: ПГПИ
им.С.М.Кирова, 2004. - 216 стр.
Личностная и профессиональная рефлексия: психологический практикум / сост. Г.С. Пьянкова; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева.– Красноярск, 2012. – 125 с.
Юрова Т.В. Ю ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ: ДИАГНОСТИКА И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ: моногра-фия. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2008.
Семенов И.Н. Рефлексивно-психологические аспекты развития и профессионального самоопределения личности. // Мир психологии. – 2007. - №2. - С. 203-216.
Слайд 7Рефле́ксия (от позднелат. Reflexio - обращение назад, отражение) - междисциплинарное понятие с многовековой историей, обращение внимания субъекта на
самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.
Согласно П. Тейяру де Шардену, рефлексия - то, что отличает человека от животных, благодаря ей человек может не просто знать нечто, но ещё и знать о своём знании.
Слайд 9Философское определение рефлексии связано с размышлением индивида о самом себе, самонаблюдением,
анализом собственных действий, мыслей, эмоций, обращением сознания на себя, размышлением о своем внутреннем состоянии.
Рефлексия — это всегда порождение нового знания в сознании индивида.
Слайд 10Психологи рассматривают рефлексию как процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и
состояний. А в социальной психологии рефлексия - это не только знание и понимание субъектом самого себя, но и осознание им того, как он оценивается другими индивидами, как ими воспринимается.
=Рефлексия является процессом и результатом самоанализа субъектом своих сознания, поведения, внутренних психических актов и состояний собственного опыта, личностных структур.
Слайд 11В педагогику понятие рефлексии особенно активно вошло лишь в последнее десятилетие.
Строя свое взаимодействие с ребенком, педагог оценивает себя как участника этого взаимодействия, участника диалога.
В процессе педагогической рефлексии педагог идентифицирует себя со сложившейся педагогической ситуацией, с тем или иным содержанием педагогического взаимодействия, с воспитанником, со своим коллегой - другим педагогом, с различными моделями педагогической деятельности, различными педагогическими технологиями и т.д.
Слайд 12Понятие «уровень рефлексии» ввел В.А. Лефевр.
Уровни, этапы рефлексии:
остановка;
фиксация;
объективация;
обобщение;
осмысление
Слайд 13Формы рефлексии.
Полагающая рефлексия – производит самое первое отличие самости
субъекта от его
природной жизнедеятельности.
Сравнивающая рефлексия – обеспечивает опознание субъектом себя в налично данном, очевидном мире и отождествление с ним.
Определяющая рефлексия – впервые обнаруживает несовпадение и
противоположность Я (как субъекта) и не-Я (как объекта).
Синтезирующая рефлексия характеризует осознание себя в мире, осознание самооценки своего существования, смысла своей жизни.
Трансцендирующая рефлексия – характеризует расширяющееся сознание. Эта форма рефлексии не имеет границ. Она бесконечна.
Слайд 14Типы и виды рефлексии (И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов)
Слайд 15
Профессиональная рефлексия
Впервые данное понятие было введено Вульфовым Б.З.
Профессиональная рефлексия
– это соотношение себя, своих возможностей с требованиями профессии.
Проф. пед. рефлексия – вид проф. рефлексии
Слайд 16Сегодня педагогическая рефлексия как объект научного изучения занимает одно из центральных
мест в исследованиях, посвященных проблемам профессионального самосознания, профессионального самообразования, профессиональной культуры и профессиональной подготовки учителя (Б.З. Вульфов, В.Н. Харькин, Г.М. Коджаспирова, Н.Т. Селезнева, В.А. Адольф, И.Ю. Степанова, С.Ю. Степанов, Г.Ф. Похмелкина, Е.П. Варламова и др.).
В последнее десятилетие интерес к педагогической рефлексии значительно возрос в связи с проблемами формирования и развития педагогической рефлексии в процессе подготовки будущего учителя к инновационной педагогической деятельности (С.Н. Батракова, Е.Н. Дмитриева, В.Л. Матросов, О.В. Москаленко Л.М. Митина, В.А. Сластенин, Л.В. Подымова, Т.И. Руднева и др.). Ведущие специалисты, занимающиеся разработкой проблем качества подготовки специалиста для системы образования, сходятся во мнении о том, что педагогическая рефлексия является важным элементом профессиональной компетентности учителя (В.А. Адольф, И.Н. Степанова, В.Н. Введенский, Е.И. Исаев, Н.В. Кузьмина, А.А. Реан, Г.М. Коджаспирпова, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.А. Сластенин и др.)
Слайд 17А.А. Бизяева под педагогической рефлексией понимает сложный психологический феномен, проявляющийся в способности учителя
входить в активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и к себе как ее субъекту с целью критического анализа, осмысления и оценки ее эффективности для развития личности ученика.
И.В.Орловой педагогическая рефлексия понимается как сложный психологический феномен, проявляющийся в способности педагога занять аналитическую позицию по отношению к своей деятельности.
В.Н. Введенский считает, что рефлексия входит в регулятивную компетентность педагога, которая предполагает наличие у него умений управлять собственным поведением.
Слайд 18Таким образом, рефлексирующий учитель – это думающий, анализирующий, исследующий свой опыт педагог. Это,
как сказал Д.Дьюи, «вечный ученик своей профессии» с неутомимой потребностью к саморазвитию и самосовершенствованию.
Наши слабости нам уже не вредят, когда мы их знаем
(Лихтенберг Г.)
Слайд 19Функции пед.рефлексии:
проектировочная (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса);
организаторская (организация наиболее эффективных способов
взаимодействия в совместной деятельности);
коммуникативная (как условие продуктивного общения участников педагогического процесса);
смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия);
мотивационная (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат);
коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности).
Слайд 20 Структура педагогической рефлексии (И.А. Стеценко ):
Согласно представлениям ученого, психологическую структуру
педагогической рефлексии составляют мотивационно-целевой, когнитивно-операционный, аффективный, оценочный и нравственно-волевой компоненты.
Слайд 21Цели рефлексии на разных этапах деятельности
Слайд 22
Проблемное поле.
Несмотря на определенный уровень теоретической и практической разработанности проблемы, вне
поля зрения исследователей остаются такие аспекты, как концептуальные основы подготовки учителя к рефлексивной деятельности.
В педагогической практике учителя нередко подменяют анализ собственной деятельности, связанный с рефлексией, простой констатацией сделанного.
Неудачи в профессиональной деятельности объясняют внешними причинами (неадекватность оценки труда учителя, низкая обученность учащихся, отсутствие времени, контроль администрации, низкий уровень познавательного интереса учащихся, слабая материально-техническая база школы и др.). При этом нередко из анализа исключаются результаты взаимодействия и воздействия на учащихся, их реакции на действия учителя.
Слайд 23Процесс профессионального развития учителя — это процесс постоянного выбора между продвижением
и отступлением.
Слайд 24Практическая часть
Самодиагностика
Слайд 25
Тест «Ваша установка на будущую профессию» (А.А. Орлов)
Что вас больше всего
привлекает в работе учителя?
1) интерес к школе, педагогической деятельности, к общению и работе с детьми;
2) желание заниматься любимым предметом, все время узнавать что-то новое;
3) возможность получить высшее образование, общественная ценность и сложность профессии;
4) желание сохранить круг друзей, привлекательность жизни в студенческом коллективе.
Слайд 26Ключ:
профессионально-деловая установка;
познавательная;
социально-значимая;
ситуативная.
Наиболее предпочтительны 1, 2; 3 -
приемлемый тип; если 4 вариант выбран, то необходимо серьезно проанализировать свое представление о выбранной профессии.
Слайд 27Определение уровня сформированности профессиональной педагогической рефлексии (Е.Е. Рукавишников)
Слайд 28
Упражнения по развитию личностной рефлексии
Слайд 29Самостоятельная работа
Цель: приобретение опыта вычленения, анализа педагогических проблем методического характера и
способов их решения (ФГОС СПО).
Слайд 30Рефлексивная часть
Упражнение «Голодный или сытый?»