Слайд 1Подготовила воспитатель
Неволина Екатерина
Игоревна
Слайд 2Особенности формирования связной речи у детей с ОНР.
Слайд 3
ПРЕДИСЛОВИЕ…
Первые осмысленные слова появляются у детей к
концу первого года жизни (10-12 слов); в конце второго года жизни лексический состав составляет 300-400 слов; к трём годам - 1500 слов; к четырём - 1900; в пять лет - до 2000 - 2500, в шесть семь лет - до 3500- 4000 слов.
Слайд 4Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать
свои мысли. В тоже время речь ребенка должна быть живой, непосредственной, выразительной.
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражаются логика, мышление ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выражать его в правильной, четкой, логической речи.
Слайд 5Иная картина наблюдается при ОНР. Общее недоразвитие речи может быть выраженно
в разной степени: от полной невозможности соединять слова в фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов до развернутой речи с элементами фонетико – фонематического и лексического несовершенства. Отсюда и название дефекта – общее недоразвитие речи.
Слайд 6Актуальность
данной проблемы в том, что у детей с общим недоразвитие речи,
связная речь нарушена всегда. Это происходит в связи с ухудшением экологической обстановки, увеличением психической травматизации и влияние различных вредоносных факторов.
Слайд 7Общее недоразвитие речи -
это системное нарушение усвоения всех уровней языка
(
звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики), требующего длительного и систематического логопедического воздействия
Слайд 8Основные признаки общего недоразвития речи:
позднее начало развития речи;
замедленный темп речевого
развития;
ограниченный, не соответствующий возрасту словарный запас;
нарушение формирования грамматического строя речи;
нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия.
Слайд 9Изучение общего недоразвития речи как системного нарушения и выявлением особенностей связной
речи у детей с ОНР занимались Р. Е. Левина, Л. Н. Ефименкова,
Т. А. Ткачева.
Вопросы формирования связной речи изучали
Е. И. Тихеева, А. А. Леонтьев, Л. С. Выготский.
Проблема развития связной речи у детей с ОНР нашла свое отражение в работах В. П. Глухова, Т. Б. Филичевой, Л. Н. Ефименковой, Т. А. Ткаченко, Н. С. Жуковой и др.
Слайд 10Особенности грамматического строя у детей с недоразвитием речи представлены в работах
В.К. Воробьёвой, Б.М. Гриншпуна, В.А. Ковшикова , Р.Е. Левиной , В.К. Орфинской,
Е.Ф. Соботович, С.Н Шаховской и др. Первоначально особенности грамматического строя речи анализировались с позиций психолого-педагогического подхода с целью выявления, изучения и анализа имеющихся нарушений. Были определены морфологические нарушения, проявляющиеся в нарушении словоизменения и словобразования. Аграмматизмы в речи детей с недоразвитием речи увеличиваются по мере расширения словарного запаса. Однако, по мнению Е.Ф. Соботович, структура грамматических ошибок является неоднородной, при этом имеют место как морфологические, проявляющиеся на уровне словосочетаний и предложений в неумении согласовывать слова, так и синтаксические нарушения, проявляющиеся в структурном и семантическом аграмматизмах. У детей не формируются операции программирования, отбора, синтеза языкового материала в процессе порождения речевого высказывания.
Слайд 11Впервые термин «общее недоразвитие речи» был введен Р.Е. Левиной в 50-60-х
годах 20 века
1 уровень – полное отсутствие речи, элементы речи.
2 уровень – зачатки общеупотребительной речи, кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова.
3 уровень – речь более развернута, отсутствуют грубые отклонения в развитии фонетико – фонематической и лексико – грамматической стороны речи
Слайд 12Для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных
свойств внимания. У некоторых из них отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.
Слайд 13Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитие памяти. При относительно сохранной
смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижение по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции (трёх – четырёхступенчатые), опускают некоторые их элементы, меняют последовательность предложенных заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов, картинок.
Слайд 14Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети
отстают в наглядно – образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением.
Слайд 15Детям с недоразвитием речи наряду с общей соматической ослабленностью присуще и
некоторое отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет выполнение движений по словесной и особенно многоступенчатой инструкциям.
Слайд 16Психическое развитие детей с ОНР, как правило, опережает их речевое развитие.
У них отмечается критичность к собственной речевой недостаточности. Первичная патология речи, безусловно, тормозит формирование первоначально сохранных умственных способностей, однако по мере коррекции словесной речи происходит выравнивание интеллектуальных процессов.
Слайд 17В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют самую многочисленную
группу детей с нарушениями развития.
На основе исследований закономерностей речевого развития детей с разной речевой патологией были разработаны пути преодоления речевой недостаточности, определено содержание и методы коррекционного обучения и воспитания.
Слайд 18ОНР сложная проблема, нуждающаяся в следующих методах формирования связной речи у
детей.
1. Обучение пересказу.
2. Обучение рассказыванию по картинкам.
3. Рассказывание по сериям сюжетных картинок, достаточно подробно изображающих развитие сюжетного действия.
4. Обучение рассказыванию по отдельно сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий( по опорным вопросам).
5.Описание пейзажной картины.
6. Обучение описанию предметов.
7. Обучение рассказыванию с элементами творчества.
Слайд 19И в заключении:
Изучив теоретическую литературу по поднятой проблеме, мы ознакомились с
состоянием проблемы, изучили симптоматику общего недоразвития речи. Речевые нарушения затрудняют коммуникацию, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами, препятствуют усвоению грамотой.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Слайд 20Эффективность процесса формирования связной речи зависит, прежде всего , от своевременного
его начала и эффективности выбранного метода коррекционного воздействия с учетом выявленных нарушений и особенностей ребенка.
Также исследуя теоретическую литературу мы сделали вывод: логопедическую работу с детьми, отстающими в развитии речи, надо начинать в раннем возрасте. Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная классификация и преодоление в раннем возрасте, когда языковое развитие ребенка далеко еще не завершено, представляется весьма сложным, но важным.
Слайд 21Литература.
1. Логопедический справочник логопеда Н.Н.Полушкина. – М.: АСТ:Астрель 2010.
2. Основы теории
и практики логопедии под редакцией Р. Е. Левиной Просвещение – М – 1968
3. Основы логопедии Т. Б. Филичева, А. Н. Чевелева, Г. В. Чиркина, Просвещение М – 1989.
4. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи А. В. Захарова Новсибирск -1975.
5. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева Просвещение М 1998.
6. Речь, как проводник информации Н. И. Жинкин –м -1982.
Слайд 22
Филичева Т.Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание
и обучение. Учебно-методическое пособие. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. 128 с. (Коррекционная работа в специальных дошкольных учреждениях)
В пособии представлены психолого-педагогическая характеристика детей, программа коррекционного обучения и воспитания детей, примерные конспекты занятий по развитию понимания речи, формированию лексико-грамматического строя и развитию связной речи у детей с ОНР в I, II и III периодах обучения.
Для занятий с детьми с 1 уровнем ОНР
Датешидзе Т. А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. СПб.: Речь, 2004
В книге изложена система коррекционной работы с детьми в возрасте двух-трех лет, страдающих задержкой речевого развития разного происхождения с использованием всех видов деятельности, доступных детям данного возраста.
Слайд 23Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда/ Жукова
Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева, 1999.
Здесь подробно расписана работа по преодолению ОНР от 1 до 3 уровня. В сравнительном плане рассматривается процесс усвоения ребёнком русского языка в норме и патологии.
Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. 2-е изд., перераб. М.:Просвещение, 1985
Приведены описания игровых приёмов по развитию лексико-грамматического строя речи.
Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет., Москва, 2002.
Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет., Москва, 2002.
Пособие является частью учебно-методического комплекта, широко используемого современными логопедами-практиками.
В нём представлено планирование коррекционной логопедической работы в специализированных группах для детей с ОНР, приведены наиболее интересные конспекты занятий, игровых приёмов.
Слайд 24Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей
с общим недоразвитием речи. СПб.:, 2004
Пособие включает три раздела, посвященных логопедической работы в разных возрастных группах — средней (1-й год обучения), старшей (2-й год обучения) и подготовительной к школе (3-й год обучении)
Каждый раздел состоит из перспективного плана работы логопедической группы на год и приложений. Перспективные планы составлены с опорой на типовую программу детских дошкольных учреждений и включают элементы программы «Детство» (учитываются особенное развития детей с нарушениями речи). Приложения содержит обширный дидактический материал к логопедическим занятиям (стихи, подвижные игры, упражнения пальчиковой гимнастики и др.)