Слайд 1Понятие о навыке чтения.
Этапы становления навыка чтения
ЧТЕНИЕ
техническая сторона
смысловая сторона
зрительное восприятие осмысление прочитанного
буквенных знаков,
их озвучивание
Слайд 2Навык чтения-
автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи
воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому (О.В. Сосновская).
Навык чтения характеризуется четырьмя качествами: правильность, беглость, сознательность и выразительность.
В.Г. Горецкий выделил еще одно качество – способ чтения (слоговой), целыми словами.
Слайд 3Этапы формирования навыка чтения
Аналитический этап характеризуется слого-буквенным анализом и чтением слов
по слогам.
Задача – совершенствовать техническую сторону чтения.
Синтетический этап: единица чтения - слово.
Задача – развитие беглости и выразительности чтения.
Автоматизированный этап: единица чтения - предложение.
Задача – осмысление читаемого, совершенствование чтения (в направлении от беглости к осознанности и выразительности).
Слайд 4Методика работы
над правильностью чтения
Правильное чтение - чтение без искажения звукового
состава слов с соблюдением правильного ударения в словах.
Основные типы ошибок:
пропуски букв, слогов, слов и даже строчек (например, лапа вместо лампа, баран вместо барабан);
перестановка единиц чтения (ослик – солик, арбуз – рабуз);
вставка произвольных элементов в единицы чтения (таскали – тасакали);
замена одних единиц чтения другими (Я еще раз крепко с удивлением (вм. удовольствием) пожал руку);
наличие повторов (букв, слогов, слов, предложений;
нарушение норм литературного произношения (собственно орфоэпические ошибки - скворечник, свекла; озвучивание единиц чтения в строгом соответствии с их написанием - что, конечно; интонационные ошибки - неправильно поставленные логические ударения).
Слайд 5Виды упражнений:
упражнения на формирование внимания к слову и его частям:
чтение
слов, отличающихся одной буквой: мыл – мил – мал – мял; девушка – дедушка, булка – белка;
чтение слов, различающиеся звонкими и глухими фонемами: калька – галька;
чтение цепочек родственных слов (с общим корнем: ученье – ученый – ученик; зелень – зеленел - зазеленел; бодрый – ободрился - приободрился);
работа над артикуляцией звуков (произношение гласных по порядку, парами, произношение сочетаний согласного и гласного: ба, бо, бу, бы, бэ, би);
чтение и четкое произношение скороговорок и чистоговорок (На дворе трава, на траве дрова; не руби дрова на траве двора. Проворонила ворона вороненка. Саша шапкой сшиб шишки).
Слайд 6Виды упражнений:
применение принципа многочтения;
упражнения, направленных на предупреждение ошибок при
чтении конкретного текста.
упражнения в предварительном чтении многосложных слов с графическими пометами;
использование слоговой разметки у многосложных слов в тексте и установка на прочтение их по слогам;
работа над непонятными словами.
В процессе чтения могут исправляться ошибки двух типов: орфоэпические ошибки и ошибки, ведущие к искажению смысла читаемого.
Все другие ошибки могут быть исправлены после чтения.
Слайд 7Методика работы
над беглостью чтения
Беглость чтения - это такой темп, который
характерен для разговорной речи и при котором понимание читаемого материала опережает его произнесение.
Критерием беглости чтения является количество слов, прочитанных в минуту.
Нормы беглости чтения: 1 кл. – 40 слов, 2 кл. - 60 слов, 3 кл. - 80 слов, 4 кл. - не менее 100 слов в минуту.
Слайд 8Направления работы
над беглостью чтения
1. Многократное систематическое чтение текста.
2. Создание мотивации
быстрого чтения
3. Упражнения на развитие поля чтения:
Буквенные и слоговые пирамидки
МЫ---ЛО
МУ----------ХА
РЕ-----------------КА
ВО------------------------ДА
Пирамидки из слов.
снег
весна
ручейки
побежали
Слайд 9Направления работы
над беглостью чтения
4. Упражнения на развитие антиципации (предвосхищение смысла,
догадка).
«Угадай».
Упражнение на антиципацию слов. Ц-Л; С-Л
Упражнение на антиципацию устойчивых сочетаний.
Он сам во всем …
Солнце уже …
Весь день шел …
Упражнение на антиципацию частей поговорок:
Сделал дело …
Лучше поздно…
Упражнение на антиципацию частей диалога.
Ты уже читал книгу?
Когда ты вернешь ее мне?
Чтение предложений и текстов (записанных на карточках), у которых отсутствуют конечные слоги или буквы.
Мы с пап… сегод… по… в ки…
Слайд 10Направления работы
над беглостью чтения
5. Упражнение в развитии оперативной памяти.
«Зрительные» диктанты.
(Федоренко, Зайцев).
6. Упражнения в стимуляции быстрого чтения.
«Молния!». «Финиш».«Буксир»;
организация домашнего чтения в щадящем режиме;
ежеурочные пятиминутки чтения.
Слайд 11Работа над сознательностью чтения
Сознательность чтения – это понимание, осмысление содержания читаемого.
Приемы
работы:
работа над значением непонятных слов до чтения текста, в процессе чтения, после чтения текста;
-создание наглядных ситуаций – картины, экскурсии; комментирование фактов, событий перед прочтением; прогнозирование содержания текста по заголовку;
выразительное прочтение текста учителем;
- беседа по тексту;
- выборочное чтение в последующим обсуждением прочитанного.
Слайд 12Методика работы
над выразительностью чтения
Выразительность чтения - способность средствами устной речи
наиболее полно передать эмоциональное и смысловое содержание произведения.
Условия работы над выразительностью чтения:
демонстрация образца чтения;
анализ художественного произведения;
работа над языком произведения;
развитие воссоздающего воображения учащихся;
обсуждение вариантов прочтения проанализированного произведения.
Слайд 13Интонация -
совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, которая определяется содержанием
и целями высказывания.
Сила голоса
Логическое ударение
Ритм
Тембр
Мелодика речи
Тон голоса
Темп чтения
Паузы
Интонация
Слайд 14
Сила голоса – степень его громкости, его усиления или ослабления.
Логическое ударение
– выделение голосом главных по смысловой нагрузке слов.
Ритм - чередование звучащих отрезков речи и пауз, усиление и ослабление голоса.
Мелодика речи – движение голоса (вверх, вниз) по звукам разной высоты.
Тон голоса – эмоциональная окраска речи, которая помогает лучше передать свои авторские чувства, мысли, отношение к тому, о чем говоришь или читаешь.
Слайд 15
Тембр – природная окраска голоса.
Паузы (логические и психологические) – остановки, перерывы
в звучании.
Паузы, с помощью которых предложение, текст делятся на смысловые отрезки, называются логическими.
Психологическая пауза – остановка, которая усиливает психологическое значение высказываемой мысли.
Темп чтения – скорость речи (медленный, замедленный, средний, ускоренный, быстрый).
Слайд 16
Подготовка к выразительному чтению включает несколько этапов:
1 этап – работа над
содержанием текста.
2 этап – представление содержания в ярких зрительных образах («видение текста»).
3 этап – определение отношения автора и своего отношения к исполняемому тексту.
4 этап – определение задачи своего чтения.
5 этап – обдумывание и выбор средств, с помощью которых можно передать соответствующую интонацию.
6 этап – репетиция в чтении с найденной интонацией.
7 этап – исполнение текста и оценка его чтения (конкурс чтецов).
Слайд 17Составление партитуры чтения
Короткая пауза
Длинная пауза
Повышение голоса
Понижение голоса
Логическое ударение
Читать слитно, как одно целое
Запись:
сила голоса (громко, тихо, шепотом…);
темп чтения (медленно, замедленно, постепенно ускоряя темп, быстро);
тон (радостно, огорченно, удивленно, грустно….)
Слайд 18И.А. Крылов «Ворона и лисица»
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна,
вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду, Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, -
Лисицу сыр пленил,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
"Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок…»