Слайд 1Подростковый возраст
Об этом возрасте говорят как о периоде гормональной «бури». Большие
изменения в функционировании желез внутренней секреции, особенно шитовидной и половых, прежде всего влияют на обмен веществ. Изменения в эндокринной системе выражаются в повышенной активности щитовидной железы, которая провоцирует появление бурных аффектов, подъем энергии и следующий за ними спад, усталость. Эндокринная система связана с нервной, что приводит к одновременному подъему возбуждения, умственному переутомлению, повышенной раздражительности, расстройствам сна и пр.
В физиологическом отношении Подростковый возраст обусловлен увеличением выработки целого ряда гормонов, основными из них являются гормон роста, половые гормоны, гормоны щитовидной железы, инсулин. Только их одновременное и взаимодополняющее действие обеспечивает своевременное и правильное развитие ребенка.
Слайд 2
Начало и окончание подросткового возраста представители разных наук определяют по–разному. Ученые,
придерживающиеся биологического подхода, считают, что конец подросткового периода совпадает с достижением половой зрелости. Это связано с репродуктивной функцией. Половое созревание проходит пять этапов.
Первый, инфантильный (детский, предпубертатный), начинается в 8–9 лет и заканчивается в 10 лет у девочек и 13 – у мальчиков.
По данным Т. Д. Марцинковской, в этот период медленно изменяется деятельность щитовидной железы и гипофиза.
На втором этапе, пубертатном, появляются первые признаки полового созревания, изменяется деятельность гипофиза, влияющего на физическое развитие, изменяется темп роста костной и мышечной систем, ускоряется обмен веществ. Такие изменения происходят в возрасте до 12 и 14 лет (соответственно у девочек и мальчиков).
Слайд 3
Третий этап знаменует процесс активизации половых и щитовидной желез внутренней секреции.
Этот этап характеризует начало собственно подросткового периода развития. В это время происходит бурный рост трубчатых костей (около 10 см в год), формирование грудной клетки. Кажется, что вытянутая фигура подростка непропорциональна, а координация движений нарушена. Но подростки очень чувствительны к физическому развитию, пластичны, умеют быстро развить у себя спортивную форму.
На четвертом этапе максимально активны половые гормоны. У мальчиков они влияют на рост тела, созревание половых органов и появление вторичных половых признаков – мутация голоса, изменение гортани (появление кадыка), оволосение, поллюции. У девочек устанавливается менструальный цикл, также происходит развитие половых органов, которые готовы к оплодотворению, беременности, кормлению ребенка.
К пятому этапу, в 15–17 лет (16–17 лет у мальчиков, 15–16 – у девочек), окончательно завершается половое созревание. Наступает анатомическая и физиологическая зрелость. Таким образом, девочки достигают половой зрелости в среднем на 18–34 месяца раньше, чем мальчики. Собственно говоря, этот этап в отечественной психологии считается началом юношеского возраста.
Слайд 4Изменение тела при созревании
Период от рождения до 8-9 лет у девочек
– это период физиологического покоя. Половые органы с ростом увеличиваются, но менструальная функция отсутствует, яйцеклетки в яичниках не созревают. Женских половых гормонов образуется немного, и их влияние на организм минимально. Поэтому нет и вторичных половых признаков (оволосение, развитие молочных желез).
Период с 8-9 до 18 лет является периодом полового созревания. Костный таз девочки расширяется, на бедрах откладывается жировая ткань. В 9-10 лет начинается рост сосков, в 10-11 лет увеличиваются молочные железы, в 11 лет начинает появляться оволосение на лобке, в 12-13 лет пигментируются соски, молочные железы растут, в 12-14 лет появляются менструации, и в этом же время начинают расти волосы в подмышечных впадинах.
У мальчиков половое созревание начинается между 11–12 годами, а половая зрелость наступает между 14–15. Несколько позже начинают расти волосы на лице – над верхней губой, щеках и подбородке, руках и ногах. Признаком полового созревания у мальчиков служит понижение голоса вследствие роста гортани и удлинения голосовых связок.
Организм женщины в период половой зрелости ежемесячно готовится к наступлению беременности. Эти ритмично повторяющиеся изменения в организме женщины называются менструальным циклом, и регулируются как нервной, так и эндокринной системами (кора головного мозга, гипоталамус, гипофиз, яичники, матка).
Слайд 5Менструальный цикл
Продолжительность менструального цикла у разных женщин неодинакова: чаще всего длительность
его совпадает с лунным циклом – 28 дней, но встречается и от 21-го до 30-ти, реже 35-ти дней. Иногда наблюдается чередование короткого цикла с более длинным через один.
Яичниковый цикл женщины является двухфазным, то есть состоит из двух фаз: фолликулярной и лютеиновой.
Под действием гормонов гипоталамуса и гипофиза в одном из яичников начинают расти фолликулы с яйцеклетками, из которых созревает только один (реже два). Эта часть цикла называется фолликулярной фазой и занимает примерно первую половину цикла, однако у разных женщин продолжительность ее может быть различной. Имеется целый ряд причин (стрессы, путешествия, переезды, болезнь, индивидуальные особенности организма), которые могут влиять на срок наступления овуляции.
Яйцеклетка, заключенная в фолликуле, увеличивается, в яичнике в это время вырабатываются гормоны эстрогены. Под их воздействием происходит рост и развитие матки, влагалища, наружных половых органов, а также появление вторичных половых признаков, повышается тонус мускулатуры матки, усиливается ее возбудимость, развиваются молочные железы и их функция, происходит регенерация и рост эндометрия в матке и подготовка эндометрия к имплантации оплодотворенной яйцеклетки.
При достижении предельного уровня эстрогенов происходит выброс еще одного гормона гипофиза - лютеинизирующего гормона (ЛГ), после чего в течение 24 часов происходит овуляция - разрыв зрелого фолликула и выход из него созревшей, годной к оплодотворению яйцеклетки.
Итак, яйцеклетка вместе с фолликулярной жидкостью попадает в брюшную полость, и далее — в маточную трубу. Это происходит примерно в середине любого менструального цикла, однако в длинном цикле (более 28 дней) фолликулярная фаза может занимать больше половины, а в коротком (меньше 28 дней) – меньше половины цикла.
Слайд 6
С момента овуляции и до окончания цикла длится лютеиновая фаза, продолжительность
которой 12-14, в редких случаях 16 дней. На месте разорвавшегося фолликула образуется новая железа внутренней секреции — желтое тело, продуцирующее гормон прогестерон (или лютеин), который подготавливает организм к беременности и потому называется еще гормоном беременности или гормоном желтого тела. Кроме этого, он снижает возбудимость и сократительную деятельность матки, способствует подготовке молочных желез к секреции молока, перистальтике маточных труб и транспортировке яйцеклетки в матку.
Если оплодотворенная яйцеклетка не попадает в матку, беременность не наступает, то через 10-12 дней желтое подвергается обратному развитию, происходит падение уровня гормонов эстрогенов и прогестерона, далее происходит отторжение функционального слоя эндометрия и начинается кровотечения - менструация.
С момента обратного развития желтого тела продукция прогестерона прекращается. В яичнике начинает созревать новый фолликул.
Слайд 7Физическое развитие
У подростков быстро растут и развиваются все части тела, ткани
и органы, но темпы их роста неодинаковы, например рост конечностей опережает рост туловища.
Рост стопы обычно опережает рост голени, поэтому стопа мальчика-подростка кажется непропорционально большой.
Неравномерность роста отдельных частей тела вызывает временное нарушение координации движений — появляются неуклюжесть, неповоротливость, угловатость. После 15—16 лет эти явления постепенно проходят. В этот период нужно внимательно следить за осанкой подростков, особенно за тем, чтобы они правильно сидели за столом, т.к. неправильное положение корпуса при письме и чтении может привести к искривлению позвоночника.
На фоне полового созревания активно протекают процессы дифференцировки костной ткани. Содержание кальция в скелете увеличивается с 296 г в 10 лет до 1035 г в 18 лет. Строение костной ткани подростка все более соответствует морфологии костной ткани взрослых. В конце периода зоны роста трубчатых костей в основном закрываются, постепенно прекращается «пубертатный» скачок в росте, т.е. интенсивный рост в длину. Рост и развитие костей грудной клетки и позвоночника завершаются после 20 лет.
Слайд 8Созревание и развитие костно–мышечной системы подростка
Ученые отмечают у подростков так называемый
рывок роста, который происходит в начале подросткового периода. Это означает, что ребенок быстро растет и набирает массу тела. У девочек рывок роста обычно начинается в 10,5 лет, достигает максимума к 12 годам и вновь замедляется в 13–13,5 лет. У мальчиков рывок роста начинается примерно на 2–3 года позже, чем у девочек: активный рост – в 13 лет, максимум – в 14 и замедление – к 16 годам.
Тело ребенка тоже «взрослеет» – приобретает очертания взрослого человека. Самые заметные изменения происходят у девочек: расширяются бедра и формируется грудь, у мальчиков «разворачиваются» плечи. Черты лица тоже меняются: более рельефными становятся скулы, нос, лоб выдается вперед, увеличиваются губы.
От 11–12 до 15–16 лет позвоночник отстает в годичной прибавке от темпа роста тела в длину. До 14 лет пространство между позвонками заполнено хрящом. Именно этим объясняются искривления позвоночника. Чувствителен позвоночник и к чрезмерным нагрузкам (подъем больших тяжелых гирь), неправильному положению тела и длительному напряжению, когда подросток часами не меняет позу.
На 14-15 году между позвонками появляются новые точки окостенения в виде тонких пластинок на верхней и нижней поверхности позвонков. Только к 20 годам эти пластинки срастаются с телом позвонка. Линия их срастания остаётся выраженной до 21 года. Вершины поперечных и остистых отростков позвонков до 16 -20 лет тоже остаются покрытыми хрящом, когда на них появляются точки окостенения. Срастание хрящевых пластинок с дужками завершается после 20 лет.
Слайд 9
Кости таза легко смещаются, так как они срастаются только к
21 году, а такое смещение у девочек может повлечь за собой проблемы при рождении ребенка. В этом возрасте девочкам вредно носить обувь на высоких каблуках. Смещение костей таза у мальчиков наблюдается в том случае, если они занимаются легкой атлетикой без наблюдения врача–педиатра, который определяет объем и характер нагрузок на позвоночник и костно–мышечную систему. Полное окостенение костей таза и сращение отдельных его частей завершается к 20—25 годам.
В период полового созревания происходит интенсивное увеличение грудной клетки. Окостенение ключиц, лопаток и плечевых костей заканчивается к 20—25 годам, костей запястья – к 10—13, пястья – к 12, фаланг пальцев – к 9—11 годам. Кости ног – бедренная, большеберцовая и малоберцовая – окостеневают к 20—24 годам, плюсневые – к 17—21 и фаланги – к 15—21 году.
Таким образом, в подростковом и юношеском возрасте происходит интенсивное окостенение скелета, однако полное завершение этого процесса наблюдается уже в зрелом возрасте.
Слайд 10Мышечная система
15—16 годам заканчивается в основном развитие мышечной ткани. Она становится
такой же, как у взрослых. Это является благоприятным фактором для выполнения достаточно тяжелых упражнений в подростковом возрасте. В то же время сухожилия у подростков развиты слабее, чем у взрослых, что важно учитывать при дозировании тренировочной нагрузки с отягощениями. Включение в тренировку различных акробатических и гимнастических упражнений, спортивных игр и т. д. способствует более эффективному развитию сухожилий.
Различные мышцы развиваются неравномерно. В первые годы жизни формируются крупные мышцы плеч и предплечий. С 8—9 лет нарастает объем мышц рук, ног, шеи, плечевого пояса. В период полового созревания отмечается прирост объема мышц рук, спины, ног.
В периоде полового созревания из-за нарастания массы мышц появляются угловатость, неловкость, резкость движений. Физические упражнения в этот период должны быть строго определенного объема.
При отсутствии двигательной нагрузки на мышцы (гипокинезии) возникает задержка развития мышц, могут развиться ожирение, вегетососудистая дистония, нарушение роста костей.
Слайд 11
Мышечная сила еще только развивается, что часто приводит к утомлению, слабости,
спаду энергии, резкому снижению результатов спортивных занятий.
По мере развития костно–мышечной системы школьники–подростки бегают быстрее, прыгают выше, бросают мяч дальше, чем раньше. Это происходит потому, что развивается крупная мускулатура, дети становятся сильнее. Совершенствуется и мелкая мускулатура. Подростки способны скоординировать работу плеча, руки, корпуса и ног, координировать зрение и движение кисти руки. В результате время реакции уменьшается, поэтому он может добиться успеха в настольном или большом теннисе.
Костно–мышечная система подростка становится для него личностно значимой. Он пристально оценивает свои особенности, сопоставляет со сверстниками, поэтому родителям или учителям не рекомендуется обращать внимание на те стороны, которые могут вызвать переживания у подростка.
Слайд 12
В развитии костно–мышечной системы мальчиков и девочек имеются различия. У мальчиков–подростков
доля мышечной ткани больше, а жировой меньше, чем у девочек. Поэтому они лучше выполняют задания, связанные с физической выносливостью и силой. Однако известно, что иногда девочки–подростки продолжают расти в период между 12–17 годами, прибавляют в весе, тем не менее мальчики остаются сильнее. Известно и другое: девочки, продолжая физические тренировки и занятия спортом, не только достигают силы и выносливости мальчиков, но и опережают их в этом. Правда, они начинают приобретать некоторые физические признаки, характерные для мужчин.
Слайд 13Оценка физического развития
Физическое развитие является важнейшим параметром физиологических процессов, происходящих
в организме, и часто используется как показатель состояния здоровья детей. Индивидуальная оценка уровня физического развития должна основываться на антропометрических данных, в первую очередь показателях роста, веса и окружности грудной клетки.
За двадцатилетний период наблюдений (1970–90-е годы) с 82,8 до 79,8% среди юношей и с 86,3 до 82,8% среди девушек уменьшилось число лиц с нормальным соотношением роста и веса. Сократилось количество подростков с избыточным весом (с 10,2 до 6,6% среди юношей и с 9,1 до 4,5% среди девушек). В то же время заметно выросло число юношей и девушек с низким весом (соответственно с 7,0 до 13,6% и с 4,6 до 12,7%). В последние годы стало больше подростков, имеющих низкий вес. Эти тенденции в равной степени наблюдаются и среди юношей, и среди девушек.
Все это свидетельствует об астенизации (ослаблении) подростков. Наряду с уменьшением параметров роста и веса отмечается и снижение функциональных возможностей. Об этом говорят данные динамометрии (показатели мышечной силы) правой кисти. За период школьного обучения (с восьми до семнадцати лет) у мальчиков показатель динамометрии сейчас увеличивается всего в 2,8 раза, у девочек – в 1,9 раза (в 60-е годы – соответственно в 4,2 и 3,2 раза). Значит, у семнадцатилетних юношей абсолютные значения динамометрии снизились на 10 кг, у девушек – на 7 кг.
Слайд 14Особенности кровеносной и дыхательной систем у подростка
Развитие костно–мышечной системы подростка связано
с изменением в кровеносной и дыхательной сферах. Изменения касаются работы и массы сердца, кровяного давления, кровеносных сосудов. Несоответствие увеличивающейся массы сердца состоянию кровеносных сосудов, которые растут медленнее, приводит к повышению кровяного давления. Пульс более частый, чем у взрослого. Возможно появление болей в сердце, их называют подростковыми сердечными болями. Дыхательная система также имеет особенности. Объем легких увеличивается, как и масса сердца. Но у подростка учащенное дыхание, поэтому мозг испытывает дефицит кислорода. В результате могут возникнуть головные боли.
Недостаточное насыщение мозга кислородом приводит к торможению и как следствие к изменению функционирования психических процессов, уменьшению объема внимания (способность удерживать в поле зрения несколько объектов одновременно), снижению скорости его переключения (умение перенести внимание с одного объекта на другой), к снижению способности распределения внимания (выполнение одновременно двух и более заданий) и его концентрации (умение работать сосредоточенно).
Слайд 15Развитие нервной системы подростка
Развитие нервной системы, особенно передних отделов больших полушарий,
делает подростка «говорливым»: он не допускает никаких замечаний в свой адрес, реагирует на них словесно и чаще всего возмущается, выражает несогласие. Процессы возбуждения и торможения не уравновешены: возбуждение преобладает над торможением. Вследствие быстрого распространения возбуждения подросток легко раздражается, становится вспыльчивым. Кроме силы реакции возбуждения отмечается и подвижность (иррадиация) нервных процессов. Так, подростки достаточно быстро реагируют на какие–то раздражители, особенно новые. Они легко переходят от одного состояния к другому (взаимная индукция). Возможна ситуация, когда ребенок в этом возрасте может заснуть на уроке, почувствовать себя разбитым, измученным, хотя ничего не делал. Смена настроения, необычно высокая чувствительность приводят к своеобразной мимикрии – подросток может быстро попасть под влияние группы сверстников, переняв особенности их поведения и поступая «как все».
Слайд 16
Разные разделы нервной системы разбалансированы. Вегетативная работает неритмично и нескоординированно (учащенный
пульс, неравномерное наполнение кровеносных сосудов и др.), что приводит к вегетососудистой дистонии, упадку сил, мышечной слабости.
В подростковом возрасте усиливается деятельность подкорки, что и влияет на дестабилизацию коры головного мозга и подкорки. В целом активность мозга возрастает неравномерно.
Произвольность деятельности, требующая умения доводить все до конца, развита плохо. Поэтому подросток часто бросает начатое.
Резкая смена настроений и психических состояний, повышенная возбудимость, импульсивность, проявление полярности и амбивалентности реакций, эмоциональная неустойчивость, утомляемость, раздражительность – наиболее яркие особенности проявления изменений в нервной системе и эмоциях, возникающих у подростка. В сфере личности они приводят к неусидчивости, смене настроения, которые родители и учителя часто воспринимают как лень.
Слайд 17Исследователи выявили два возможных варианта протекания кризиса переходного периода:
Кризис зависимости. Основные
черты:
Инфантильность в действиях и суждениях;
Послушание во всем;
Подчинение мнению большинства;
Несамостоятельность.
Кризис независимости. Основные черты:
Грубость:
Упрямство;
Негативное отношение ко всему;
Не признание авторитетов;
Слайд 18Органы пищеварения
у подростков
Прорезывание постоянных зубов начинается в возрасте 6-7 лет, и
лишь зубы мудрости появляются в период от 18 до 27 лет.
В подростковом возрасте завершается развитие пищеварительной системы. К десяти–одиннадцати годам – желудок, к одиннадцати–тринадцати – слюнные железы и пищевод становятся такими же, как у взрослого человека. Подросткам свойственны усиленное выделение желудочного сока и повышенная эвакуаторная активность желудка. Эти особенности создают предпосылки для формирования различных нарушений функции желудка.
Секреторная функция поджелудочной железы у подростков также усиливается. К концу подросткового периода завершается созревание желчевыделительной системы, в то время как ее моторная функция нестабильна: она может повышаться или снижаться.
Особенностью функции желез пищеварительной системы у подростков является высокая ее ранимость при длительном эмоциональном и физическом напряжении, нарушении режима питания, труда и отдыха, что приводит к увеличению частоты гастроэнтерологических заболеваний, склонных к прогрессированию, особенно при несвоевременной диагностике и лечении.
Слайд 19Особенности состояния пищеварительной системы и системы питания
Развитие желудочно-кишечного тракта в основном
заканчивается к 14-15 годам, однако выраженная лабильность центральной и вегетативной нервной системы, несбалансированность гормональных соотношений не могут не отразиться на изменениях секреторной и моторной деятельности желудочно-кишечного тракта. Поэтому эпизодическое появление ряда симптомов (тошнота, рвота, кратковременная типа колики боль в животе, неустойчивый стул и т. д.) может быть обусловлено не заболеванием, а лабильностью нейрогуморальных регуляторных механизмов организма.
Однако, в подростковом и юношеском возрасте нередки и настоящие заболевания ЖКТ. В клинической картине при заболеваниях желудочно-кишечного тракта у подростков наиболее частым симптомом является боль. Большинство больных этого возраста обращаются к врачу только в тех случаях, когда боль в животе становится достаточно интенсивной и частой. Болевые ощущения обычно чередуются с периодами клинического благополучия. Это характерно для заболеваний органов пищеварения в любом возрасте, но у подростков это прослеживается более четко.
Слайд 20
Наряду с болевым синдромом значительное место в клинической картине занимают диспепсические
явления. Понижение аппетита (анорексия) редко наблюдается в подростковом возрасте (преимущественно у девочек).
Многие девочки-подростки сознательно стараются ограничить себя в еде, боясь набрать вес, однако у ряда подростков встречается довольно длительное отсутствие аппетита, и как результат этого значительное похудание.
Причину стойкого нарушения аппетита нередко трудно выявить. Чаще всего в его основе лежит нервно-психический фактор. Иногда отмечается извращение вкуса в виде пристрастия к несъедобным веществам (уголь, мел). Общеизвестно, что пристрастие к углю и мелу наблюдается при ахлоргидрии. Помимо ахлоргидрии, у таких подростков зачастую диагностировали гипохромную анемию.
Нервная анорексия - частая патология в пубертатном возрасте, возникает преимущественно у девочек-подростков и юных девушек (весьма редко у мальчиков того же возраста) и выражается в сознательном, чрезвычайно стойком и целенаправленном стремлении к похуданию, нередко достигающему выраженной кахексии с возможным летальным исходом. Противоположное состояние – булимия, которая может возникать при нарушении пищевого поведения.
Слайд 21Низкий гемоглобин
При низком гемоглобине наблюдаются следующие симптомы:
1. Астенический, выражающийся в быстрой утомляемости, общей
слабости, головокружении, сонливости, учащенном сердцебиении, головных болях, обмороках (характерны для тяжелых случаев), пониженном артериальном давлении.
2. Дистрофический. В большинстве случаев понижение гемоглобина в крови может быть косвенным признаком того, что в тканях и органах человеческого организма не хватает железа. Отсюда появляются следующие симптомы:
изменяются ногтевые пластинки. Они становятся истонченными, ломкими, исчерченными, расслаивающимися,
кожа сухая, в уголках рта наблюдаются болезненные трещины,
волосы выпадают или растут крайне медленно,
отмечаются нарушения обоняния и вкуса, которые могут приводить к тому, что человек будет есть несъедобные вещества (зубной порошок, мел, землю, уголь, песок, глину, спичечные головки) и употреблять в пищу продукты в сыром виде (сухие макароны, крупы, фарш, тесто и проч.). Для таких пациентов приятным являются запахи лака для ногтей, ацетона, гуталина, красок, выхлопных газов машин, нафталина.
незначительное увеличение температуры тела до отметки 37-37,5 градусов по Цельсию без видимых причин (беспричинный субфебрилитет).
Слайд 22Вегето-сосудистая дистония у подростков
Диагноз «вегето-сосудистая дистония (ВСД)»
давно перестал быть редкостью у детей и подростков. По последним данным, практически каждый второй подросток сталкивается с проявлениями этой проблемы.
Симптомы ВСД у подростков
Вегето-сосудистая дистония по сути своей не является отдельной болезнью, это скорее комплекс проблем. В результате сбоев в работе сосудистой системы организма происходит нарушение снабжения органов и тканей кислородом, что влечет за собой самые различные реакции:
понижение или повышение артериального давления;
головокружение;
боли в сердце и нарушения сердечного ритма;
ощущение нехватки воздуха;
снижение работоспособности и чувство разбитости;
раздражительность;
бессонница ночью;
сбои в работе органов ЖКТ;
похолодание конечностей;
обмороки.
Вегетососудистая дистония у подростков чаще всего проявляется приступообразно.
Слайд 23Справиться с вегето-сосудистой дистонией у подростков поможет соблюдение следующих правил:
1. Подростку
необходимо наладить режим дня. Спать следует не менее 8 часов в сутки, не забывать об утренней зарядке и прогулках на свежем воздухе. Не стоит ограждать подростка с ВСД от физических нагрузок – в разумных пределах они пойдут лишь во благо. Идеальными видами спорта будут катание на коньках, езда на велосипеде, настольный теннис, плаванье, подвижные игры с мячом.
2. Правильное питание – залог хорошего самочувствия. Необходимо свести к минимуму употребление соли, мяса жирных сортов, выпечки и сладостей. Лучшие друзья сосудов это продукты, содержащие калий и магний:
гречка;
овсянка;
соя;
бобовые (горох, фасоль);
шиповник;
абрикосы;
сухофрукты (изюм, курага, чернослив), орехи;
овощи (петрушка, лук, баклажаны).
3. Хорошим способом избавить подростка от ВСД является также лечебный массаж и физиопроцедуры.
Слайд 24Развитие выносливости
происходит от дошкольного возраста до 30 лет (а к нагрузкам
умеренной интенсивности и свыше). Наиболее интенсивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет.
Развитие выносливости у мальчиков и подростков среднего физического развития активно происходит на протяжении всего школьного возраста с незначительным, но достоверным уменьшением в возрасте от 15 до 16 лет.
Периоды наибольших приростов у мальчиков приходятся на 13 и 17 лет, у девочек на 12-13 лет.
Общая статическая выносливость достигают предельных величин своего развития к 13 – 15 годам независимо от пола учащихся.
Сенситивные периоды развития выносливости: аэробная выносливость (14 - 16 лет), у женского пола в (12 - 13 лет). Для общей выносливости сенситивный период проявляется гораздо позже — в 15-20 лет
Слайд 25
Скоростно-силовые способности наиболее интенсивно нарастают в период полового созревания
(от 10 до 16 лет).
Сенситивные периоды развития быстроты: 10 - 11 лет и 14 - 15
Сенситивный период развития различных проявлений качества быстроты приходится на 11 -14 лет.
Развитие гибкости особенно бурно происходит от 3-4 до 15лет.
Сенситивные периоды развития гибкости: 5 - 6 и 9 - 14 лет
активная гибкость развивается: 10 - 14 лет
Слайд 26Силовые способности
для мышечной силы наибольшие темпы прироста характерный в 13-15 лет.
Первое возрастное ускорение в развитии собственно-силовых качеств у школьников происходит в младшем школьном возрасте: у девочек – с 7 до 10 лет (40%), у мальчиков – с 9 до 10 (20%). Второе ускорение темпов роста силы начинается в 13 лет, причем у мальчиков оно оказывается значительно продолжительнее (три года) и ощутимее
Сенситивные периоды развития силы: у юношей (13 -14 лет и 17 -18), у девушек (11 - 12 и 15 - 16)
Естественным путем развивается до 25 лет.
сенситивный период развития абсолютной мышечной силы наблюдается в 14-17 лет.
Благоприятными периодами для развития собственно силовых способностей у девочек является возраст от 10 до 12 лет, у мальчиков – от 13 до 14 лет, максимальные темпы прироста у тех и других - от 16 до 17 лет.
Чрезмерные нагрузки. В этом возрасте нежелательны чрезмерные нагрузки на опорно-двигательный, суставно-связочный и мышечный аппарат. Они могут спровоцировать задержку роста трубчатых костей в длину и ускорить процесс окостенения.
Слайд 27
Установлено, что большая часть мальчиков школьного возраста имеют средний уровень физической
подготовленности, однако с возрастом их численность снижается, и многие школьники переходят в группу учащихся с уровнем «ниже среднего» и «низкий».
У мальчиков, прежде всего, слабо развиты силовые и скоростно-силовые качества, что проявляется в низких результатах в висе на перекладине и прыжке в длину с места. Недостаточно высокую результативность школьники демонстрировали в контрольном упражнении «бег на 1000 м», которое характеризует проявление общей выносливости.
Данная тенденция объясняется тем, что в старших классах у школьников появляются другие интересы, помимо занятий спортом. Основной объем физических упражнений они получают на уроках в школе, а этого, как известно, недостаточно для поддержания и улучшения уровня физической подготовленности.
В результате анализа отчетной документации учителей физической культуры, выявлено, что с 12 по 16-17 лет число мальчиков активно занимающихся в школьных спортивных секциях снижается в два раза.
Слайд 28характеристика юношеского возраста
Юношеский возраст - стадия онтогенетического развития между подростковым возрастом
- и взрослостью. В схеме возрастной периодизации онтогенеза, принятой специалистами по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии, юношеский возраст был определен как 17-21 год – для юношей и 16-20 лет – для девушек.
Психологи расходятся в определении возрастных границ юности. В западной психологии вообще преобладает традиция объединения подросткового возраста и юности в единый возрастной период, называемый периодом взросления, содержанием которого и является переход от детства к взрослости, а границы могут простираться от 12-14 до 25 лет. В отечественной науке принято рассматривать юношеский возраст как самостоятельный период развития человека, его личности и индивидуальности.
Ведущей деятельностью в юности признается учебно-профессиональная деятельность.
Слайд 29Старший школьный возраст
Старший школьный возраст — это период ранней юности, характеризующийся наступлением
физической и психической зрелости. Однако процесс личностного формирования учащихся этого возраста происходит не гладко, имеет свои противоречия и трудности, которые, несомненно, накладывают свой отпечаток на процесс воспитания.
Со стороны физического развития учащихся этого возраста сглаживаются те диспропорции и противоречия, которые присущи подросткам. Исчезает непропорциональность в развитии конечностей и туловища. Увеличивается относительный объем груди. Выравнивается соотношение между массой тела и объемом сердца, а также ликвидируется отставание в развитии сердечно-сосудистой системе. Повышается мышечная сила, возрастает физическая работоспособность, а координация движений по своим качествам приближается к состоянию взрослого человека. В основном заканчивается половое созревание, общий темп роста замедляется, но укрепление физических сил и здоровья продолжается. Все это сказывается на поведении старшеклассников. Они отличаются достаточно высокой физической работоспособностью, относительно меньшей утомляемостью, что иногда обусловливает переоценку своих сил, неумение более обдуманно подходить к своим физическим возможностям.
Слайд 30Темпы прироста различных физических способностей у детей старшего школьного возраста (%)
Слайд 31
В старшем школьном возрасте в первую очередь следует уделить внимание развитию
силовых и скоростно-силовых возможностей, различным видам выносливости (силовой, аэробной, статической и др.). Среди координационных способностей особое внимание необходимо обратить на развитие быстроты перестроения и согласование двигательных действий, способности произвольно расслаблять мышцы и вестибулярной устойчивости.
Слайд 32Физическое развитие
Юношеский возраст связан с быстрым увеличением роста. Этот период характеризуется
завершением процессов формирования всех органов и систем, заканчивается половое созревание, заметно нарастает мышечная сила и работоспособность.
В период от 15 до 17 лет рост увеличивается на 5-7 см в год. Энергичный рост в длину сопровождается увеличением веса тела. Наибольшее прибавление в весе наблюдается в возрасте 16-17 лет. Прибавление в весе тела за год в этот период достигает 4-6 кг и даже больше. Быстрое нарастание веса обусловлено не только интенсивным ростом в длину, но и увеличением массы мышц. Особенно интенсивное развитие мышечной системы у юношей происходит после 15 лет, достигая к 17 годам 40-44% веса тела.
Слайд 33
Оценка массы тела по индексу Кетле
Высчитайте свой индекс Кетле по следующей
формуле:
ИК= Масса(кг)\ рост (м)в квадрате
Норма (ДЕВУШКИ) 19-24
Норма (юноши) 20-25
Меньшие значения показывают дефицит массы, а большие - избыток массы.
Уточнения для показателя индекса массы тела с учетом вашей конституции
Измерьте обхват запястья. Если он равен 13–14 см (хрупкое телосложение), ваш идеальный индекс массы тела составляет 18,5–20. При обхвате запястья в 14,5–16,5 см (нормальное телосложение) оптимальные показатели будут в пределах 21–23, а при 17–18 см (крупное телосложение) — 24–25.
Идеальный вес и талия
Для определения "степени угрозы" лишнего веса можно использовать и более простой показатель - обхват талии.
При окружности талии у женщин 80-82 см, а у мужчин более 94 см стоит задуматься о правильном питании и увеличении физической нагрузки.
Слайд 34
У старших школьников почти заканчивается процесс окостенения большей части скелета. Рост
трубчатых костей в ширину усиливается, а в длину замедляется. Интенсивно развивается грудная клетка, особенно у юношей. Скелет способен выдерживать значительные нагрузки. Развитие костного аппарата сопровождается формированием мышц, сухожилий, связок. Мышцы развиваются равномерно и быстро, в связи с чем увеличивается мышечная масса и растет сила.
В этом возрасте отмечается асимметрия в увеличении силы мышц правой и левой половины тела. Это предполагает целенаправленное воздействие (с большим уклоном на левую сторону) с целью симметричного развития мышц правой и левой сторон туловища. В этом возрасте появляются благоприятные возможности для воспитания силы и выносливости мышц.
Слайд 35
Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают
максимума. Юноши перегоняют девушек в росте и массе тела. Юноши (в среднем) выше девушек на 10 –12 см и тяжелее на 5 –8 кг. Масса их мышц по отношению к массе всего тела больше на 13%, а масса подкожной жировой ткани меньше на 10%, чем у девушек. Туловище юношей немного короче, а руки и ноги длиннее, чем у девушек.
У девушек в отличие от юношей наблюдается значительно меньший прирост мышечной массы, заметно отстает в развитии плечевой пояс, но зато интенсивно развиваются тазовый пояс и мышцы тазового дна. Грудная клетка, сердце, легкие, жизненная емкость легких, сила дыхательных мышц, максимальная легочная вентиляция и объем потребления кислорода также менее развиты, чем у юношей. В силу этого функциональные возможности органов кровообращения и дыхания у них оказываются гораздо ниже.
Сердце юношей на 10 – 15% больше по объему и массе, чем у девушек; пульс реже на 6 – 8 уд./мин, сердечные сокращения сильнее, что обусловливает больший выброс крови в сосуды и более высокое кровяное давление. Девушки дышат чаще и не так глубоко, как юноши; жизненная емкость их легких примерно на 100 см3 меньше.
Функциональные возможности для осуществления интенсивной и длительной работы у юношей выше, чем у девушек. Физические нагрузки они переносят лучше при относительно меньшей частоте пульса и большем повышении кровяного давления. Период восстановления этих показателей до исходного уровня у юношей короче, чем у девушек.
Слайд 36
К концу юношеского возраста происходит окончательное формирование вегетативной нервной системы, сердце
приобретает размеры сердца взрослого человека, завершается перестройка структуры миокарда.
В связи с утолщением стенки левого желудочка приобретается достаточная мощность миокарда, чтобы поддерживать нормальный уровень артериального давления (АД).
К18 годам продолжает снижаться ЧСС: в покое - до 61 уд/мин, при работе - до 170-190 уд/мин. Кровяное давление у 16-18-летних юношей равно 120/75 мм рт. ст.
Слайд 37Нервно-психическое развитие
Переход от возраста подростков к юношескому возрасту знаменуется возросшей ролью
переднелобных третичных полей и переходом доминирующей роли от правого к левому полушарию (у правшей). У юношей значительно возрастает роль коры головного мозга в регуляции деятельности всех органов и поведения, усиливаются процессы торможения. Их поведение становится более уравновешенным, психика более устойчива, чем у подростков. В целом организм юношей и девушек в 16-17 лет созрел для выполнения большой интеллектуальной и тренировочной работы, направленной на достижение высокого спортивного мастерства.
Известно, что умственный труд сопровождается функциональными изменениями в деятельности сердечно-сосудистой, эндокринной, нервной систем. Это обуславливает нервно-эмоциональное напряжение, приводящее к успешной адаптации и увеличению резистентности (устойчивости) организма или к нарушению систем адаптации, последнее ведет к переутомлению и нарушению здоровья. Наиболее чувствительным индикатором адаптационно-приспособительной деятельности организма является сердечно-сосудистая система.
Слайд 38Особенности адаптации к наряженной деятельности
Важнейшая роль в ходе приспособительной деятельности, принадлежит
вегетативной нервной системе. Фоновую активность ее структур отражает вегетативный тонус, являющийся также одной из конституциональных характеристик.
Юноши и девушки с различным вегетативным тонусом по-разному адаптируются к режиму учебной деятельности. Наибольшие трудности испытывают выраженные «ваготоники» и «симпатотоники». У «ваготоников» адекватную мобилизацию физиологических ресурсов в процессе адаптации затрудняет сниженный уровень активности эрготропных структур, а у большинства «симпатотоников» происходит истощение функциональных возможностей организма из-за исходно высокого уровня напряжения адаптационных механизмов. Наличие таких крайних типов регуляции может выступать своеобразным фактором риска развития вегетативных дисфункций и различных заболеваний.
Слайд 39Дезадаптация и истощение резервов организма
В процессе адаптации при очень сильном или
длительном воздействии неблагоприятных факторов среды либо при слабости адаптационных механизмов в организме возникает дезадаптация (нарушение или срыв адаптации) и могут развиться патологические состояния – болезни адаптации.
Начальный этап пограничной зоны между здоровьем и патологией – это состояние функционального напряжения механизмов адаптации. Наиболее характерным его признаком является высокий уровень функционирования, который обеспечивается за счет интенсивного или длительного напряжения регуляторных систем. Из-за этого существует постоянная опасность развития явлений недостаточности.
Более поздний этап пограничной зоны – состояние неудовлетворительной адаптации. Для него характерно уменьшение уровня функционирования биосистемы, рассогласование отдельных ее элементов, развитие утомления и переутомления. Состояние неудовлетворительной адаптации является активным приспособительным процессом. Организм пытается приспособиться к чрезмерным для него условиям существования путем изменения функциональной активности отдельных систем и соответствующим напряжением регуляторных механизмов (увеличение «платы» за адаптацию). Однако вследствие развития недостаточности нарушения распространяются на энергетические и метаболические процессы, и оптимальный режим функционирования не может быть обеспечен.
Слайд 40Адаптационный потенциал
Критерий АП рассчитывается по следующему
уравнению множественной регрессии:
АП = 0,011(ЧСС) + 0,014(САД) + 0,008(ДАД) + 0,014(возраст) + 0,009(МТ) - 0,009(Р) - 0,27.
Приводим шкалу оценок для показателя АП:
4 балла - 2,10 - удовлетворительная А (характеризует достаточные функциональные возможности системы: кровообращения).
3 балла - 2,11-3,20 - функциональное напряжение (А) механизмов.
2 балла - 3,21-4,30 - неудовлетворительная (А) характеризует снижение функциональных возможностей системы кровообращения с недостаточной, приспособляемой реакцией, к нагрузкам.
1 балл - более 4,30 - срыв (А) характеризует резкое снижение функциональных возможностей системы кровообращения с явлением срыва (А) механизмов целостного организма.
Показатель АП достоверно характеризует уровень (А) целостного организма, а его основные составляющие являются индикаторами здоровья.