Слайд 1Педагог-новатор Шаталов Виктор Федорович
Выполнили: Иваненко Екатерина, Кобзева Александра
Слайд 2Шаталов Виктор Федорович родился в 1927 году. С 1956 г. вел
экспериментальную работу с учащимися общеобразовательных школ. С 1973 г. В. Ф. Шаталов являлся научным сотрудником Научно-исследовательского института педагогики, а с 1985 г. – руководителем Донецкой лаборатории проблем интенсификации учебно-воспитательного процесса НИИ содержания и методов обучения Академии педагогических наук СССР.
Слайд 3 Ученый педагог, народный учитель СССР, преподаватель математики,
директор школы. С 1987 г. Заведующий лабораторией проблем интенсификации учебно-воспитательного процесса НИИ содержания и методов обучения в Донецке. В 1992 г. был приглашен работать доцентом Института последипломного образования в Донецке.
Разработал систему обучения с использованием опорных сигналов - взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков и формул с кратким выводом. Практическая деятельность основана на педагогике сотрудничества.
Педагогический стаж - 63 года, из них 40 лет - исследования и эксперименты. Издано более 30 книг, многие переведены на 17 языков. Заслуженный учитель Украины, кавалер ордена "Николая Чудотворца" за преумножение добра на Земле, ордена Дружбы
Слайд 4Предпосылки зарождения педагогики сотрудничества:
1) Застойные явления в обществе в конце 70-80-х
годов в Советском Союзе захватили школу.
2) Замалчивание недостатков и превознесение достоинств.
3) Уравниловка в оценке работы учителя.
4) Однообразие в учебно-воспитательной работе.
5) Академизм.
И в противовес зарождается педагогика сотрудничества. Время ее рождения — осень 1986 г
Слайд 5Общие посылки:
1) Педагогика сотрудничества — это педагогика гуманно-оптимистическая. Она основана на
уважении личности ученика, равного партнерства его и учителя в учебном процессе, на стремлении к духовной общности учителя и ученика.
2) Поиск новых, нетрадиционных методов, приемов и средств учебной деятельности, обеспечивающих высокий результат усвоения учащимися учебного материала
Слайд 6
3) Перспективность дидактических идей и практического опыта педагогов-новаторов подтверждается заметными, более
высокими учебными успехами их учащихся.
4) Общедоступность опыта педагогов-новаторов для всех слоев и массы учительства от младших классов до техникумов.
Педагоги-новаторы сыграли большую роль в переосмыслении многих прежних взглядов и традиций в дидактике, внесли вклад в развитие новых направлений в обучении учащихся, проложили дорогу к развертыванию многочисленных авторских школ, возникших уже в 90-е годы.
Слайд 7Методика преподавания
Задача:
приобщить каждого школьника к ежедневному напряженному умственному труду, воспитать познавательную
самостоятельность как качество личности, укрепить в каждом ученике чувство собственного достоинства, уверенности в своих силах и способностях
Слайд 8
История создания:
Через несколько лет преподавания молодой Шаталов задумался: почему ребята буквально
«вымучивают» математику, физику? И сделал вывод: дело не в тупости учеников, а в несовершенстве преподавания. И тогда Шаталов по-новому подошел к подаче знаний. Он принципиально отказался от традиционного линейного обучения, когда темы идут строго одна за другой. Виктор Федорович брал самый сложный раздел учебника и начинал с него. Вокруг этого центра строил все остальное.
Слайд 9Особенности
1. Он не делит учеников на сильных и слабых, у него
все равны. Это изначальный постулат, укрепляющий достоинство его воспитанников.
2. Все отвечают по опорным сигналам и получают непременно высокие оценки на каждом уроке.
3. Уроки развивают и укрепляют память, волю. И не только обучают, но и воспитывают учеников.
Слайд 11Этапы внедрения шаталовской методики:
1. Требуется научно-дидактическое осмысление педагогической технологии.
2. Важную
роль играет общая дидактическая подготовка того, кто внедряет данную методику.
Только осознав предмет внедрения как нечто объективно необходимое и понятное для самого себя, учитель может изучить и успешно использовать новую педагогическую технологию.
Слайд 13Опорная схема
Это закодированная в виде знаков, символов, образов, понятий, определений
новая информация урока (ее основное содержание, причинно-следственные и ценностно-ориентированные связи), представленная на бланке, выполняющем специфические дидактические задачи.
Слайд 17Опорная схема для решения задач на растворы.
Слайд 18
функции опорных схем:
обобщение и систематизация,
адаптация,
ограничения,
снятие социального барьера,
оптимизация самостоятельной деятельности.
Слайд 19Недостаток системы:
ориентация на использование учителем ОС, данных ему в готовом виде.
Учителю указывалось, сколько минут и что именно он должен делать на уроке.
Практика показывает, что эффективно применять ОС может только тот учитель, который сам их и составляет. в ОС кодируется материал именно этого урока, объяснения именно этого учителя и учитываются индивидуальные особенности именно этих учащихся.
Слайд 20
При составлении ОС надо:
определить основное понятие, его стороны, изучаемые на уроке;
дифференцировать
словесно-образное и знаково-символическое выражение каждого понятия (составление опорных сигналов);
составить опорные сигналы в их отдельных взаимосвязях;
составить полный бланк ОС.
Слайд 21Библиография:
Путь поиска. 1996
Эксперимент продолжается. 1998
Педагогическая проза: из опыта работы школ г.Донецка.
1980
Точка опоры: об экспериментальной методике преподавания. 1987
Точка опоры: организационные основы экспериментальных исследований. 1990 .
Соцветие талантов
Сквозь призму сердца. 2002
Физика на всю жизнь. 2003
Опорные конспекты по кинематике и динамике : Из опыта работы, 1989
Куда и как исчезли тройки : Из опыта работы школ г. Донецка. 1979
Куда и как исчезли тройки : Из опыта работы школ г. Донецка. 1980
Город в облаках : повесть, эссе, раздумья. 2008 .