Слайд 1МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ И ТАЛАНТЛИВОЙ
МОЛОДЕЖЬЮ
Практическое занятие №2 по курсу
«Педагогическое взаимодействие с одаренными детьми и талантливой молодежью» Кочетова Анна Александровна, к.п.н., доцент кафедры теории и истории педагогики РГПУ им. А.И.Герцена
Слайд 2Становление
Развитие
Самовоспитание
Формирование
Слайд 3Воспитание
Воспитание – целенаправленный процесс поддержки, содействия саморазвитию и самоопределению личности, содержание
которого заключено в ценностях и меняется под воздействием социокультурной ситуации.
Слайд 4
Структура педагогического процесса
Образовательная среда
Слайд 5Изменение понимания педагогического взаимодействия
Слайд 7Различия воспитания и обучения
Слайд 8Отличительные черты воспитания
Слайд 9Педагогическое взаимодействие всегда обусловлено внутренними и внешними факторами
Слайд 10Функции образования по отношению к остальным факторам формирования личности:
Слайд 11Функции образования как управления развитием и саморазвитием ребенка:
Слайд 12Цель образования –
системообразующий компонент педагогического процесса
Цель - идеальное представление о
возможном и желаемом результате
Цель в педагогике всегда выражена на уровне человека, личности:
человек (личность) с определенными (заданными обществом, воспитателем, семьей и самим воспитанником) качествами (ценностями, убеждениями, установками)
Задачи образования – конкретные приращения к личности
Слайд 14Проблемные вопросы для размышления:
На востоке есть разделение понятий «учитель ремесла» и
«учитель жизни». Как соотносится это с профессиями «учитель» и «классный руководитель», функциями учителя и воспитателя?
Должен ли учитель-предметник быть классным руководителем? Чья работа важнее?
Слайд 15Изменение роли учителя в современном мире
не является единственным или самым
влиятельным источником достоверной информации
не является единственным проводником идей социального обустройства в среде детей и подростков
его профессиональная деятельность не окружена ореолом абсолютного преклонения перед ее великой значимостью
Слайд 163 способа
педагогического воздействия
Слайд 18Гуманитарные воспитательные технологии характеризуются:
.
Слайд 19Классификация методов воспитания:
4 группы
Слайд 20Методы формирования сознания и мотивации (обязательные!)
Слайд 21Методы организации деятельности и поведения (обязательные!)
Слайд 22Методы стимулирования и торможения деятельности (необязательные)
Слайд 23Методы контроля и анализа результатов = методы диагностики (необязательные)
Слайд 24Структура технологии
(порядок операций):
целеполагание,
педагогическое проектирование, определение реализующего методического комплекса,
психологических приемов и методов воспитания,
планирование согласованных действий, распределение функций, прав, обязанностей участников,
описание и последовательность процедур,
организация деятельности,
информационно-диагностическое обеспечение.
Слайд 25КТД как уникальная и универсальная воспитательная технология
Методика коллективного творческого дела(КТД) дает
гарантированный положительный педагогический результат развития личности и развития коллектива на любой стадии развития коллектива, в любом возрасте, при любом составе участников, в любом виде деятельности, хотя имеется различие в инструментовке.
коллективное - все вместе, дружно, сообща, в сотрудничестве
творческое - интересное, с новизной, оригинальностью, возможностью самовыражения и творческого преобразования окружающего мира
дело - реальная деятельность «на пользу и радость людям»
Слайд 26Технология коллективных
творческих дел (КТД)
Структура КТД:
1. Предварительная
работа коллектива.
2. Коллективное
планирование.
3. Коллективная
подготовка КТД.
4.
Проведение КТД.
5. Коллективное
подведение итогов.
6. Ближайшее
последействие. (Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. — Рязань, 1994. — c.34-40)
Слайд 27Анализ КТД
Содержание анализа:
что получилось, понравилось и почему?
что не получилось, не
понравилось и почему?
что хотел бы сделать в следующий раз?
какое личное участие хотел бы в этом принять?
Формы проведения анализа:
Анкета, общий сбор, работа в микрогруппах, почтовый ящик, мозговой штурм, «огонек»…
Слайд 28Стратегии оценивания:
Оценка результатов воспитания
Слайд 30Работа в микрогруппах:
Портрет: одаренный ребенок – нестандартный ребенок – трудный ребенок:
перечень характеристик, сравнение.
Составьте банк проблемных ситуаций в работе с одаренными детьми и талантливой молодежью.
Разработайте стратегию решения каждой ситуации и обоснуйте ее.
Лотерея ситуаций между группами. Решение 2 и 1.
Слайд 31Домашнее задание:
Составление тематического портфолио:
Вы составляете свое портфолио для работы в «Сириусе»
– т.е. как педагога, умеющего работать с одаренными детьми – в электронном виде + в форме презентации. Помните, что портфолио – это прежде всего самореклама! + отражение имеющегося опыта, компетенций, достижений, возможностей.
Продумайте структуру.
Наполните разделы соответствующей информацией.
Добавьте наглядные иллюстрации (фото, видео, сканы дипломов и грамот и т.д.).