Слайд 1Методика формирования морфологического строя речи и способов словообразования
Слайд 2План
1. Методика формирования морфологического строя речи
2. Методика способов словообразования
Слайд 3Методика формирования морфологического строя речи
Младший дошкольный возраст:
В младших группах существенное место
занимает работа над развитием понимания грамматических форм и употреблением их в речи.
Слайд 4
Обучение осуществляется на занятиях в форме дидактических игр и игр-драматизаций.
Занятия проводятся
с использованием игрушек. Игрушка дает возможность изменения места, положения, действий, называть качества, числовые соотношения
Слайд 5
Так же используются и дидактические игры с игрушками, игры-драматизации.
Они предоставляют возможность
разыграть сценки, употреблять прямую и косвенную речь.
Динамика игрового действия способствует усвоению грамматических навыков.
Слайд 6
Методические особенности проведения занятий с малышами заключаются в том, что трудные
грамматические формы, сложные для детей, образует воспитатель.
Слайд 7Средний дошкольный возраст
У детей развивают монологическую речь и обучают рассказыванию.
Большую роль
играет связь грамматических форм с жизненными ситуациями, отсюда - необходимость использования наглядности
Слайд 8
Детям предоставляется большая самостоятельность в образовании трудных грамматических форм, однако образец
остается при этом ведущим приемом обучения
Так же используются дидактические игры и игры-драматизации, речевые ситуации.
Слайд 9Старший дошкольный возраст
Ставятся задачи:
- учить детей правильно изменять слова, имеющиеся в
активном словаре
- воспитывать у ребенка потребность говорить правильно.
Слайд 10
Переходят от наглядного материала к словесным приемам. Снижается роль игр, больше
используются:
-Специальные словесные грамматические упражнения
-Словесные дидактические игры.
Так же используется образец грамматической формы.
Слайд 11Методика способов словообразования
Этапы словообразования:
1. (от 2,5 – 4 лет) период накопления
первичного словаря мотивированной лексики и формирования предпосылок словообразования.
2. (от 4 – 6 лет) период активного освоения самопроизводства
3. (после 6 лет) период усвоения норм и правил словообразования, формирование критического отношения к речи.
Слайд 12
Т.Н.Ушакова выделяет три основных принципа, по которым дети образуют новые слова:
1. Часть какого-нибудь слова используется как целое слово
2. К корню одного слова прибавляется окончание другого
3. Одно слово составляет из двух
Слайд 13Младший школьный возраст
-Рассматривание парных картинок
-Использование игр-драматизаций
-Использование игрушек в игровых ситуациях
Слайд 14Средний дошкольный возраст
Так же используются игры-драматизации, игры с игрушками, но содержание
усложняется.
Слайд 15Старший дошкольный возраст
Проводятся :
-упражнения на образование прилагательных от основ существительных
-дидактические игры
-занятия
на объяснение слов
Слайд 16Вопросы для повторения
Назовите основные приемы в методике формирования морфологического строя речи
Назовите
этапы, через которые проходит ребенок в усвоении способов словообразования
Назовите основные приемы в методике способов словообразовании
Слайд 17Список литературы
- М.М.Алексеева, В.И.Яшина «Методика развития речи и обучения родному языку
дошкольников» Москва 1997 год.
- Н.А.Стародубова «Теория и методика развития речи дошкольников» Москва 2007 год.
-С.А.Сохин «Развитие речи детей дошкольного возраста»