Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Алексеева Евгения Ефимовна
Москва ГБОУ Школа 554
На тему:
«Как правильно произносить звук [Р]».
Слайд 2Вид проекта:
исследовательский, краткосрочный, индивидуальный
Слайд 3Участники проекта
Возраст участников: 6-7 лет
Дети подготовительной группы, имеющие нарушения звукопроизношения
Слайд 4Краткая характеристика жанра работы
Проект реализуется в рамках Программы коррекционно-логопедической работы с
детьми, имеющими нарушения звукопроизношения
Слайд 5Краткая характеристика образовательного учреждения
В ГБОУ школа №554
СП№4 осуществляется коррекция нарушений речи в условиях логопедического пункта. В связи с тем, что в общеобразовательных дошкольных учреждениях возросло количество детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как, общее недоразвитие речи, возникла необходимость введения на логопедическом пункте специализированных программ по коррекции данных нарушений. Исходя из этого, логопедическую деятельность необходимо адаптировать к условиям работы на логопедическом пункте при массовом детском саду. Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
Слайд 6Применяемые формы исследовательской деятельности
При выполнении данной работы дети применяли различные методы
исследования: эмпирические (наблюдение, свободное интервьюирование) и теоретические (анализ и синтез, сравнение, обобщение).
Слайд 7Цель и задачи работы
Цель проекта: осмысление ребенком с ОВЗ положения органов артикуляции
при произношении звука [Р].
Задачи:
-выяснить, какие органы участвуют в образовании речи человека,
-установить, какие из них принимают участие в произношении звука [Р],
-выявить особенности положения органов артикуляции при произношении звука [Р]
Слайд 8Основное содержание
Дошкольникам важно знание именно тех органов артикуляционного аппарата,
которые непосредственно принимают участие в произношении звука, а это губы, зубы, небо, язык, имеющий три зоны: спинку, корень и кончик языка, а также понятие о воздушной струе, выполняющей одновременно голосообразующую и артикуляционную функции.
Ведущей деятельностью у старших дошкольников, наряду с появившейся учебной мотивацией, остается игра. Им трудно понять материал, объясняемый с помощью научной терминологии, поэтому в логопедии принято для знакомства с органами артикуляции использовать игровой сюжет – «Сказку о веселом Язычке».
Тем не менее мной было предложено детям провести исследование, целью которого стало уточнение особенностей произношения звука [Р]. Дети должны были выяснить у членов семьи, близких, как они произносят звук, какие органы артикуляции и каким образом участвуют в этом, сравнить результаты, обобщить, а затем оформить полученные сведения в виде таблицы. Для простоты оформления результатов была предложена подсказка: варианты расположения губ, зубов, языка, схема изображения силы воздушной струи во время произношения разных звуков. Среди них нужно было выбрать подходящий вариант и зарисовать его в табличку.
Слайд 9Методы диагностики образовательного результата
Ожидаемый результат: осознанное принятие правильного артикуляционного уклада при произнесении
звука Р.
Предполагаемые критерии оценки эффективности проекта: создание буклета, которым могут воспользоваться другие дети с нарушениями звукопроизношения.
Слайд 10
Перспективы развития исследовательской деятельности в учреждении и профессиональной деятельности
повышения эффективности
логопедической работы в образовательном процессе
взаимодействие взрослого и ребенка
формирование социально-личностных качеств ребенка