Слайд 1Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов
Слайд 2Физическая культура в общесоциальном плане представляет собой обширнейшую область творческой деятельности
по созданию физической готовности людей к жизни (укрепление здоровья, развитие физических способностей и двигательных навыков).
Физическая культура - это вид культуры, который представляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования человека для выполнения социальных обязанностей.
Физическое образование - педагогический процесс, направленный на формирование специальных знаний, умений, а также на развитие разносторонних физических способностей человека.
Слайд 3Спорт - игровая соревновательная деятельность и подготовка к ней; основан на
использовании физических упражнений и направлен на достижение наивысших результатов, раскрытие резервных возможностей и выявление предельных уровней организма человека в двигательной активности.
Физическая рекреация (отдых) - использование физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, развлечения, переключение с обычных видов деятельности на другие
Двигательная реабилитация (восстановление) - целенаправленный процесс восстановления или компенсации частично или временно утраченных двигательных способностей, лечения травм и их последствий.
Физическая подготовка - вид физического воспитания: развитие и совершенствование двигательных навыков и физических качеств, необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности.
Слайд 4Физическое развитие - процесс изменения форм и функций организма под воздействием
естественных условий (пищи, труда, быта) либо целенаправленного использования специальных физических упражнений.
Физические упражнения - движения или действия, используемые для развития физических качеств, внутренних органов и систем двигательных навыков.
Физическое совершенство - исторически обусловленный уровень здоровья и всестороннего развития физических способностей, функционального состояния и психических качеств людей, соответствующий требованиям человеческой деятельности в определенных условиях производства, военного дела и в других сферах жизни общества, обеспечивающий на долгие годы высокую степень работоспособности человека.
Слайд 5Физическая и функциональная подготовленность - результат физической подготовки, достигнутый в овладении
двигательными навыками и в развитии физических качеств с одновременным увеличением физиологических резервов организма, обусловленных повышением уровня деятельности его функциональных систем: сердечнососудистой, дыхательной, нервной, эндокринной, пищеварительной, выделительной и др.
Психофизическая подготовленность - осуществляется в учебно-тренировочном процессе путем разностороннего влияния на психические функции, обеспечивая их активность, коррекцию и устойчивость.
Двигательная активность - является одним из обязательных компонентов здорового образа жизни. Заключается в систематическом, соответствующим возрасту, полу, состоянию здоровья и интересам, использовании разнообразных двигательных действий, в том числе занятий физической культурой и спортом для обеспечения жизнедеятельности человеческого организма.
Слайд 6ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
История развития физической культуры как части общей культуры
человечества берет начало с расцвета Древней Греции (VI–V века до н.э. Спарта, Афины).
Условия развития:
многогранная начальная физическая подготовка;
специальные учебные заведения – палестры;
спортивные сооружения;
регулярные спортивные состязания;
военная подготовка (палестра);
подготовка по музыке, по пению, риторике, эстетике, умственному развитию.
К 15–18 годам программа физической подготовки совпадала с требованиями пятиборья
для взрослых.
Изречение Сократа
«Было бы безобразием по собственному незнанию состариться и даже не увидеть по самому себе, каким способно быть человеческое тело в полноте своей красоты и силы»
Слайд 7ФОРМЫ АНТИЧНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Детские игры (от 1 до 7 лет). Начиналось
физическое воспитание с простых упражнений - игры с мячом, бег, метание диска, копья и другие упражнения, развивающие ловкость.
Палестрика – упражнения, выполняемые в палестре (тренировочном зале или площадке).
Военная подготовка – кулачный бой, борьба, бег с оружием, верховая езда, метание камней, стрельба из лука, плавание и традиционные бег и прыжки в длину. Бегали не по замкнутому кругу, на стадии (около 200 м) туда и обратно, имитируя движение греческих боевых порядков (считается, что стадии придумал Геракл и учредил Олимпийские игры каждые 5 лет).
Слайд 8Пентатлон — греческое пятиборье, включавшее бег на стадию (драмос-192 метра), метание
диска (дискоболия), метание копья (акомтисма), прыжок в длину (альма) и борьбу (пале). Добавлено в Олимпийские состязания на 18-й Олимпиаде в 708 до н. э.
Все виды проводились в один день в определённом порядке, начиная с прыжков. Неизвестно, как именно определялся победитель в пятиборье. По версии одного из историков — атлеты делились на пары и соревновались между собой. Победителем считался выигравший у соперника 3 вида состязаний. Затем победители соревновались между собой до тех пор, пока не оставалась финальная пара.
Слайд 9Орхестрика (сформировалась из древних обрядов и ритуальных танцев). Орхестрика была одновременно вводным
и дополнительным обучением к палестре.
К ней причисляли игры с мячом и для развития ловкости, акробатические упражнения, обрядовые, театральные и боевые танцы. Упражнения с мячом не содержат в себе элементов групповой игры. А в самих формах танцевальных движений и их мотивах отражаются племенные охотничьи традиции, ритуальные танцы во времена эгейской культуры, а также обычаи окружающих народов.
Игра, палестра и орхестрика служили также средством создания греческого физического идеала (калогатии), заключавшегося в каноне красоты в эстетическом понимании. В физическом воспитании калогатия заключает в себе физическую сторону понятия прекрасного и хорошего.
Слайд 10ВИДЫ СПОРТИВНЫХ СОСТЯЗАНИЙ
Игры посвященные божествам
Игры по территориальному принципу
Олимпиады
По одной из
легенд, идея организации Олимпийских игр возникла, чтобы возродить былую славу Греции. Так как в те годы (1200 — 800 до н. э.) происходил упадок культуры и письменности. Другая (самая известная) легенда гласит, что однажды царь Ифит принял решение отвлечь свой народ от бесконечных войн. Правитель отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала Ифиту повеление богов: чтобы прекратить кровопролитие, необходимо устроить общегреческие атлетические празднества.
Слайд 11Затем Ифит вместе со спартанским законодателем Ликургом и афинским реформатором Клиосфеном
установили порядок проведения Игр. Местом, где должно было случиться это великое событие, избрали святилище Олимпию.
Любой, кто вошел на территорию проведения олимпиады вооруженным, объявлялся преступником.
На время Олимпийских игр прекращались войны и заключались перемирия: представители враждующих полисов вели в Олимпии мирные переговоры с целью улаживания конфликтов.
Слайд 12Первые Олимпийские игры зародились в 776
году до нашей эры
Во время
Олимпийских игр на всей
территории Греции объявлялось
священное перемирие. Бывшие враги
могли состязаться за право быть
самыми сильными, быстрыми, ловкими.
В античных Олимпийских играх
Соревновались и были зрителями
только мужчины, причём лишь
свободнорождённые греки.
Игры включали бег на 1 стадию.
Слайд 13724 до н.э. - в программу включен диаулос – бег на
2 стадия, а 4 года спустя – долиходром (бег на выдержку), дистанция которого составляла от 7 до 24 стадиев;
720 г. до н.э. – добавлен бег до 24 стадий;
на 18 Олимпийских играх (708 до н.э.) впервые проведены соревнования по борьбе и пентатлону (пятиборью), включавшему, помимо борьбы и стадиодрома, прыжки, а также метание копья и диска;
688 г. до н.э – добавлен кулачный бой;
680 г.до н.э. – добавлены сачки на колесницах;
648- добавлен панкратион;
520 – добавлен бег атлетов в полном вооружении на 33 км.
В 394 г н.э., с приходом христианства как официальной религии, Олимпийские игры были запрещены императором Феодосием I, поскольку стали рассматриваться как некое языческое явление. И, тем не менее, несмотря на запрет игр, они не исчезли полностью. В Европе локально проводились состязания, чем-то напоминающие Олимпийские игры. Через некоторое время игры возобновились благодаря Панайотису Суцосу, предложившему эту идею, и благодаря общественному деятелю Евангелису Заппасу, воплотившему её в жизнь.
Слайд 14ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СРЕДНИЕ ВЕКА
(Рыцарская система)
Езда верхом
Преодоление водных переправ
Охота
Стрельба из
лука
Владение приемами боя
Развлекательные игры
Хорошие манеры
Воспитание юноши до 7 лет в семье, до 14 лет в чужой семье, после служба у сюзерена.
Слайд 15ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ЭПОХУ ВОЗРАЖДЕНИЯ
Преодоление водных переправ
Охота
Стрельба из лука
Владение приемами боя
Развлекательные
игры
Хорошие манеры
Езда верхом на коне
На рубеже XIV-XV вв. в связи с использованием в военной практике легковооруженных пехотинцев снизилось военное значение рыцарства, что привело к ослаблению роли физического воспитания. Таким образом, военно-физический характер рыцарской системы воспитания трансформировался в формальный дворянский этикет, потеряв свое значение для развития физической культуры.
Слайд 16В течение XVI в. в ряде итальянских городов была создана единая
система подготовки мастеров фехтования. Ахилле Мароццо в 1536-1616 гг. написал пять книг с многочисленными иллюстрациями, в которых обобщает все виды фехтования. В середине XVI в. вышла книга Камилло Агриппы из Милана, посвященная искусству фехтования. Строитель и математик по профессии, Агриппа вычленяет оптимальные направления ударов с исходных позиций и вырабатывает точные способы защиты, закладывает научные основы этого вида единоборств. В 1463 г. Доменико да Феррара написал «Трактат об искусстве пляски и танца», в котором впервые разграничивает искусство художественного и бытового танца, закладывает основы хореографии (балета). В 1511 г. во Флоренции вышло первое в Европе пособие по игре в мяч Паоло Кортезе. Он описывает четыре вида игр с набитым мячом: игра кулаком, игра с щитком на кисти или руке, игра с лунками, игра ногами. Последний вид был известен еще в древности и назывался «гар-пастум».
Антонио Скайяно из Венеции в «Трактате об игре в мяч» описывает строгие правила для сомнительных случаев, возникающих в играх.
Слайд 17Возрождение во Франции, Германии, Англии оставило от рыцарства пародии на рыцарские
турниры.
Во Франции вошли в моду игры в мяч.
В 1583 г. королевой Елизаветой учреждены постоянные состязания для лондонцев по стрельбе из лука, в которых принимали участие не менее тысячи человек из аристократов, богатых торговцев и других почетных горожан. XV-XVI вв. считаются расцветом стрелковых праздников в Германии. Соревнования проводились по стрельбе как из лука или арбалета, так и из ружей. Мишенями для стрельбы служили фигурки птиц: деревянные, серебряные и даже позо-лоченые. В середине XVI в. распространилась стрельба в подвижную мишень.
В Голландии любимым развлечением были коньки. В зимнее время коньки служили средством передвижения от одного населенного пункта до другого по многочисленным речкам и озерам.
Исторические памятники показывают, что в Голландии дополнительно к катанию на льду впервые появились мяч и кегли.
Конный спорт наибольшее развитие получил в Англии. При самых известных конезаводах строились площадки для состязаний лошадей.
Слайд 18В эпоху Возрождения появляются теоретические обобщения, в которых призывается перейти к
организованной системе физического воспитания человека. Выразителями прогрессивных идей были гуманисты, социалисты-утописты, врачи, педагоги. Среди них можно назвать: В. Фельте (1378-1466) - итальянский утопист; Т. Мор (1478-1535) - английский гуманист и писатель; Т. Кампанелла (1568-1639) - итальянский утопист; И. Меркуриалис (1530-1606) - итальянский врач; Ф. Рабле(1483-1553) - французский гуманист; А. Визалий (1514-1564) - бельгийский профессор медицины; У. Гарвей (1578-1657) - английский врач; Я.А. Коменский (1592-1670) - чешский педагог-гуманист и др. Теоретические разработки по физическому воспитанию
Слайд 19Во II в. на латынь были переведены арабские комментарии к трудам
Гиппократа и Галена по античной лечебной гимнастики. В своем трактате «О здоровом образе жизни» Гиппократ описал стройную систему сохранения и укрепления здоровья, главное место в которой отводилось индивидуальным профилактическим мероприятиям.
Профессор медицины в университетах Падуи, Болоньи и Пизы Иероним Меркуриалис (1530-1606) - написал 6-томный труд «Искусство гимнастики»
Немец Иохим Камерариус в своей работе «Диалог о гимнасиях» (1541 г., Лейпциг) первым предначертал основы физического воспитания как учебного предмета.
В 1570 г. английский гуманист Роджер Эшем написал книгу «Учитель», в которой обсуждает общие проблемы воспитания. Он ратует за включение физических упражнений в программу обучения, прежде всего верховую езду, бег, борьбу и танцы.
Слайд 20Значительный вклад в развитие педагогики внес французский философ-гуманист Мишель де Монтень(1533-1595). Для
укрепления здоровья учеников Монтень рекомендует физическое воспитание.
М.В.Ломоносов в своем письме графу И.И.Шувалову «О сохранении и размножении народа российского» высказал свои предложения по охране здоровья в России.
Также на первостепенное значение профилактики в укреплении здоровья нации указывали такие ученые как Н.И. Пирогов, Г.А. Захарьин. А роль физической культуры в воспитании человека подробно отражена в работах П.Ф.Лесгафта, который неоднократно указывал на значение физических упражнений для сохранения здоровья.
Слайд 21Общие принципы и педагогические взгляды теоретиков и практиков эпохи Возрождения :
1.
Отвергалось отношение к познанию человека как к "тюрьме души", т.е., напротив, проповедовалось то, что возможно познать анатомо-физиологические, психические особенности человеческого организма.
2. Предлагалось возродить и распространить опыт методики физического воспитания древности (античности), в педагогике вновь утверждается идеал гармонично развитого человека.
3. Утверждалось, что естественные силы природы способствуют физическому воспитанию.
4. Признавалось наличие взаимосвязи между физическим и духовным воспитанием.
5. Впервые обращалось внимание на наличие возрастных особенностей при развитии человека.
Слайд 22ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В РОСИИИ
Формы состязаний по физической культуре: кулачный бой 1-1,
стенка на стенку, сцеплялка –свалка, борьба, плавание, лыжи, коньки, скачки на конях, территориально закрепленные виды спорта.
Петр I впервые ввел Государственную систему физического воспитания как военно-физическую подготовку созданных им регулярной армии и флота.
1701 г. открыта школа математических и военных наук.
1703 г. открыта гражданская гимназия.
1772 г. открыт кадетский корпус (верховая езда, плавание, фектование, лазание)
Во второй пол. XVIII века благодаря деятельности А.В. Суворова начинается становление системы военно-физического воспитания русских войск.
Во второй половине XIX века русский ученый и педагог П.Ф. Лесгафт разрабатывает одну из лучших для своего времени научно обоснованную систему физического образования, создает специальное учебное заведение по подготовке преподавателей по физическому воспитанию. (меценаты, частный капитал)
Слайд 23После революции 1905-1907 гг. и поражения в войне с Японией в
целях отвлечения молодежи от революционной борьбы, а также подготовки резервов русской армии, стала поощряться деятельность различных физкультурных и спортивных организаций.
7 июня 1913 года - Николая II утвердил должность Главнонаблюдающего за физическим развитием народонаселения Российской империи (генерал В. Воейков).
Функции канцелярии - учет всех спортивных обществ и клубов, осуществляла надзор за их деятельностью, подготовка команд к международным соревнованиям.
В конце XIX столетия, то есть примерно на 50 лет позже, чем в большинстве западных стран зарождение видов спорта в России.
В 1889 году - 1 чемпионат России по конькобежному спорту в Москве (3 версты-3200 м) выиграл А. Паншин (1858-1904) с результатом 7 минут 30 секунл.
29 декабря 1895 года состоялось учреждение Московского клуба лыжников.
В 1897 голу разыгрывается первый любительский чемпионат России по тяжелой атлетике, включавший в себя поднятие тяжестей и борьбу.
Слайд 24В 1901 году тяжеловес Георг Гаккеншмидт становится чемпионом мира.
6 раз выигрывает
чемпионаты мира Иван Поддубный (1871-1949).
В 1908 году проведено первое первенство России по легкой атлетике.
В 1912 году первое первенство России по лыжным гонкам.
В январе 1912 году в Петербурге был создан Всероссийский футбольный союз. В том же году он провел первый чемпионат страны, а также был принят в ФИФА.
К началу Первой мировой войны в России было около 800 спортклубов.
В 1900 и 1904 годах на Олимпийских играх Россия участия не приняла.
В 1908 году на Игры IY Олимпиады в Лондон неофициально прибыли 6 российских спортсменов.(1 и единственный олимпийский чемпион Российской империи в фигурном катании - завоевал 35летний петербуржец Николай Панин-Коломенкин . Он также является 5-кратным чемпионом России (1902-1907) по фигурному катанию, 12-кратным чемпионом России в стрельбе из пистолета и 11-кратным в стрельбе из боевого револьвера (1906-1917), победителем Всесоюзной Спартакиады 1928 года в стрельбе из пистолета и револьвера, кандидатом педагогических наук (1938г.). заслуженным мастером спорта (1940 г.).
Слайд 25На Олимпиаде в Лондоне также отличились борцы Н. Орлов и О.
Петров, завоевавшие серебряные медали.
Чтобы принять официальное участие в Олимпиаде 1912 года в Стокгольме, необходимо было получить признание МОК.
16 марта 1911 года представители 31 русского спортивного общества одобрили проект устава Российского олимпийского комитета. Однако он был утвержден МВД России только 17 мая 1912 года, хотя Олимпийские игры в Стокгольме начались 5 мая. Россия направила в Швецию генерала Воейкова и 178 не самых лучших спортсменов. Отбора сильнейших атлетов в стране проведено не было. В состав олимпийской команды вошли в основном члены Главной офицерской гимнастическо-фехтовальной школы Петербурга.
В итоге российские спортсмены смогли завоевать всего четыре медали: две — в стрельбе, одну в соревнованиях яхтсменов и серебряную награду среди борцов-классиков (Макс Клейн). В командном первенстве Россия разделила 15-е место с Австрией.
Слайд 26НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ
1919 г. – Институт Физического образования имени Лесгафта
Санкт-Петербург, Центральный институт физической культуры в Москве.
1923 г.- Издательство научного журнала «Физкультура и спорт», «Физическая культура в школе».
1925 г.- «Теория и практика физической культуры и спорта».
1933 – Центральный научно –исследовательский институт физической культуры
1940 г. создание факультета физического воспитания.
1946 г. – в Московском областном педагогическом институте имени Н.К. Крупской, педагогическои институте им. Герцена открыты факультеты физического воспитания.
1952- аспирантуры по специальности «Физического воспитание».
Слайд 271931-1934 – становление комплекса ГТО (двигательные тесты на 24 испытания-по 19
нормативов). БГТО –для школьников (12 нормативов).
1939 г. учебная программа по ФВ и С разработана на основе комплексов ГТО
1942 г.- введены военные нормативы (штыковой бой, метание связки гранат, скоростной пеший поход). В 1946 г. исключены военные испытания.
Комплекс ГТО просуществовал. С развалом СССР с 1931-1991 г. г. Комплекс ГТО прекратил свое существование.
Возобновление традиций ГТО с 2013 г. С 2015 г. организована массовая сдача норм ГТО населением России, оглашено 37 нормативных документа.
Личная регистрация на сайте gto.ru (электронная фотография, персональные данные),
11 ступеней от 60-70 лет, золотой, серебряный, бронзовый значок ГТО, 3 попытки на выполнение результата. В базе фиксируется последняя попытка, сдача нормативов 1 раз в квартал, наличие спортивного разряда повышает на 1 бал результат тестирования (предоставить зачетную книжку до дня сдачи норм ГТО в любом из центров тестирования).
Слайд 28В НСО на данный период зарегистрировано 21200 чел. В единой системе
ГТО
Открыто 43 муниципальных центра тестирования. 1 – региональный ЦТ на базе организации «Спортивный город».
Работа ЦТ ГТО заключается:
1 – порядок приема заявок через сайт, присвоение субъекту 11значного номера;
2 – прием нормативов у населения;
3-порядок выдачи значка ГТО (ЦЦТ в Казани).
Медицинские требования к участникам сдачи норм ГТО:
спец.мед. группа - не допускается (фельдшер, врач университета);
основная-допускается (фельдшер, врач университета);
подготовительная допускается только с дополнительной визой поликлиники.
Слайд 29РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗАХ РОССИИ
В дореволюционной России насчитывалось всего 105
вузов. Физическое воспитание преподавалось только в военных и педагогических вузах. Студенчество занималось спортом в кружках.
К 1916 году в стране действовало 35 спортивных и гимнастических организаций в университетах и институтах Петрограда, Москвы, Киева, Казани, Риги, Юрьева, Томска. Кружки существовали на членские взносы и пожертвования. Ими руководили сами студенты.
После 1917 года физическое воспитание было введено во всех вузах страны и проводилось в форме военно-физкультурной допризывной подготовки. Физическое воспитание во всех вузах введено как обязательный учебный предмет в июне 1929 г. декретом СНК РСФСР, занятия проводились по расписанию, по 2-3 раза в неделю по одному часу. До 1929 года физическое воспитание как обязательный предмет было только в педагогических вузах.
Слайд 30С 1934 года для всех вузов вводится обязательный курс физической подготовки.
В 1936 году Комитет по делам высшей школы утвердил единую программу для всех вузов страны. Программа разрабатывалась в институте имени П.Ф.Лесгафта. В соответствии с этой программой занятия проводились на первых двух курсах по два часа в неделю, отдельно для мужчин и женщин. Для студентов 4-х курсов - факультативно в объеме 60 часов, предусматривалась спортивная специализация по одному из видов спорта.
Программы 1962 и 1975 года жестко регламентировали перечень упражнений из нескольких видов спорта, которые должны были освоить студенты на занятиях. При этом главным критерием эффективности учебных занятий была сдача норм комплекса ГТО.
Постепенно вузы переходят на программы учитывающие интересы студентов в различных видах двигательной активности. В 90-х годах большинство вузов переходит на организацию занятий по спортивным специализациям, что привело к росту числа студентов занимающихся в спортивных секциях.
Слайд 31ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
Идеологические основы. Современные программы ориентируют
кафедры на воспитание у студентов потребности в физическом самосовершенствовании (в советское время – воспитание физически гармонично развитого человека).
Научные основы. В сфере физической культуры действуют научно-исследовательские институты, сеть университетов физической культуры, в которых изучаются проблемы медико-биологического, психолого-педагогического и спортивно-педагогического обеспечения физической культуры студентов.
Слайд 32Программные и нормативные основы. Государственный стандарт устанавливает объем в размере 400
часов, которые студент должен прозаниматься в рамках обязательной программы. В настоящее время разработан национальный тест физической подготовленности «Физкультура и здоровье», который лег в основу нормативных требований к физической подготовленности студентов вузов.
Организационные основы. Физическим воспитанием студентов занимаются государственные учреждения – кафедры физической культуры, и общественные организации – спортивные клубы, Российский Студенческий Спортивный Союз.
Слайд 33Полный перечень функций физической культуры и спорта и их краткая характеристика
Слайд 36Характеристика студенческого возраста
Увеличилось число студентов обращающихся в медицинские учреждения. Особенно отмечается
рост нервных болезней.
Увеличилось количество студенческой молодежи с нарушениями осанки и зрения (одна из причин несоблюдение гигиенических требований при работе с компьютером).
В связи с большой учебной нагрузкой и неумением правильно организовать свой рабочий день у студентов наблюдается дефицит двигательной активности и как следствие снижение их физической подготовленности. Ученые отмечают резкое снижение уровня развития выносливости и мышечной силы у студентов.
Слайд 37Трудности, которые влияют на посещение студентами занятий физической культурой
усвоение большого
объема знаний,
резкое отличие вузовских методов обучения от школьных,
отсутствие налаженных межличностных отношений, происходит ломка старого жизненного стереотипа,
проблемы в организации режима дня. До 27% студентов уходят на занятия без завтрака. До 38% студентов принимает горячую пищу 1-2 раза в день. Отход ко сну у 87% затягивается до 1-2 часов ночи. 62% бывает на свежем воздухе менее 30 минут в день, а 29% до 1 часа при гигиенической норме 2 часа.
Слайд 38Задачи решаемые в процессе обучения в вузе по курсу «Физическая культура»
воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду;
сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;
профессионально-прикладная физическая подготовка студентов с учетом особенностей их будущей трудовой деятельности;
приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки, подготовка к работе в качестве общественных инструкторов, тренеров и судей по спорту;
совершенствование спортивного мастерства студентов-спортсменов;
воспитание у студентов потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом.
Слайд 39Общекультурные компетенции
1. Способность к организации своей жизни в соответствии с социально-значимыми
представлениями о здоровом образе жизни;
2. Способность самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля, выстраивание и реализация перспективных линий интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования;
3. Владение средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
Слайд 40 Организация и руководство физическим воспитанием в вузе
Табл.1 Распределение студентов по учебным
отделениям
Слайд 41Учебные занятия – основная форма.
Самостоятельные занятия, в том числе и утренняя
гигиеническая гимнастика.
Массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия (секции, спартакиады, праздники и т.п.)
Формы физического воспитания студентов
Теоретический раздел (лекции + теоретический зачет)
Практический раздел (занятия видом спорта + зачет по общей физической подготовке)
Методико-практический раздел (проведение фрагмента занятия).
Содержание учебных занятий
Слайд 42Зачётные требования и обязанности студентов.
систематически посещать занятия по физическому воспитанию (теоретические
и практические) в дни и часы, предусмотренные учебным расписанием;
повышать свою физическую подготовку и выполнять требования и нормы и совершенствовать спортивное мастерство;
выполнять контрольные упражнения и нормативы, сдавать зачёты по физическому воспитанию в установленные сроки;
соблюдать рациональный режим учёбы, отдыха и питания;
регулярно заниматься гигиенической гимнастикой, самостоятельно заниматься физическими упражнениями и спортом, используя консультации преподавателя;
активно участвовать в массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятиях в учебной группе, на курсе, факультете, в вузе;
проходить медицинское обследование в установленные сроки, осуществлять самоконтроль за состоянием здоровья, физического развития, за физической и спортивной подготовкой;
иметь аккуратно подогнанные спортивный костюм и спортивную обувь, соответствующие виду занятий.
Слайд 43Общая физическая и спортивная подготовка в системе физического воспитания. Основные понятия
Методические
принципы - основополагающие методические закономерности педагогического процесса, выражающие основные требования к построению, содержанию, организации учебно-тренировочного процесса.
Методы физического воспитания - способ достижения поставленной цели, определенным образом упорядоченная деятельность. Основные методы условно делятся на три группы: словесные, наглядные и практические.
Физические качества - отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека. Основными физическими качествами являются: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.
Общая физическая подготовка - процесс совершенствования физических качеств, направленный на всестороннее физическое развитие человека.
Слайд 44Специальная физическая подготовка - процесс, который обеспечивает развитие физических качеств и
формирование двигательных умений и навыков, специфичных лишь для конкретных видов спорта или конкретных профессий.
Спортивная подготовка - длительный педагогический процесс, направленный на использование всей совокупности тренировочных и внетренировочных средств, методов, условий, с помощью которых обеспечивается необходимая степень готовности к спортивным достижениям.
Зоны интенсивности физических нагрузок - условно характеризуются величинами частоты сердечных сокращений и делятся на малую, среднюю, большую и предельную интенсивность физической нагрузки.
Двигательное умение - такая степень владения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на составные операции и нестабильными способами решения двигательной задачи.
Двигательный навык - такая степень владения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматизирование и действия отличаются высокой надежностью.
Слайд 45Методические принципы физического воспитания
Принцип сознательности и активности
Принцип наглядности
Принцип доступности
Принцип систематичности
Принцип динамичности.
Слайд 46Методы физического воспитания
Метод строго регламентированного упражнения.
Метод целостного упражнения
Метод расчлененного упражнения
Метод равномерного упражнения
Метод повторного упражнения
Интервального упражнения
Игровой метод
Соревновательный метод
Метод словесного и сенсорного воздействия
Слайд 47Основы обучения движениям:
ознакомление, первоначальное разучивание движения;
углубленное детализированное разучивание движения, формирование двигательного
умения;
формирование двигательного навыка.
Двигательный навык можно охарактеризовать как такую степень владения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматизировано и действия отличаются высокой надежностью.
Слайд 48Средства и методы развития физических качеств.
Средства и методы развития силы
Средства
и методы развития быстроты движений
Средства и методы развития выносливости
Средства и методы развития гибкости
Средства и методы развития ловкости