Основы научно-исследовательской деятельности презентация

Содержание

Цели и задачи учебной дисциплины В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: использовать методы научного познания; применять логические законы и правила; В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: основные

Слайд 1
Основы научно-исследовательской деятельности


к.п.н. Е.С. Крыжановская


Слайд 2Цели и задачи учебной дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:
использовать методы научного познания;
применять логические законы и правила;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основные термины и определения, используемые при формировании документов в области научно-исследовательской деятельности.


Слайд 3В результате освоения дисциплины у студента формируются следующие компетенции


Слайд 4Наука и ее роль в современном обществе
Наука определяется как сфера человеческой

деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

Наука – это сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства (Философский словарь).
Научное познание – это обобщение теоретических и экспериментальных данных, изучение объективных закономерностей развития предсказание ненаблюдаемых или не установленных еще на опыте явлений природы и общества (Философский словарь).


Слайд 5 Наука как социальный институт
Система научных учреждений
Российской Академии наук
Институты Российской

Академии наук
Структурные подразделения в научных институтах и центрах (отделы, кафедры, сектора, лаборатории, группы)
Музеи, библиотеки, заповедники, зоопарки и ботанические сады
Высшие образовательные учреждения



Слайд 6Квалифицированные научные кадры

- Кандидат наук в России первая степень, присуждаемая

лицам с высшим образованием, сдавшим экзамены кандидатского минимума (философия, иностранный язык и специальность),
- Доктор наук – это ученый, имеющий крупные научные труды и разрабатывающий, как правило, вместе со своей научной школой целое научное направление.

Слайд 7Наука как результат

Наука как результата – это система достоверных знаний

о природе, человеке, обществе.
Научные знания – это специфическая форма отражения действительности в сознании людей.

Функции науки :
Соединение, интегрирование новых знаний с прежними, не отвергая их, а дополняя. Каждые десять лет объем научных знаний удваивается, но при этом исследователь изучил, всё что было сделано его предшественниками.
Накопление научного знания, что приводит к дифференциации и дроблению наук. Появляются новые отрасли научного знания.


Слайд 8Структура научного знания

Философия
Центральная область:
Физика, химия, космология,

кибернетика, биология,
антропологические науки,
общественные науки,
технические науки.

Математика

Практические науки
Медицина, педагогика,
технологические науки


Слайд 9Формы организации научного знания
Факт – в данном контексте результат.
Положение – научное

утверждение сформулированная мысль
Понятие – мысль, отражающая в обобщенной и абстрагированной форме предметы, явления и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков – свойств предметов и явлений.
Принцип – основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.
Закон – существенное, устойчивое повторяющееся отношение между явлениями, процессами.
Теория – понятие теория рассматривается в двух смыслах.
Во-первых, как комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на объяснение явлений, процессов и связей между ними.
Во-вторых, в узком смысле – теория – это самая высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о существенных связях в определенной области знания – объекта данной теории.

Слайд 10Отношение наука – практика
Описательная – сбор и накопление данных, фактов.

С этого начинается любая наука.
Объяснительная – объяснение явлений и процессов, их внутренних механизмах.
Обобщающая – формулирование законов и закономерностей, систематизирующих и вбирающих в себя многочисленные разрозненные явления и факты (классификации, теория эволюции и др.)
Предсказательная – научные знания позволяют заблаговременно предвидеть неизвестные ранее новые процессы и явления.
Предписывающая или нормативная функция науки – научные знания позволяют оптимально выстраивать государственные стандарты на изделия или технологии.

Слайд 11Элементы познания
Ощущение - это отражения мозгом человека свойств предметов или

явлений объективного мира, которые действуют на его органы чувств.
Восприятие - отражения мозгом человека предметов или явлений в целом, причем таких, которые действуют на органы чувств в данный момент времени. Восприятие - это первичный чувственный образ предмета или явления.
Представление - вторичный образ предмета или явления, которые в данный момент времени не действуют на органы чувств человека, но обязательно действовали в прошлом. Представления - это образы, которые восстанавливаются по сохранившимся в мозге следам прошлых воздействий предметов или явлении.
Воображение - это соединение и преобразование различных представлений в целую картину новых образов.


Слайд 12Форма рационального познания
Мышление - это опосредованное и обобщенное отражение в мозгу

человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей между объектами или явлениями.
Основной инструмент мышления - логические рассуждения человека, структурными элементами которых (и формами логического отражения действительности) являются понятия, суждения, умозаключения.



Слайд 13Понятие - это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки предмета или

явления.
Общие понятия связаны не с одним, а с множеством предметов. Наиболее широкие понятия называются категориями и к ним относят некоторые философские понятия (о форме и содержании явлений), политэкономии (товар, стоимость) и т.д.
Единичные понятия относятся всегда только к одному определённому предмету.
Понятия характеризуются их объемом и содержанием:
Объем понятия - это круг тех предметов, на которые данное понятие распространено.
Содержанием называют совокупность признаков, которые объединены в данном понятии.
Тождественными называют такие понятия, которые имеют, одинаковое содержание. Это одни и те же понятия, только выраженные в различной словесной форме.
Равнозначные понятия имеют один и тот же объем, но отличаются по содержанию.


Слайд 14Классификация научно-исследовательских работ
Научное исследование - это процесс познания нового явления и

раскрытия закономерностей изменения изучаемого объекта в зависимости от влияния различных факторов для последующего практического использования этих закономерностей.

Исследования могут быть:
Теоретические,
Теоретико-экспериментальные
Экспериментальные


Слайд 15Теоретические исследования базируются на применении математических и логических методов познания объекта.

Результатом теоретического исследования является установление новых зависимостей, свойств и закономерностей происходящих явлений. Результаты теоретических исследований должны быть подтверждены практикой.

Классификация научно-исследовательских работ


Слайд 16Теоретико-экспериментальные исследования предусматривают последнюю экспериментальную проверку результатов теоретических исследований на натурных

образцах или моделях.
Экспериментальные исследования осуществляются на натурных образцах или моделях в лабораторных условиях, при которых устанавливаются новые свойства, зависимости и закономерности, а также служат для подтверждения выдвинутых теоретических предположений.

Классификация научно-исследовательских работ


Слайд 17Научные исследования по сфере использования результатов подразделяются на фундаментальные и прикладные.
Фундаментальные

ставят целью решение принципиально новых теоретических проблем, открытие новых законов, создание новых теорий. На их основе решаются многие прикладные задачи применительно к потребностям конкретных отраслей науки, техники и производства.
Прикладные исследования представляют собой поиск и решение практических задач развития отдельных отраслей производства на основе результатов фундаментальных исследований.

Классификация научно-исследовательских работ


Слайд 18Спасибо за внимание!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика