Достижение нового качества образования. Педагогический эксперимент. (Лекция 7) презентация

Содержание

Слайд 1Методический центр 2007
Достижение нового качества образования предполагает создание психолого-педагогических условий:
• формирование

партнерских отношений участников образовательного процесса.

• повышение уровня социальной и личностной значимости результатов школьного образования;

повышение уровня мотивации образовательной деятельности учащихся;


Слайд 2Педагогический эксперимент


Слайд 3Эксперимент в образовании
– метод познания педагогической действительности, направленный на проверку выдвинутой

ГИПОТЕЗЫ, разворачиваемый в естественных и искусственных, контролируемых и управляемых условиях, результатом которого является НОВОЕ ЗНАНИЕ, включающее в себя выделение существенных факторов, влияющих на результаты педагогической (управленческой) деятельности.

Слайд 4Роль эксперимента в педагогических исследованиях
установление неслучайных взаимосвязей между воздействием исследователя

и достигаемыми при этом результатами; между определенными условиями и полученной эффективностью в решении педагогических задач;

Слайд 5Роль эксперимента в педагогических исследованиях
сравнение продуктивности двух или нескольких вариантов

психолого-педагогического воздействия и выбор оптимального из них по критериям результативности, времени, приложенным усилиям, используемым средствам и методам;
обнаружение причинно-следственных, закономерных связей между явлениями, представление их в качественной и количественной формах.

Слайд 6Что такое педагогический эксперимент?
Изменение (или воспроизведение) педагогического явления в наиболее благоприятных

условиях
(В.И.Загвязинский,1982)
Признак эксперимента ‒ запланированное вмешательство экспериментатора в изучаемое явление
Чтобы получить надежный результат, нужно неоднократно повторить эксперимент
Основа для проведения эксперимента ‒ гипотеза (утверждение о получении педагогического (методического) факта при определенных условиях)

Слайд 7Особенности педагогического эксперимента
Пед. эксперимент
Проводится в естественных условиях
Результатом его является получение педагогического

(методического) факта
Повторение с другим составом испытуемых и в других условиях

Эксперимент
Проводится в лабораторных условиях
Результатом является факт, обогащающий соответствующую науку
Повторение не допускает изменения условий



Слайд 8Сравнительные характеристики понятий:
Педагогический эксперимент
Следует за теоретической идеей
Выявляет влияние выделенного фактора
Опытная работа

(передовой педагогический опыт)
Требует последующего теоретического обобщения
Дает суммарный результат без выявления степени влияния факторов

Слайд 9Информационные условия о текущих результатах экспериментальной деятельности: опыт удач и затруднений


Материально-технические, финансово-экономические условия осуществления экспериментальной деятельности

Научно-методические условия обеспечения
концептуальности,
системности, достоверности, воспроизводимости

Кадровая подготовка к профессиональному осуществлению педагогического эксперимента

Мотивационные условия вхождения в эксперимент и его осуществления.
Программа постепенного приобщения педагогического коллектива к освоению нового типа деятельности

Факторы успешности педагогического эксперимента


Слайд 10Роль педагогического эксперимента в методическом исследовании
Предварительный («разведочный») эксперимент
Выявление состояния исследуемого

явления в практике обучения
Поиск приемов и способов изменения ситуации
Коррекция экспериментальных средств (экспериментальных материалов)
Использование разработанных экспериментальных материалов для подтверждения гипотезы исследования



Слайд 11лабораторный /естественный
абсолютный /сравнительный
констатирующий/ поисковый/ формирующий (созидательный, преобразующий, обучающий)

Виды педагогического эксперимента:


Слайд 12Методика проведения исследования в целом


Слайд 13Этапы и функции педагогического эксперимента


Слайд 14Проблемная ситуация
Характеристики:
Особенности :
Потребность в новом знании или способе действия
Наличие

неизвестного знания
Опора на известный опыт, теорию, факт, закономерность

Наличие противоречия (как несоответствия между желаемым и действительным состоянием )
Наличие проблемы (как существующего незнаемого, звучащего вопросительно или повествовательно)


Слайд 15
Часть объекта , свойства, отношения, функции, выделяемые в данном эксперименте
Границы исследования

и изменения практики, область педагогического пространства

Объект эксперимента

Предмет эксперимента

Для исследования необходимо выбрать ОБЪЕКТ и ПРЕДМЕТ эксперимента










Слайд 16Цели эксперимента :
Получить новое знание о…

Разработать и апробировать…
Выявить организационно-педагогические, организационно-методические

и психолого-педагогические условия достижения нового качества образования

Слайд 17ГИПОТЕЗА

Форма

«если…, то…»
Уровень
Эмпирическое исследование Теоретическое исследование
Характер
Модификационная Революционизирующая
Механизм формирования
Простые: индуктивные или

дедуктивные
Комплексные: индуктивно-дедуктивные

Логическая структура

Линейная (1 предложение)
Разветвленная

Функциональное назначение

Объяснительная
Предсказательная


Слайд 18Показатели и критерии
Показатели ‒ внешние проявления исследуемого явления
Пример: показатель ИТД ‒

оригинальность предъявленного решения задачи
Критерии ‒ границы проявления показателя (для отнесения к определенному уровню)
Пример: приводит решение, аналогичное ранее рассмотренному ‒ низкий уровень…

Слайд 19Пример гипотезы:
Процесс овладения читательскими навыками будет более эффективным при условии включения

в школьный курс литературы интерпретации художественного текста средствами разных видов искусств

Слайд 20Использование в процесс обучения ….технологий организации и сопровождения исследовательской деятельности старшеклассников

является эффективным средством формирования коммуникативной компетенции.
Специальным образом организованная исследовательская деятельность старшеклассников в процессе обучения…

Пример гипотезы:


Слайд 21Пример гипотезы:
Эффективность обучения русскому языку в 8 классе возрастет, если в

процесс обучения будут включены (какие и куда?) технологии проблемного обучения

Слайд 22- сформированности эмоционально-ценностного отношения к приобретаемому опыту деятельности, мышления, коммуникации…
Разновидности критериев

по ведущим изменениям в состоянии объекта воздействия:

- обученности,

- воспитанности (сформированности личностных качеств, проявляющихся в действии, деятельности, поступке),

- развития личности (приобретение потенциала саморазвития, самообразования, самореализации, творческих способностей, креативного мышления…),

педагогические:


Слайд 23управленческие
( для режима развития, становления, функционирования учебного заведения инновационного типа)
-научно-методической

обеспеченности

-информационной обеспеченности

-кадровой обеспеченности

-нормативно-правовой обеспеченности

-материально-технической обеспеченности

финансово-экономической обеспеченности

ресурсной обеспеченности педагогического процесса инновационного (традиционного типа).

Разновидности критериев по ведущим изменениям в состоянии объекта воздействия:


Слайд 24по делению на качественные и количественные типы изменений в состоянии объекта

воздействия:

Разновидности критериев

Критерий количества
дает представление об уровне проявленности планируемых изменений в состоянии объекта, о степени развития и эффективности

Критерий факта
позволяет ответить, на вопрос: имеется ли в наличии что-либо из планируемых результатов экспериментальной деятельности


Слайд 25-числового шкалирования
по оценке уровней изменений в состоянии
объекта воздействия:
Разновидности критериев
-балловые:
трех,

пяти,
десяти- балльные;

-бинарные:
«да»
«нет»,
или «0»-«1»;

словесные:

а) «владеет свободно», «владеет недостаточно», не владеет»;
б) ………….;


Слайд 26Этапы проведения педагогического эксперимента
Подготовительный
Решаемые задачи:
формулирование гипотезы;
выбор необходимого числа экспериментальных объектов;
определение

необходимой длительности проведения эксперимента;

Слайд 27Этапы проведения педагогического эксперимента
разработка методики его проведения; выбор конкретных научных методов

для изучения начального состояния экспериментального объекта: анкетный опрос, интервью, экспертная оценка и др.;
проверка доступности и эффективности разработанной методики эксперимента на небольшом числе испытуемых; определение признаков, по которым можно судить об изменениях в экспериментальном объекте под влиянием соответствующих педагогических воздействий.

Слайд 28Непосредственное проведение эксперимента
Решаемые задачи:
изучение начального состояния условий, в которых проводится

эксперимент;
оценка состояния самих участников педагогических воздействий;
формулировка критерий эффективности предложенной системы мер;

Этапы проведения педагогического эксперимента


Слайд 29осуществление предлагаемой автором системы мер по решению определенной экспериментальной задачи (формирование

знаний, умений или воспитание определенных качеств личности, коллектива и др.);
фиксирование полученных на основе промежуточных срезов данные о ходе эксперимента, которые характеризуют изменения, происходящие в объекте под влиянием экспериментальной системы мер;
оценка затруднений и возможных типичных недостатков, которые могут возникнуть в ходе проведения эксперимента;
оценка текущих затрат времени, средств и усилий.

Этапы проведения педагогического эксперимента


Слайд 30Завершающий
Решаемые задачи:
описание результатов осуществления экспериментальной системы мер (конечное состояние уровня

знаний, умений, навыков, уровня воспитанности и др.);
характеристика условий, при которых эксперимент дал благоприятные результаты (учебно-материальные, гигиенические, морально-психологические и др.);

Этапы проведения педагогического эксперимента


Слайд 31описание особенности субъектов экспериментального воздействия (педагогов, воспитателей и др.);
указание границ применения

проверенной в ходе эксперимента системы мер.

Этапы проведения педагогического эксперимента


Слайд 32Методический центр 2007
Методика экспериментально-исследовательской
деятельности (по И.Д.Чечель)


Слайд 33
Условия обеспечения достоверности результатов педагогического эксперимента
Наличие контрольных и экспериментальных классов
Комплексность измерителей
(диагностических

методик)

Совокупность признаков, показателей, характеризующих состояние планируемых результатов эксперимента

Количество испытуемых


Слайд 34
валидность


Слайд 35должен владеть своеобразным инструментом проектирования и анализа педагогических действий — набором

специальных профессиональных понятий.

Педагог - экспериментатор


Слайд 36Педагог - экспериментатор
До начала эксперимента необходимо разработать программу эксперимента, в которой

отражены планы, ожидания педагога, диагностический инструментарий собраные в целостную систему управления педагогическим процессом

По завершении определенного этапа эксперимента необходимо проанализировать полученные результаты, оформленные в виде рефлексивного отчета или аналитической справки о результатах, доклада, заметки, статьи и т.д.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика