Слайд 1
Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
                                                            
                                    способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Вараксина Наталья Николаевна
Фамилия, имя, отчество
МКОУ Орьёвская СОШ, Саянский район
Образовательное учреждение, район
На тему: Внеурочные занятия 
"Волшебная кисточка" 
как средство развития сплоченности в группе 
младших школьников 
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 2Актуальность:
исследования межличностных отношений обусловлена необходимостью анализа различных этапов развития личности ребенка,
                                                            
                                    среди которых межличностные отношения со сверстниками и развитие сплоченности в группе занимают важное место.
                                
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 3Межличностные отношения людей – это субъективные связи, возникающие в результате их
                                                            
                                    фактического взаимодействия и сопровождаемые уже различными эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) индивидов, в них участвующих, т.е. межличностные отношения- это отношения в группе и с самим собой. 
Отечественные ученые -это А.Ф.Лазуровский, А.В.Петровский, Н.Н.Обозов, Я.Л.Коломенский, А.Н.Фортунатов, С.М. Шацкий. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4
Сплоченность группы - характеристика прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и
                                                            
                                    взаимоотношений в группе, т.е. сплоченность группы –это один из частных случаев межличностных отношений.
Зарубежные психологи – Л.Фестингер, Д. Картрайт, А.Зандер, Т.Ньюком изучали сплоченность группы. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5
Цель исследования: выявить особенности межличностных отношений и составить программу внеурочного занятия
                                                            
                                    «Волшебная кисточка», направленную на развитие сплоченности и апробирование её на практике. 
Объект исследования: процесс развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте
Предмет исследования: внеурочные занятие «Волшебная кисточка» как средство развития сплоченности в группе младших школьников малокомплектной школы.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6 Осуществление теоретического анализа по проблеме исследования.
Выявление особенностей межличностных отношений и
                                                            
                                    сплоченности как фактора личностного развития младшего школьника. 
Подбор методик для изучения сплоченности в коллективе сверстников в малокомплектной школе.
Составить программу внеурочного занятия «Волшебная кисточка», направленную на улучшение сплоченности в младшем школьном возрасте. 
Задачи исследования: 
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Гипотеза исследования:
сплоченности в группе младших школьников в малокомплектной школе имеет следующие
                                                            
                                    особенности:
более дружественные межличностные отношения младших и старших школьников;
результативность в межличностных отношениях учителя и ученика.
Мы предполагаем, что внеурочное занятие способствует повышению сплоченности в системе межличностных отношений каждого ребенка, входящего в группу сверстников, определяет особенности этих отношений. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8 Критерии:
сплоченность коллектива; 
статусная позиция; 
самооценка; 
Методики: 
 самооценка Дембо-Рубинштейна; 
                                                            
                                    социометрия Морена; 
 опросник «Мой класс» (Гильбух);
 «оценка групповой сплоченности».
 
База исследования: 
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение 
Орьёвская средняя общеобразовательная школа, 
Красноярского края, Саянского района, п.Орьё, ул.Школьная 4. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9 Самооценка Дембо – Рубинштейна:
 низкий показатель – 7 человек- 43,75%;
                                                            
                                    средний показатель – 1 человек -6,25%; 
 очень высокий – 8 человек – 50%. 
 Социометрия Дж. Морено: 
 наибольшее количество положительных выборов – 1 человек – 6,25%; 
 наименьшее количество положительных выборов – 3 человека – 18,75%;
 отсутствие положительных выборов - 3 человека – 18,75%; 
 отсутствие отрицательных выборов – 3 человека – 18,75%; 
 статусные группы: 
 «Звезды» – 1 человек -; 
 «Предпочитаемые» – 7 человек – 43,75%; 
 «Принятые» – 6 человек – 37,5%; 
 «Непринятые» – 1 человек – 6,25%; 
 «Отвергнутые» – 1 человек – 6,25%.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10 Опросник «Мой класс»:
 высокая степень сплоченности – 11 человек –
                                                            
                                    81,25%; 
 средняя степень сплоченности – 4 человека – 25%; 
 очень низкая степень сплоченность – 1 человек- 6,25%; 
 «Оценка групповой сплоченности»(К.Э.Сишора-Ханина):
 выше среднего уровня сплоченности – 5 человек -31,25%; 
 средний уровень сплоченности – 11 человек – 81,25%.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11 Место учебного модуля «Волшебная кисточка» в учебном плане: 
Согласно базисному
                                                            
                                    учебному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение модуля «Волшебная кисточка» в начальной школе отводится 135 часов, 1 раз в неделю, из них:
1 класс – 33 часа; 
 2 класс – 34 часа; 
 3 класс – 34 часа; 
 4 класс – 34 часа; 
Содержание: определены одинаковые темы по знаменательным датам, с учетом возрастных возможностей младших школьников 
(с.52-56). 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12 Цель программы: 
 разработка занятий, способствующих сплоченности в коллективе 
                                                            
                                      
  сверстников в малокомплектной школе. 
 Задачи программы: 
 создание ситуаций участникам, при которых увеличивается возможность
  лучше узнать друг друга; 
 формирование умения слушать сверстников и адекватно реагировать; 
 развитие групповой сплоченности; 
 формирование положительного эмоционально-психологического климата
  в коллективе; 
 формировать коммуникативную и социальную компетентность школьников;
 развивать личностные качества на основе общечеловеческих нравственных 
  ценностей: гуманизма, толерантности; 
 развивать творческое мышление, необходимое для практической 
  деятельности;
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Уровень самооценки в рамках констатирующего эксперимента и итогового среза:
 низкий показатель
                                                            
                                    – 2 человека – 12,5%; 
 средний показатель – 5 человек – 31,25%; 
 высокий показатель – 6 человек – 37,5%; 
 очень высокий показатель – 3 человека – 18,75%;
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Соотношение учащихся по взаимовыборам:
 положительные связи – 9 человек – 56,25%;
                                                            
                                    
 отрицательные связи – 2 человека – 12,5%; 
 наибольшее количество положительных выборов – 2 человека – 12,5%; 
 наименьшее количество положительных выборов – 2 человека – 12,5%;
 отсутствие положительных выборов – 0 человек – 0%; 
 отсутствие отрицательных выборов – 2 человека – 12,5%
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15
Соотношение учащихся по статусным позициям:
 «Звезды» – 4 человека – 25%;
                                                            
                                    «Предпочитаемые» – 2 человека 12,5%; 
 « Принятые» – 6 человек – 37,5%; 
 «Непринятые» – 2 человека – 12,5%; 
 «Отвергнутые» - 0 человек – 0%.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Уровень сформированности групповой сплоченности:
 низкий уровень сплоченности – 1 человек –
                                                            
                                    6,25%;
 средний уровень сплоченности – 9 человек – 56,25%; 
 высокий уровень сплоченности – 3 человека – 18,75%.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17
Уровни групповой сплоченности, показывающий степень интеграции группы и её сплоченности в
                                                            
                                    единое целое:
высокий уровень сплоченности – 14 человек – 87,5%;
 выше среднего уровня сплоченности -2 человека – 12,5%.
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18     Внеурочное занятие :«Сибирские дивизии». 
 
                                                            
                                                 К 70-ти летию Победы.
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 20
Проведенный нами эксперимент показал, что реализация этой программы способствует развитию сплоченности
                                                            
                                    в группе младших школьников. 
Заключение: