Слайд 1
Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Вараксина Наталья Николаевна
Фамилия, имя, отчество
МКОУ Орьёвская СОШ, Саянский район
Образовательное учреждение, район
На тему: Внеурочные занятия
"Волшебная кисточка"
как средство развития сплоченности в группе
младших школьников
Слайд 2Актуальность:
исследования межличностных отношений обусловлена необходимостью анализа различных этапов развития личности ребенка,
среди которых межличностные отношения со сверстниками и развитие сплоченности в группе занимают важное место.
Слайд 3Межличностные отношения людей – это субъективные связи, возникающие в результате их
фактического взаимодействия и сопровождаемые уже различными эмоциональными и другими переживаниями (симпатиями и антипатиями) индивидов, в них участвующих, т.е. межличностные отношения- это отношения в группе и с самим собой.
Отечественные ученые -это А.Ф.Лазуровский, А.В.Петровский, Н.Н.Обозов, Я.Л.Коломенский, А.Н.Фортунатов, С.М. Шацкий.
Слайд 4
Сплоченность группы - характеристика прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и
взаимоотношений в группе, т.е. сплоченность группы –это один из частных случаев межличностных отношений.
Зарубежные психологи – Л.Фестингер, Д. Картрайт, А.Зандер, Т.Ньюком изучали сплоченность группы.
Слайд 5
Цель исследования: выявить особенности межличностных отношений и составить программу внеурочного занятия
«Волшебная кисточка», направленную на развитие сплоченности и апробирование её на практике.
Объект исследования: процесс развития межличностных отношений в младшем школьном возрасте
Предмет исследования: внеурочные занятие «Волшебная кисточка» как средство развития сплоченности в группе младших школьников малокомплектной школы.
Слайд 6 Осуществление теоретического анализа по проблеме исследования.
Выявление особенностей межличностных отношений и
сплоченности как фактора личностного развития младшего школьника.
Подбор методик для изучения сплоченности в коллективе сверстников в малокомплектной школе.
Составить программу внеурочного занятия «Волшебная кисточка», направленную на улучшение сплоченности в младшем школьном возрасте.
Задачи исследования:
Слайд 7Гипотеза исследования:
сплоченности в группе младших школьников в малокомплектной школе имеет следующие
особенности:
более дружественные межличностные отношения младших и старших школьников;
результативность в межличностных отношениях учителя и ученика.
Мы предполагаем, что внеурочное занятие способствует повышению сплоченности в системе межличностных отношений каждого ребенка, входящего в группу сверстников, определяет особенности этих отношений.
Слайд 8 Критерии:
сплоченность коллектива;
статусная позиция;
самооценка;
Методики:
самооценка Дембо-Рубинштейна;
социометрия Морена;
опросник «Мой класс» (Гильбух);
«оценка групповой сплоченности».
База исследования:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Орьёвская средняя общеобразовательная школа,
Красноярского края, Саянского района, п.Орьё, ул.Школьная 4.
Слайд 9 Самооценка Дембо – Рубинштейна:
низкий показатель – 7 человек- 43,75%;
средний показатель – 1 человек -6,25%;
очень высокий – 8 человек – 50%.
Социометрия Дж. Морено:
наибольшее количество положительных выборов – 1 человек – 6,25%;
наименьшее количество положительных выборов – 3 человека – 18,75%;
отсутствие положительных выборов - 3 человека – 18,75%;
отсутствие отрицательных выборов – 3 человека – 18,75%;
статусные группы:
«Звезды» – 1 человек -;
«Предпочитаемые» – 7 человек – 43,75%;
«Принятые» – 6 человек – 37,5%;
«Непринятые» – 1 человек – 6,25%;
«Отвергнутые» – 1 человек – 6,25%.
Слайд 10 Опросник «Мой класс»:
высокая степень сплоченности – 11 человек –
81,25%;
средняя степень сплоченности – 4 человека – 25%;
очень низкая степень сплоченность – 1 человек- 6,25%;
«Оценка групповой сплоченности»(К.Э.Сишора-Ханина):
выше среднего уровня сплоченности – 5 человек -31,25%;
средний уровень сплоченности – 11 человек – 81,25%.
Слайд 11 Место учебного модуля «Волшебная кисточка» в учебном плане:
Согласно базисному
учебному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение модуля «Волшебная кисточка» в начальной школе отводится 135 часов, 1 раз в неделю, из них:
1 класс – 33 часа;
2 класс – 34 часа;
3 класс – 34 часа;
4 класс – 34 часа;
Содержание: определены одинаковые темы по знаменательным датам, с учетом возрастных возможностей младших школьников
(с.52-56).
Слайд 12 Цель программы:
разработка занятий, способствующих сплоченности в коллективе
сверстников в малокомплектной школе.
Задачи программы:
создание ситуаций участникам, при которых увеличивается возможность
лучше узнать друг друга;
формирование умения слушать сверстников и адекватно реагировать;
развитие групповой сплоченности;
формирование положительного эмоционально-психологического климата
в коллективе;
формировать коммуникативную и социальную компетентность школьников;
развивать личностные качества на основе общечеловеческих нравственных
ценностей: гуманизма, толерантности;
развивать творческое мышление, необходимое для практической
деятельности;
Слайд 13Уровень самооценки в рамках констатирующего эксперимента и итогового среза:
низкий показатель
– 2 человека – 12,5%;
средний показатель – 5 человек – 31,25%;
высокий показатель – 6 человек – 37,5%;
очень высокий показатель – 3 человека – 18,75%;
Слайд 14Соотношение учащихся по взаимовыборам:
положительные связи – 9 человек – 56,25%;
отрицательные связи – 2 человека – 12,5%;
наибольшее количество положительных выборов – 2 человека – 12,5%;
наименьшее количество положительных выборов – 2 человека – 12,5%;
отсутствие положительных выборов – 0 человек – 0%;
отсутствие отрицательных выборов – 2 человека – 12,5%
Слайд 15
Соотношение учащихся по статусным позициям:
«Звезды» – 4 человека – 25%;
«Предпочитаемые» – 2 человека 12,5%;
« Принятые» – 6 человек – 37,5%;
«Непринятые» – 2 человека – 12,5%;
«Отвергнутые» - 0 человек – 0%.
Слайд 16Уровень сформированности групповой сплоченности:
низкий уровень сплоченности – 1 человек –
6,25%;
средний уровень сплоченности – 9 человек – 56,25%;
высокий уровень сплоченности – 3 человека – 18,75%.
Слайд 17
Уровни групповой сплоченности, показывающий степень интеграции группы и её сплоченности в
единое целое:
высокий уровень сплоченности – 14 человек – 87,5%;
выше среднего уровня сплоченности -2 человека – 12,5%.
Слайд 18 Внеурочное занятие :«Сибирские дивизии».
К 70-ти летию Победы.
Слайд 20
Проведенный нами эксперимент показал, что реализация этой программы способствует развитию сплоченности
в группе младших школьников.
Заключение: