Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации
по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Герман Лидия Андреевны
МБОУ «Тамбовская СОШ»,
Романовского района, Алтайского края
На тему:
«Проектно - исследовательская деятельность обучающихся на уроках математики и во внеурочное время».
Слайд 2
В настоящее время число обучающихся в моей школе менее 120
человек. В соответствии с положениями ФГОС, в ОУ реализуется не только классно-урочная, но и внеурочная деятельность. Эта деятельность направлена на решение следующих важных задач:
адаптация детей к школьному обучению;
оптимизация учебной нагрузки школьников;
улучшение условий развития ребенка.
Слайд 3 Умение учащихся самостоятельно добывать знания и совершенствовать их
гораздо важнее прочности приобретаемых знаний, потому что современному обществу, производству нужны работники и руководители, способные быстро и правильно решать постоянно возникающие конкретные задачи, вести диалог с коллегами и партнерами, самостоятельно принимать решения. Поэтому и учителю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие современным требованиям. Одной из таких технологий является технология проектов. Суть и идея ее заключается в организации самостоятельной, поисковой, творческой деятельности учащихся.
Слайд 4 В основу технологии проектов положена идея о направленности учебно-познавательной
деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретической значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Проектная деятельность учащихся дает наилучшие результаты в старших классах. Но подготовка к серьезной проектной деятельности начинается еще в 4-6 классах.
Слайд 5Метод проектов
В данный момент этот метод
является образовательной технологией 21 века. Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Слайд 6 Проект может быть
групповым и персональным.
Каждый из них
имеет свои неоспоримые достоинства.
Слайд 7Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:
практико-ориентированный проект - нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта;
исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;
информационный проект - сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);
Слайд 8 творческий проект - максимально свободный авторский подход в решении проблемы.
Продукт - видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно -прикладного искусства и т.п. ролевой проект литературные, исторические и т.п.
деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.
Но независимо от типа проекта, все они:
в определенной степени неповторимы и уникальны;
направлены на достижение конкретных целей; - ограничены во времени;
предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.
Слайд 9Классификация проектов
Возможна классификация проектов по:
тематическим областям;
масштабам деятельности;
срокам реализации;
количеству исполнителей;
важности результатов.
По комплексности проекты могут быть монопроектами и межпредметными.
Монопроекты - реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знания.
Межпредметные - выполняются во внеурочное время под руководством учителей из разных областей знания.
Слайд 10По продолжительности различают:
минипроекты укладываются в один урок или даже его
часть;
краткосрочные на 4-6 уроков;
недельные, требующие 30-40 часов; предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы; глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы;
долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время.
Слайд 11Метод проектов позволяет развивать у школьников творческие способности, стремление самому созидать,
осознавать себя творцом.
Этот метод дает возможность учителю выявить учеников, желающих и способных заниматься серьезной научно-исследовательской работой.
Эта работа носит индивидуальный характер.
Заинтересованность ученика в исследовательской работе во многом зависит от темы, с которой ему предстоит работать.
Слайд 12 Выбор темы должен подчиняться некоторым правилам:
быть интересной ученику и
увлекать его;
соответствовать возрастным особенностям учащегося;
быть оригинальной и, желательно, объективно новой.
Слайд 13Типы заданий, предлагаемых ученикам в ходе проекта:
практические задания (измерения,
черчения, разрезания, и др.)
практические задачи – задачи прикладного характера;
проблемные вопросы, ориентированные на формирование умений выдвигать гипотезы, объяснять факты, обосновывать выводы;
теоретические задания на поиск информации, ее анализ, обобщение и т.п.;
задачи - совокупность заданий на использование общих теоретических сведений.
Слайд 14Основные этапы проектной деятельности учащихся:
Подготовка к выполнению проекта (формирование
групп, выдача заданий).
Планирование работы (распределение обязанностей).
Исследование (учащиеся осуществляют поиск, отбор и анализ нужной информации; находят пути решения возникающих проблем).
Обобщение результатов (учащиеся обобщают полученную информацию, формулируют выводы).
Презентация (итоговый отчет каждой группы).
Оценка результатов проектной деятельности и подведение итогов (учитель оценивает деятельность каждого ученика, отмечает успехи).
Слайд 15Научно-исследовательская деятельность для учащегося особенно значима тогда, когда он видит результаты
своего труда.
Учитель, как организатор учебного процесса, должен проявлять управленческие способности и творческий подход.
Непосредственное же руководство учебно- исследовательской работой школьника это тот вид педагогического взаимодействия, в котором максимально раскрываются возможности сотрудничества, соавторства, сотворчества.