программа
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(вариативная часть профессионального цикла)
Направление 050100 «Педагогическое образование»
Квалификация (степень) «Магистр»
Магистерская программа «Профилактика социальных отклонений (Превентология)»
УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
«Профилактика социальных отклонений (Превентология)»
в свете ФГОС ВПО III поколения
Слайд 2Цель модуля
Содействие формированию у магистрантов общекультурных и профессиональных компетенций в области
профилактики социальных отклонений
Слайд 3Задачи учебного модуля
Сформировать базовый понятийный аппарат для осмысления всех курсов модуля;
Ознакомить
магистрантов с теоретическими основами сохранения здоровья;
Дать представление о различных формах социальных отклонений и единых механизмах формирования зависимости;
Рассмотреть и систематизировать факторы риска развития социальных отклонений;
Усвоить систему знаний и умений по профилактике девиантного поведения (как теоретические, правовые, так и организационно-методические аспекты);
Сформировать общекультурные и профессиональные компетенции превентолога.
Слайд 4Структура учебного модуля
(вариативной части профессионального цикла)
«Профилактика социальных отклонений (Превентология)»
I) Базовые учебные дисциплины:
1.Теоретические основы и технологии сохранения здоровья
2.Различные формы социальных отклонений (наркомания, алкоголизм, курение) и единые механизмы формирования зависимости
3.Факторы риска развития социальных отклонений
4.Организация и методика проведения профилактической работы в образовательной среде
5.Формирование профессиональной компетентности превентолога
6.Социально-педагогический тренинг как метод профилактики аддиктивного поведения
Слайд 5
II) Вариативные дисциплины
(Дисциплины и курсы по выбору)
Тренинг достижения позитивных жизненных
целей
Тренинг по формированию мотивации к сохранению здоровья
Тренинг по формированию навыков стрессоустойчивости
Формирование коммуникативной культуры школьников в деятельности превентолога
Здоровый образ жизни как модель поведения
Здоровый образ жизни как первичная профилактика заболеваний
Слайд 6Краткая аннотация
Необходимость разработки и внедрения в педагогический процесс
ВУЗов учебного модуля «Профилактика социальных отклонений (Превентология)» как основы соответствующей магистерской программы обусловлена наблюдающимся в последние годы значительным ростом потребления наркотиков во всем мире, приводящим к различным нарушениям здоровья и поведения, которые являются причиной многих видов социального, медицинского и экономического ущерба.
В связи с высокой коморбидностью форм девиантного поведения все чаще в литературе появляется употребление термина «Общий девиантный синдром», отражающий единые механизмы формирования зависимости при наркомании, алкоголизме и курении. Современная ситуация настоятельно требует дальнейшего развития системы профилактики социальных отклонений.
Для реализации и развития этой задачи требуются компетентные специалисты, имеющие теоретическую, научно-методическую и практическую подготовку в данном вопросе.
Предлагаемый учебный модуль «Профилактика социальных отклонений (Превентология)» дает комплекс необходимых знаний для ознакомления с теоретическими основами сохранения здоровья, различными формами социальных отклонений, механизмом формирования, факторами риска развития их, а также организацией и методикой проведения профилактической работы в образовательной среде.
Слайд 7
Основополагающими правовыми и учебно-методическими документами, закладывающими фундамент этого модуля, являются:
«Конституция
РФ»,
«Основы законодательства РФ»
Законодательство РФ о наркотических веществах и противодействии им
«Концепция национальной безопасности РФ»
Ф.З «Об образовании»
Ф.З. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
Методические рекомендации, учебные пособия МЗ и МО по профилактике
потребления ПАВ несовершеннолетними.
Основными направлениями в деятельности будущих магистров должны стать:
социально- педагогическое
организационно-методическое
нормативно-правовое
и др.
Слайд 8Дидактические единицы
учебного модуля
Девиантное поведение;
аддиктивное поведение;
делинквентное поведение;
социальная педагогика;
профилактика социальных отклонений;
правовые аспекты
профилактики;
базовые модели профилактической работы;
отечественный и зарубежный опыт профилактической работы;
учреждения социального обслуживания подростков и молодежи;
законодательство в сфере профилактики, социальной защиты.
Слайд 9Степень новизны учебного модуля
Основой для создания модуля послужили
некоторые программы по соответствующим дисциплинам, разработанные для специализации в рамках стандарта второго поколения.
Был разработан впервые (в 2010 году).
Определенной степенью новизны является соответствие модуля требованиям стандарта третьего поколения.
Количество часов/зачетных единиц на вариативную часть профессионального цикла учебного модуля
Вариативная часть профессионального цикла данного учебного модуля включает в себя 10 учебных дисциплин:
6 базовые:
1.Теоретические основы и технологии сохранения здоровья
2.Различные формы социальных отклонений (наркомания, алкоголизм, курение) и единые механизмы формирования зависимости
3.Факторы риска развития социальных отклонений
4.Организация и методика проведения профилактической работы в образовательной среде
5.Формирование профессиональной компетентности превентолога
6.Социально-педагогический тренинг как метод профилактики аддиктивного поведения
- по 3 зачетные единицы на каждую дисциплину, включая по 1 зачетной единице за экзамен .
6 вариативные:
1. Тренинг достижения позитивных жизненных целей
2 Тренинг по формированию мотивации к сохранению здоровья
3.Тренинг по формированию навыков стрессоустойчивости
4.Формирование коммуникативной культуры школьников в деятельности превентолога
5.Здоровый образ жизни как модель поведения
6.Здоровый образ жизни как первичная профилактика заболеваний
- по 2 зачетных единицы на каждую из дисциплин, завершающихся зачетом.
Общая трудоёмкость: 30 зачетных единиц / 1080 часов (из расчета 1 зачетная единица = 36 часов, в свою очередь 36 часов – это 18 аудиторных + 18 для самостоятельной подготовки).
Слайд 11Результаты, востребованные
на рынке труда
Магистры, владеющие
знаниями, умениями и навыками в области основ профилактики социальных отклонений (превентологии), востребованы на рынке труда
как в учреждениях социального обслуживания, так и :
в школе;
в профессиональном лицее
в колледже
в вузе
в качестве учителя, социального педагога, преподавателя и др.
Слайд 12Виды профессиональной деятельности выпускника:
Социально-педагогическая;
Медико-социальная;
культурно-просветительская;
организационно-управленческая.
Слайд 13Компетенции
Выпускник по направлению подготовки «Педагогическое образование» с квалификацией
(степенью) «магистр» должен обладать следующими компетенциями:
а) общекультурными :
- способен совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
- готов использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);
- способен к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3) и др.
Слайд 14б) профессиональными :
- общепрофессиональными :
Способен
осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2);
- в области педагогической деятельности :
Способен применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1);
- в области научно-исследовательской деятельности :
Способен анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);
- в области методической деятельности:
Готов к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов прлоцесса их использования в в образовательных заведениях различных типов (ПК-8);
Слайд 15- в области культурно-просветительской деятельности:
Способен изучать и формировать культурные потребности и
повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения (ПК-17);
Готов разрабатывать стратегии просветительской деятельности (ПК-18).
Слайд 16Взаимосвязь и интеграция с другими учебными модулями
Взаимосвязь учебного модуля «Профилактика социальных
отклонений (Превентология)» с другими учебными модулями определяется общими точками соприкосновения в рамках многоуровневой системы подготовки по направлению «Педагогическое образование», например, профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности», - с основными дидактическими единицами в исследуемой предметной области.
Говоря о данном проекте учебного модуля, разработанного на нашей кафедре, следует отметить непосредственную взаимосвязь с учебными модулями других кафедр, в частности, кафедрой социальной безопасности: например,«Социальная безопасность человека» и др.
Слайд 17 Благодарю за внимание!
Макарова Людмила Павловна,
доктор медицинских наук, профессор
профессор
кафедры медико-валеологических дисциплин
Факультет безопасности жизнедеятельности
РГПУ им. А. И. Герцена