Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Изъяновой Ольги Александровны
Муниципальное бюджетное
образовательное учреждение
Локотская средняя
общеобразовательная школа №3
на тему:
Особенности работы над проектом
в начальной школе
Слайд 2Итоговая аттестационная работа
Методическая разработка по проведению методического объединения на тему:
«Исследовательская деятельность учащихся начальных классов»
Методическая разработка предназначена для учителей начальных классов, являющихся руководителями исследовательских и проектных работ по ФГОС ( 1-4 классы);
Слайд 3
Краткая характеристика образовательного учреждения
МБОУ Локотская средняя общеобразовательная школа №3
–общеобразовательное учреждение, ориентированное на получение качественного, конкурентноспособного образования. Школа является особым социокультурным пространством, в котором создана комфортная и безопасная образовательная среда для развития интеллектуальных, творческих, исследовательских способностей учащихся.
Слайд 4 Цель и задачи работы
Цель методической разработки: подготовить учителей к
практическому руководству исследовательскими работами учащихся начальных классов.
Задачи: изучить методическую литературу по теме и выступить с имеющимся опытом написания и защиты работ.
Слайд 5Проектно-исследовательская деятельность
реализует деятельностный подход к обучению. В основе каждого учебного
исследования лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности учащихся. Проблема проекта-исследования обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение.
Целью такой работы становится поиск способов решения проблемы, а задача формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.
Главным компонентом проектно-исследовательской деятельности должен быть интеллектуальный поиск, важнейшей частью - стадия мысленного решения поставленной задачи.
Слайд 6Определять проблему - значит устанавливать несоответствие между желаемым и реальным состоянием
системы.
Формулирование проблемы должно фиксировать результаты анализа проблемной ситуации и уже в самой постановке содержать элементы её решения. Формулировки проблемы должны быть точными, корректными.
Поиск проблемы для исследовательской работы – это определение комплекса вопросов, решение которых представляет существенный практический и теоретический интерес для исследователя.
Проблема
Слайд 7Определение актуальности исследования -обязательное требование к любой работе.
Актуальность может состоять в
необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов и т.п.
Обосновывать актуальность избранной темы можно с точки зрения ее научной, социальной и личностной значимости.
Актуальность
Слайд 8Гипотеза
– это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не
подтверждено и не опровергнуто.
Гипотеза
– это предполагаемое решение проблемы в данной области исследования, решение противоречивой ситуации.
Слайд 9Что такое проект
Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать
что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
Слайд 10Виды учебных исследований в начальной школе :
по доминирующей в проекте деятельности:
исследовательские, информационные, практико-ориентированные, ролево-игровые, творческие;
по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;
по месту проведения: урочные, внеурочные;
по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения); все возможные темы можно условно распределить на три группы: фантастические, экспериментальные, теоретические.
по продолжительности: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные
Слайд 11Правила выбора темы проекта
1. Тема должна быть интересна ребенку.
2. Тема
должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.
3. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.
4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности.
5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
6. Тема должна быть доступной.
7. Сочетание желаний и возможностей.
8. Выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас.
Слайд 12Структура проекта.
Выбор темы.
Постановка цели и задач.
Гипотеза исследования.
Организация исследования.
Подготовка к защите и
защита работы.
Рефлексия
Пропуск даже одного из этих этапов снижает эффективность работы над проектом.
Слайд 13Стадии работы над проектом - это —
это «пять П»:
Проблема —
Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация.
Шестое «П» проекта — его Портфолио, - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.
Слайд 14Роль учителя
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей,
стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, а также их родителей в исследовательской деятельности, вселить уверенность в своих силах. Они вместе делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы.
В учебном проекте степень активности и самостоятельности учеников и учителя на разных этапах можно представить в следующей схеме:
1-й этап - УЧИТЕЛЬ - ученик,
2-й и 3-й этапы - учитель - УЧЕНИК,
Последний этап - УЧИТЕЛЬ - ученик.
Слайд 15Заключение
Нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов,
согласно которому "проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим "видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.