Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Савенковой Инны Юрьевны, кандидата исторических наук, учителя истории и обществознания
Свердловский центр образования, Всеволожский район, Ленинградская область
На тему:
Организация проектной деятельности по истории ____________________________________________
Слайд 2Общие положения
Данная аттестационная работа представляет собой методические рекомендации для педагогов по
организации работы школьников с письменными историческими источниками в ходе подготовки проектов по истории.
В Свердловском центре образования только 1-7 классы учатся по ФГОС, 8-11 – по базовому учебному плану. В рамках внеурочной деятельности проектная/исследовательская деятельность реализуется только в начальной школе, вопросы о развитии данного вида деятельности в школе не поднимаются, профориентационная работа с одаренными детьми в области интеллектуальных профессий не ведется, учителя и учащиеся к подобной работе не готовы. Таким образом, использование технологии проектов как на уроках так и во внеурочной деятельности для данного учебного заведения является актуальным.
Слайд 3В исторической науке используются самые разные по типам и жанрам источники
знаний. Однако, традиционно историки обращаются к письменным источникам. Именно они дают основной массив информации по той или иной эпохе в истории человечества, позволяют аргументировать разного рода версии происходивших событий. Отсюда – цель данной работы: подготовить методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся с историческими источниками в ходе подготовки проектов по истории.
Поскольку будущим учителям истории в университетах читают соответствующие курсы, то нет необходимости останавливаться здесь на общих вопросах источниковедения и историографии, тем более, что студент в обязательном порядке выполняет курсовые и дипломные работы, являющиеся его собственным исследовательским проектом. Исходя из этого задачей данных рекомендаций является знакомство педагогов со структурой проектной деятельности по истории.
В своей работе автор лишь частично (как элемент урока) использует технологию проектов.
Слайд 4Основное содержание
Структура проектной деятельности школьника (основные этапы подготовки проекта по истории)
1.
Постановка проблемы и ее осмысление (замысел проекта, его актуальность, цели, задачи, предмет, объект, методы исследования, практическая значимость)
Поскольку проектная деятельность в школе преследует цель сформировать ключевые компетенции ребят, приобщить их к реальным условиям жизнедеятельности, и, не всегда, - создать принципиально новое знание, то исследовательский проект можно написать по любой интересной педагогу и учащемуся теме.
На наш взгляд, целесообразно обраться к вопросам исторического краеведения, либо ознакомиться с проектом Историко-культурного стандарта, который содержит принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий [1]. Знакомимся с историографией проблемы.
Слайд 5ЭТО ВАЖНО:
Выбор темы, ее формулировка и содержание должны предполагать интеграцию
наук и различных областей практической деятельности, практическую ориентацию целей, задач и содержания работы, предметно-объективный принцип исследования, практическую значимость результатов проекта.
В историческом исследовании не может быть гипотезы, поскольку ее нельзя проверить опытным путем. Возможно предположение и его проверка на материале разного рода исторических источников.
При постановке цели и задач проекта учитываем, что целью в данном случае является получение знания (оно не обязательно должно быть новым, но – добытым школьником самостоятельно). Не следует формулировать цель как «исследование…», что указывает на способ достижения цели (нужно – «исследовать….)
Слайд 6
Задачи и пункты плана проекта совпадают (сколько задач, столько и разделов
проекта).
Объект проекта – процесс/явление, избранное для изучения; предмет – та часть объекта, которую исследуем. Например: исследуем древнерусские письменные источники на предмет сведений о походе князя Игоря против половцев.
Необходимо ознакомиться с методами исторических исследований и использовать те из них, которые отвечают цели и задачам данного проекта, понять – что именно будет исследовано с помощью тех или иных методов.
Практическое значение – где может быть использован материал проекта, что и в какой сфере он может дать.
Слайд 72. Мотивация учащихся. На этом этапе важно разобраться с тем, какие
вопросы истории интересны учащимся, а затем дать им понять для чего готовится проект, какие цели он преследует, каким может быть конечный результат, нужно ли это ребенку. Необходимо прояснить все непонятные школьнику вопросы касательно будущего проекта, обсудить какую форму он будет иметь (стендовый доклад, презентация, реферат, исследовательская работа и т.д.)
3. Планирование действий. Необходимо обсудить с ребятами алгоритм работы над проектом. Целесообразной представляется разработка и выдача памятки с указанием сроков реализации проекта, перечнем этапов и детальным расписанием работы над каждым из них с отметкой о выполнении.
Слайд 84. Аналитический этап. Еще раз обращаемся к историографии проблемы и внимательно
знакомимся со списками источников и литературы, уже собранными предшественниками. Это позволяет не «изобретать велосипед» (открывать уже известные факты, события), учесть существующие выводы и обобщения по теме проекта. Обратите внимание на ссылки – они позволят избежать затрат времени на поиск источников и литературы по проекту.
При работе с историческими источниками большое мотивационное значение имеет возможность работы с оригиналом (это позволяет «погрузиться» в историю, почувствовать историческое время («когда-то они держали это в руках, а теперь я!») и т.д.). Однако, нужно иметь доступ к архивным и музейным коллекциям, что не всегда возможно для детей. В ряде случаев учителю нужно лично обратиться в эти организации и обработать массив данных. Ведем поиск источников и литературы по теме в библиотеках и на веб-сайтах.
Слайд 9ПОЛЕЗНО!
Электронные ресурсы Российской государственной библиотеки (http://www.rsl.ru/ru/root3489/all) и Российской национальной библиотеки (http://www.nlr.ru/res/)
Для
удобства работы можно подготовить и выдать ребятам памятки по работе с историческими источниками с указанием того, на что обратить внимание:
авторство, время и место составления источника; ознакомиться с анализом, проведенным историками-источниковедами;
Слайд 10Установить значение использованных автором слов, поскольку многие из них в настоящее
время могут употребляться в другом смысле, не использоваться вовсе. Довольно часто встречается ситуация, когда слова настолько изменяют свой смысл, что означают не то, о чем написано в источнике. Чтобы понять, о чем идет речь, нужно каждое слово изучать в контексте, а не изолированно.
Внимательно ознакомиться с содержащимися в тексте терминами и разного рода правовыми нормами. Найти в научной литературе трактовки этих терминов и норм, выяснить их служебную роль в обществе изучаемого времени.
Найти даты либо все, что имеет отношение к исторической хронологии (времени) и исторической географии, что поможет «привязать» текст ко времени и пространству.
Слайд 11 Произвести анализ основного содержания источника – прочитать текст и выяснить,
насколько содержащаяся в нем информация соответствует исторической действительности. Прежде, чем приступить к такой работе, необходимо ознакомиться с уже написанной научной литературой по соответствующему историческому периоду.
Произвести реконструкцию исторического прошлого, для чего нужно учесть всю имеющуюся информацию, проверить и сопоставить факты, выявленные в письменном историческом источнике.
Слайд 12Синтез данных, подготовка текста и презентация проекта:
консультации по содержанию
и правилам оформления проектных работ;
оформление результатов;
предзащита проектов;
доработка проектов с учетом замечаний и предложений;
подготовка к публичной защите проектов.
Слайд 13Методы диагностики образовательного результата
Заполнение учащимися листа самоконтроля. Определение результатов, достижений и
проблем, с которыми учащиеся столкнулись в ходе работы над историческим источником, а также обсуждение перспектив дальнейших исследований.
Подготовка учащимися письменной работы (любого формата) с обязательным использованием материалов, добытых самостоятельно в ходе работы над проектом по истории. Учитель проводит анализ этих работ и оценивает умение учащихся работать с историческими источниками (алгоритм поиска информации, критики источников и т.д.), способность применять в ходе работы над историческими источниками полученные при изучении истории знания и умения.
Слайд 14Литература
1.Живой журнал Министерства образования и науки Российской Федерации // http://mon-ru.livejournal.com/68273.html ;
Общественное обсуждение проекта историко-культурного стандарта // http://минобрнауки.рф/документы/3483.
2.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
3. Методологические и историографические вопросы исторической науки / Томский гос. Ун-т. Сборники. – Томск, 1963-2007 // http://klio.tsu.ru/MIVIN.htm