Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Гармашовой Натальи Викторовны
Фамилия, имя, отчество
МБОУ «Гимназия № 1» г. Норильска Красноярского края
Образовательное учреждение, район
На тему:
Образовательная программа курса
«Основы проектно-исследовательской деятельности школьников»
(для учащихся 5-6 классов)
Слайд 2Краткая характеристика жанра работы
Образовательная программа элективного курса
Знание составляется из мелких крупинок
ежедневного опыта.
Д.И.Писарев
Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских компетенций, субъективно новых для обучающихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Это позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (обучающихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей.
Слайд 3 Программа элективного курса МБОУ «Гимназия № 1» г. Норильска обеспечивает требования
Стандарта к организации системно-деятельностного подхода в обучении и организации самостоятельной работы обучающихся, является средством реализации задач по формированию основных универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.
Программа направлена на формирование у обучающихся универсальных учебных действий, основ культуры исследовательской и проектной деятельности, предусматривает выбор, разработку, реализацию и общественную презентацию предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение личностно и социально-значимой проблемы.
Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Слайд 4Краткая характеристика образовательной организации
(Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия № 1» г.
Норильска)
Гимназия – это учебное заведение. Соответственно возрастным, учебным и психологическим особенностям в школе выделяются три уровня, каждый из которых включает субъект образования и формирует собственное образовательное пространство:
Уровень начального общего образования ( 1- 4 классы) – 17 классов-комплектов;
Уровень основного общего образования (5-9 классы) – 21 класс-комплект;
Уровень среднего общего образования (10-11 классы) – 6 классов – комплектов;
(Адрес: г. Норильск, ул. Кирова, 30, сайт школы: http://gmn1.ru/)
Слайд 5
Элективный курс
«Основы проектно-исследовательской деятельности школьников»
(для учащихся 5-6 классов)
Программа «Основы
проектно-исследовательской деятельности школьников» создана на основе ФГОС ООО. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочная деятельность», направление - «Проектная деятельность».
В соответствии с учебным планом МБОУ «Гимназия №1» на проектную деятельность в 5 классе отводится 1 час в неделю, в 6 классе – 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часа/68 часов внеурочной деятельности .
Цель курса: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности.
Слайд 6 Задачи программы курса:
формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной
деятельности;
обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска; навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование); умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводится исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
Слайд 7 В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий:
типовые занятия (объяснения
и практические работы),
уроки-тренинги,
групповые исследования,
игры-исследования.
Методы проведения занятий: беседа, игра, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Формы организации учебной деятельности
в рамках элективного курса.
Слайд 8
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и
личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению обучающимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности – к изучению составных частей исследовательской деятельности.
Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Слайд 9Перечень разделов /Количество часов
Введение – 1 час
Теоретический блок – 16ч.
Способы мыслительной
деятельности-9ч.
Этапы работы в рамках исследовательской деятельности-7ч.
Практический блок – 13ч.
Мы - исследователи . Самостоятельные (предметные) проекты – 9ч.
Сочиняем сказку – 4ч.
Мониторинг исследовательской деятельности обучающихся - 4ч.
Основное содержание курса
(на примере программы курса для 5 класса)
Слайд 10
5 класс (34 часа)
Введение.
Что такое проект.
Понятие о проектах и исследовательской деятельности
обучающихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация исследовательских работ обучающихся.
Понятия: проект, проблема, информация
I. Теоретический блок .
Способы мыслительной деятельности
Что такое проблема.
Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами».
Понятия: проблема, объект исследования.
Слайд 11 Как мы познаём мир. Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего
мира. Опыты. Игры на внимание.
Удивительный вопрос. Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах.
Учимся выдвигать гипотезы.
Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину».
Источники информации.
Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения. Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным пособием.
Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка использованных электронных источников.
Слайд 12Этапы работы в рамках исследовательской деятельности
Выбор темы исследования. Классификация тем. Общие
направления исследований. Правила выбора темы исследования.
Цели и задачи исследования. Основные стадии, этапы исследования.
Методы исследования. Мыслительные операции.
Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование.
Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”.
Сбор материала для исследования.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Слайд 13II. Практический блок. Мы - исследователи. Самостоятельный проект: «Обитатели аквариума»
Планирование работы.
Составление
плана работы над проектами. Определение предмета и методов исследования в работе над проектом.
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.
Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования.
Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимой литературы по теме проекта.
Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных Оформление презентации.
Работа на компьютере – структурирование материала, создание презентации. Выпуск брошюры.
Слайд 14 III. Мониторинг исследовательской деятельности обучающихся
Подготовка к защите.
Психологический аспект готовности
к выступлению. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению».
Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.
Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.
Защита проектов.
Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения обучающегося в рамках проекта и оценка продукта.
Способы преодоления трудностей. Конференция. Выступления обучающихся с презентацией своих проектов.
Анализ проектно-исследовательской деятельности.
Слайд 15Методы контроля образовательного результата:
Консультация
Доклад
Защита исследовательских работ
Выступление
Презентация,
Мини- конференция
Участие в конкурсах исследовательских и
проектных работ.
Виды диагностических материалов
для отслеживания результатов обучения:
лист экспертной оценки исследовательских работ;
мониторинговые карты достижений учащегося;
лист наблюдения;
анкетирование;
тестирование;
Слайд 16Критерии оценки
степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
степень включённости
в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
практическое использование предметных и метапредметных умений;
количество новой информации использованной для выполнения работы;
степень осмысления использованной информации;
уровень сложности и степень владения использованными методиками;
оригинальность идеи, способа решения проблемы;
осмысление проблемы и формулирование цели исследования;
уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;
владение рефлексией;
Слайд 17
Перспективы развития
исследовательской/проектной деятельности в учреждении и профессиональной деятельности
Обучиться правилам
написания исследовательских
работ (не менее 100% детей);
Организовать экспресс-исследование (коллективное и
индивидуальное ) и продемонстрировать результаты на мини-конференциях, семинарах. (не менее 100% детей);
Участвовать в конкурсной защите исследовательских работ и творческих проектов (не менее 50% детей).
Организация и проведение мастер-классов для педагогов по развитию исследовательских компетенций учащихся Гимназии, обобщение и предоставление опыта работы учителя;