Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
_____Морозовой Марины Валентиновны____________
Фамилия, имя, отчество
________МБОУ СОШ № 27 г. Воронежа_____________
Образовательное учреждение, район
на тему:
Образовательная программа
элективного курса
«Выбор профиля обучения»
Слайд 2Жанр представленной аттестационной работы и краткая характеристика ОУ
Жанр представленной аттестационной работы
– образовательная программа элективного курса для учащихся 8-9 классов «Выбор профиля обучения»;
Школа, в которой я работаю (МБОУ СОШ № 27 г. Воронежа) – обычная небольшая микрорайонная школа, в которой обучаются около 400 учащихся. Располагается школа в старой части города, большую часть микрорайона занимают частные дома. Сфера занятости родителей наших учащихся в значительной степени определяется профессиями рабочих, представителей сфер торговли
и массового обслуживания.
Слайд 3Обоснование актуальности
Для учащихся 8-9 классов выбор профиля обучения – самый главный
вопрос их образовательного развития. Его разрешение поможет им сориентироваться в перспективности выбора дальнейших путей получения образования, определиться с будущей сферой профессиональной деятельности.
Содержание элективного курса «Выбор профиля обучения» предполагает побудить учащихся к активному самопознанию, исследованию собственных познавательных ресурсов и возможностей, а также должно помочь им сориентироваться в планах на будущую жизнь.
Программа элективного курса «Выбор профиля обучения» составлена на основе одноименного курса составителей Т.В. Черниковой и О.Н. Павловской (Брошюра «Профориентация старшеклассников. Сборник учебно-методических материалов», сост. к.п.н. Т.В. Черникова, Волгоград, Учитель, 2006 г).
Слайд 4Цели и задачи программы
Целью программы является оказание помощи
учащимся девятых классов в личностном и профессиональном самоопределении и выборе с учетом этого профиля обучения на ближайшие два-три года.
Задачи реализации курса состоят в том, чтобы учащиеся:
составили целостное представление о мире профессий, соотносимых с профилями обучения; освоили понятия, характеризующие профессиональную деятельность человека по различным профилям;
исследовали собственные познавательные интересы, склонности, способности;
определили пути и способы развития своих познавательных и личностных возможностей в системе профильной образовательной подготовки.
Слайд 5Применяемые формы
и методы исследовательской/
проектной деятельности,
ожидаемые результаты
Формы ведения занятий выбраны,
исходя из их выраженной практической направленности. Перечень методов учебной работы на занятиях включает, кроме информирования, применение диагностических методик, групповую дискуссию, ролевое проигрывание, беседу.
Ожидаемым результатом проведения учебного курса является формулировка индивидуальной задачи по выбору профиля предметного обучения. Этот выбор будет произведен с учетом имеющихся психологических ресурсов молодого человека в соответствии со сформированным личным профессиональным планом.
Слайд 6Структура образовательной программы
Структура образовательной программы элективного курса «Выбор профиля обучения» содержит:
пояснительную записку, тематическое планирование освоения программы, содержание занятий по программе, планируемые результаты.
Слайд 7Тематический план учебного курса «Выбор профиля обучения»
Слайд 8Содержание занятий по программе элективного курса
«Выбор профиля обучения»
Тема 1. Профили
обучения и их соотношение со сферами профессиональной деятельности. (2 ч) Жизненные цели, планы и проблемы самоопределения уч-ся 9-х классов. Отражение в системе профильного обучения основных сфер профессиональной деят-ти. Классификация профессий. Иллюзии, связанные с профессиями. Вопросы престижности и полезности профессий и профилей обучения. Практический материал: схема анализа профессии, профессиограммы, описание профессий.
Тема 2. Профили обучения и их соотношение с индивидуальными возможностями личности. (4 ч) Типы направленности личности. Профессионально значимые качества личности. Характер человека и профиль обучения. Состояние здоровья и проблема профессиональной пригодности. Практический материал: тест «Карта интересов», тест «Тип личностной направленности».
Слайд 9Содержание занятий по программе элективного курса
«Выбор профиля обучения»
Тема 3. Изучение
познавательных интересов, профессиональных намерений и интеллектуальных возможностей. (4 ч) Познавательные интересы и склонности. Выраженность коммуникативных и организаторских способностей. Раннее выявление лидерства и его влияние на выбор интересов и предпочтений. Практический материал: тест «Хочу-могу», тест «Коммуникативные и организаторские способности».
Тема 4. Изучение ценностных ориентаций, эмоциональных и волевых ресурсов. (4 ч) Самооценка и притязания. Рациональные способы преодоления самооценочных переживаний в ситуациях интеллектуальной конкуренции. Проблемы волевой саморегуляции познавательной деятельности. Практический материал: тест «Самооценка волевых качеств», тест «Мотивы выбора профессии».
Слайд 10Содержание занятий по программе элективного курса
«Выбор профиля обучения»
Тема 5. Разработка
и защита индивидуальных планов образовательного развития в системе профильного обучения. (3 ч) Временная перспектива жизни старшеклассника. Социальное и личностное самоопределение как стратегическая задача раннего юношеского возраста. Основы проектирования образовательного развития.
Слайд 11Методы диагностики образовательного результата
В качестве методов диагностики образовательного результата использовались наблюдение,
тестирование, анкетирование, анализ исследовательской работы.
Для наглядного представления результатов мониторинга можно использовать таблицы, которые позволяют представить: набор знаний, умений, навыков, которые должен приобрести ребенок в результате освоения программы; систему важнейших личностных качеств, которые желательно сформировать у ребенка за период его обучения по данной программе, и время общения с педагогом и сверстниками; определить с помощью критериев возможные уровни выраженности каждого измеряемого показателя у разных детей, а значит и степень соответствия этих показателей предъявляемым требованиям.
Слайд 12Распределение учащихся 9-х кл.
по профилям обучения
после изучения элективного курса
«Выбор профиля обучения»
Слайд 13Распределение выпускников 11 кл.
по уровням и направлениям получения профессионального образования
Слайд 14Перспективы развития исследовательской/проектной деятельности
Исследовательская и проектная деятельность имеют в школьном образовании
обширную сферу применения. Эти виды учебной деятельности позволяют учащимся выстраивать единую картину мира, применять знания и умения, полученные при изучении предметов, которые , по убеждению многих школьников, отделены друг от друга.
В своей дальнейшей работе я планирую привлекать учащихся к занятиям исследованиями и/или проектами как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Считаю, что тематику и структуру деятельности следует выбирать таким образом, чтобы для выполнения задач требовались умения учеников разных предпочтений: и «гуманитариев»», и «естественников», и «технарей».