Методология педагогической науки
Презентация на тему Методология педагогической науки, предмет презентации: Педагогика . Этот материал содержит 22 слайдов. Красочные слайды и илюстрации помогут Вам заинтересовать свою аудиторию. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций ThePresentation.ru в закладки!
Образовательные, воспитательные, развивающие цели
актуализировать представления студентов о содержании понятия «методология», способствовать усвоению студентами содержания понятий «методология педагогики», «методологическая культура педагога», сформировать систему знаний студентов о составе методологического знания в педагогическом исследовании; о предмете, задачах, функциях методологии; об уровнях методологического знания; о специфике методологии педагогики;
способствовать формированию ответственного и сознательного отношения будущих преподавателей к методологии педагогики;
развивать общеучебные умения студентов: конспектировать, составлять план лекции и выделять в ней главные мысли.
Вопросы для обсуждения
Содержание понятий, «методология» и «методология педагогики»
Причины необходимости обращения к методологии при решении проблем
педагогической науки :
Состав методологического знания в педагогическом исследовании
Предмет, задачи, функции методологии
Уровни методологического знания
Методологическая культура педагога
Основные понятия темы
методология;
методология педагогики;
методология научного познания;
методология научно-педагогического исследования;
методологическая культура педагога.
Литература
Анисимов В.В. Общие основы педагогики / Учебное пособие. - М., 2006.
Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В.И. Журавлёва. - М., 1988. -С. 17-33.
Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. - М., 1982.-С. 6-16.
Киселева Ю.В. Аттестационно-педагогические измерительные материалы «Общие основы педагогики». – Барнаул, 2007.
Киселёва Ю.В. Педагогика: учебное пособие. - Барнаул: БГПУ, 2008. – 82 с.
Краевский В.В. Общие основы педагогики. - М., 2003. - С. 162-177.
Краевский В.В. Педагогика. Учебник для студентов / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2006.
Морозова О.П. Практикум по педагогике. - М., 2000. - С. 67-92.
Образцов П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. - СПб., 2004. - С. 6-24.
Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 2001. - Гл. 2.
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. - М., 1998. - Гл. 2.
Подласый И.П. Педагогика. В 2-х кн. - М., 1992. - Кн. 1. - Тема 2.
Сластёнин В.А. и др. Педагогика. - М., 2002. - Гл. 6.
методология - это учение о научном методе познания
методология - это совокупность методов, применяемых в какой-либо науке. Энциклопедический словарь (1984г.) выделяет две сферы методологии: практической деятельности и науки
методология - это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности
методология - это учение о принципах построения, формах и методах научного познания
1. Содержание понятий, «методология» и «методология педагогики»
Методология–
это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности (такое определение предлагают составители БСЭ)
Методология научно-педагогического исследования –
это область методологического знания о принципах, логике, формах, методах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности.
Педагогическая методология –
это учение об исходных (ключевых) положениях, структуре, функциях и методах научно-педагогического исследования.
2. Причины необходимости обращения к методологии при решении проблем
педагогической науки
Предметом методологии –
научные знания, источник методологического знания.
Методологические знания черпаются из 2-х основных источников:
Эмпирические и теоретические исследования конкретных педагогических проблем, в которых используются и развиваются те или иные принципы и методы научного поиска;
Собственно методологические исследования.
Предмет методологии педагогики –
процесс познания педагогической действительности. Результат этого познания - это система педагогического познания.
4. Предмет, задачи, функции методологии
Методологическая культура педагога –
это культура мышления, основанная на методологических знаниях, необходимой частью которой является рефлексия.
Исследовательская функция педагога -
заключается в знании методов и методик педагогического исследования и умении их применять в педагогической практике, в умении правильно организовать педагогическое исследование.
6. Методологическая культура педагога
На сегодняшний день методология педагогики разрабатывается теоретиками педагоги
В.И. ЗАГВЯЗИНСКИЙ, В.В. КРАЕВСКИЙ, В.А. СЛАСТЁНИН
Показатели методологической культуры педагога:
понимание процедур, «закреплённых» за категориями философии и за основными понятиями, образующие концептуальный каркас педагогической науки;
осознание различных понятий образования от абстрактного к конкретному;
установка на преобразование педагогической теории в метод познавательной деятельности;
направленность мышления педагога на генезис педагогических форм и их целостнообразующие свойства;
потребность воспроизводить практику образования в понятийно – терминологической системе педагогики;
стремление выявить единство и преемственность педагогического знания в его историческом развитии;
критическое отношение к самоочевидным положениям, аргументам лежащим в плоскости обыденного сознания;
рефлексия по поводу предпосылок, процесса и результата собственной познавательной деятельности, а также движение мысли других участников педагогического процесса;
доказательное опровержение донаучной позиции в области человекознания;
понимание гуманистических мировоззренческих основ педагогики основывается на понимании сущности методологического познания и преобразования педагогических процессов.
Вопросы и задания для самоконтроля и коллективного обсуждения
Раскройте содержание понятий: «методология», «методология научного познания», «методология педагогики».
Проанализируйте причины обращения к методологии педагогической науке.
Определите состав методологического знания.
Что является предметом методологии педагогики?
Охарактеризуйте задачи методологии педагогики.
Раскройте функции методологии педагогики.
Определите уровни методологического знания.
Какова специфика методологии педагогики?
Докажите необходимость методологии педагогики.
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть