Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Самочеляева Владимира Михайловича
Фамилия, имя, отчество
ГБУДО «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодёжи им. В.П. Поляничко», г.Оренбург
Образовательное учреждение, район
На тему:
«Методическая разработка по выполнению исследовательской работы»
Слайд 2Жанр работы
Работа представляет собой методическую разработку для педагогов по организации исследовательской
работы.
Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении обучающимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (то есть самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного обучающегося).
Актуальность
Слайд 3Образовательное учреждение
Официальное наименование учреждения: Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Оренбургский областной
Дворец творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко»
Дворец создан: 19 ноября 1991 г. В течение 25 лет (с ноября 1991 г. до марта 2016 г.) директором была Анна Ивановна Щетинская, доктор педагогических наук, профессор, академик Петровской академии наук и искусств. С 25 апреля 2016 года директор — Елена Вячеславовна Лучко.
В 1994 году Дворцу присвоено имя Виктора Петровича Поляничко — крупного государственного и политического деятеля России.
Слайд 4Образовательное
учреждение
По итогам конкурса «Авторская школа-96» учреждение получило статус «Инновационный центр».
За разработку
программно-методического обеспечения новых педагогических технологий в работе с одаренными детьми Дворец получил диплом лауреата московских международных выставок «Школа-2001», «Школа-2002».
Во Дворце занимаются более 17 тыс. человек в возрасте от 3 до 30 лет в 2 тыс. детских творческих объединениях по 10 направлениям образовательной деятельности.
Слайд 5Цель
помощь в организации исследовательской работы.
Задачи
1. Дать понятие учебной исследовательской деятельности.
2. Выделить
основные этапы учебной исследовательской деятельности.
3. Дать понятие проектной деятельности.
4. Рассмотреть цель, особенности и условия успешной реализации исследовательской деятельности.
5. Рассмотреть структуру готовой работы.
6. Изучить классификацию работ.
Слайд 6Учебная исследовательская деятельность
Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая
деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.
Слайд 7Основные этапы учебной исследовательской деятельности
Определение проблемы и формулировка примерной темы исследования
Определение
цели исследования.
Выбор объекта исследования.
Формулирование рабочей гипотезы.
Определение конкретных задач, решение которых позволит достичь поставленной цели.
Поиск и изучение литературы по теме исследования – то есть проведение первичного анализа информации.
Выбор методов исследования.
Планирование и выполнение собственных исследований.
Анализ полученных результатов
Проверка гипотезы
Формулирование выводов.
Подготовка отчета о проделанной работе.
Слайд 8Проектная деятельность учащихся
Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая
деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Обязательное условие проектной деятельности – наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности , этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана реализации проекта) и реализации.
Слайд 9Метод проектов
Метод проектов – это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный
процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта или явления.
Слайд 10Основная особенность учебной-исследовательской и проектной деятельности
В результате деятельности обучающиеся не производят
новые знания, а приобретают навыки исследования и проектирования как универсального способа освоения действительности, развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция учащегося.
Слайд 11Цель учебного исследования
Главной целью организации учебного исследования является развитие исследовательской
позиции школьника, навыков аналитического мышления. Очень важно на каждом этапе исследования дать учащемуся определённую свободу в работе, иногда даже в ущерб формальному алгоритму, иначе исследование, главный смысл которого в активизации познавательной активности учащихся, может постепенно превращаться в обычную при репродуктивной системе обучения последовательность стандартных учебных этапов.
Слайд 12Условия эффективности исследовательской деятельности:
Ученик должен хотеть проводить исследование. Этого должен хотеть
и учитель (провести именно это исследование). Если направление, тема не будут интересны хотя бы одной из двух взаимодействующих сторон, исследования не получиться.
Ученик должен суметь это сделать. Но, прежде всего это должен уметь сделать учитель. Как вы сможете руководить исследовательской деятельностью, если не представляете себе всю структуру работы, не знаете методики, не можете определить направления детальности? Для выполнения работы у ученика уже должны быть сформированы определённые компетентности.
Ученик должен получить удовлетворение от своей работы. (И учитель тоже – от своей деятельности и от работы ученика).
Слайд 13Условия эффективности организации исследовательской деятельности
В типичной учебной ситуации реализуется схема «учитель-ученик».
Учитель даёт готовые знания, ученик их осваивает. При осуществлении же исследовательской деятельности работает схема «коллега-коллега». Главным результатом работы подобной схемы является расширение границ толерантности участников исследовательской деятельности.
Слайд 14Структура исследовательской работы
Титульный лист
Содержание
Введение
Основная часть
Заключение
Список литературы
Слайд 15Классификация работ учащихся
Проблемно-реферативные - творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников,
предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.
Экспериментальные - творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.
Слайд 16Классификация работ учащихся
Натуралистические и описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и
качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности. В последнее время, по-видимому, появилось еще одно лексическое значение термина “экология”, обозначающее общественное движение, направленное на борьбу с антропогенными загрязнениями окружающей среды. Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием научного подхода.
Слайд 17Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения
методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является неопределенность результата, который могут дать исследования.
Классификация работ учащихся
Слайд 18Что оцениваем
Степень самостоятельности при выполнении различных этапов работы;
Степень включенности в групповую
работу и чёткость выполнения отведенной роли;
Количество новой информации, использованной при выполнении проекта или исследования;
Степень осмысления полученной информации;
Уровень сложности и степень владения использованными методиками;
Оригинальность идеи, способа решения проблемы;
Осмысление проблемы и формулирование цели;
Уровень организации и представления презентации;
Владение рефлексией;
Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
Социальное и прикладное значение полученных результатов.
Слайд 19Заключение
Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в
результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.
В результате нами были рассмотрены сущность и содержание исследовательской деятельности.
Слайд 20Список используемой литературы
Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996
Бычков А.В. Метод
проектов в современной школе. – М., 2000.
Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).
Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995, № 6, с.34-47.
Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., 1996
Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М., 1998
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., Интор, 1996.
Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000.