Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Кудряшовой Натальи Федоровны
учителя МОУ гимназии №45
г. Комсомольска – на – Амуре
Хабаровского края
На тему: Эссе о значении включения в программу занятий со школьниками материала, освоенного в рамках курсов повышения квалификации
Слайд 2
“Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №45”
Гимназия основана в 1951 году
Директор
гимназии Атрохименок Нина Матвеевна
Адрес электронной почты: kna_g45@edu.27.ru
http://гимназия45.рф/
Слайд 3
Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в ФГОС ООО. Следовательно, каждый ученик
должен быть обучен этой деятельности.
Проектно исследовательская деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников.
Ежегодно в нашей гимназии проходит конференция «Я познаю мир». Ребята выступают с продуктами своих исследований, подготовленных в содружестве с учителями.
Слайд 4
Свои творческие проекты ребята публикуют в школьной газете
Слайд 5Кудряшова
Наталья Федоровна
Учитель русского языка и литературы,
классный руководитель 10Б класса,
руководитель
МО учителей русского языка и литературы,
Член Городского методического совета
Веду уроки углубленного изучения русского языка в 7А классе . В 5 и6 классах дети готовили исследовательские работы в разделах «Лексика», «Морфология»:
«Фразеологические загадки»
«Портрет одного слова»
На уроках литературы ребятам нравится создавать мультимедийные презентации и видеоролики «В мире детских книг», «Книга, которую я советовал прочитать»
Слайд 6
Целью моей деятельности является развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных
способностей учащихся через исследовательскую деятельность.
Познавательную деятельность организую как на уроке, так и вне его и направляю на формирование устойчивого интереса учащихся к изучению русского языка и литературы.
Научно-исследовательскую деятельность обучающихся на уроке и во внеурочное время разделила на несколько видов.
Слайд 7
На учебном занятии: применение исследовательского метода обучения, нетрадиционные формы занятий, домашнее
задание исследовательского характера.
Во внеурочное время: написание исследовательской работы, олимпиады и конкурсы, научно-практические конференции, учебные проекты, театральные проекты, создание газет, коллажей.
К поисковым методам я отношу: учебный диалог, решение проблемных или исследовательских задач.
Слайд 8
Учебный диалог представляет собой систему вопросов поисковой направленности.
Примерная схема диалога на
моих уроках выглядит следующим образом:
1. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемной задачи.
2. Система вопросов и заданий, выполнение которых обеспечивает решение поставленной задачи.
3. Вывод, подводящий результат беседы. Он может сопровождаться формулированием правил логики исследования.
На количество вопросов, которые задаю в диалоге, влияет сложность задачи и подготовленность класса, уровень развития учащихся.
Слайд 9Урок литературы как урок исследования
1) Актуализация: например, рассказ учителя об истории
создания произведения.
2) Художественное чтение текста (это стихотворение или небольшой рассказ) или отрывка из текста произведения (читает учитель или подготовленный ученик) .
3) Постановка проблемы, формулировка темы исследования (зависит от содержания произведения, может быть связана с мнением литературоведов о конкретном произведении).
Слайд 10Урок литературы как урок исследования
4) Решение проблемы = литературоведческий (лингвистический) анализ
текста (сюжет, композиция, образы, лексика, пространственно-временная организация и т.д.).
5) Вывод по теме исследования.
6) Рефлексия: домашнее сочинение-миниатюра или домашнее контрольное сочинение, связанное с темой исследования.
Слайд 11Примеры исследовательских работ
1 Образы счастья и блаженства в представлении русского языка
и русских поэтов.
Задача: составить сравнительный портрет двух концептов: счастья и блаженства – в русской языковой картине мира и в поэтических текстах 19–20 вв.
2 Собственные имена в пословицах и поговорках.
Задача: исследование антропонимов, используемых в русских пословицах и поговорках. Классификация и этимологический анализ.
Слайд 12
3 Читательский портрет моего сверстника.
Задача: выявить что, как и почему читают
ваши сверстники. Эта работа поможет вам проанализировать собственный читательский опыт и опыт ваших сверстников. Итогов работы станет обобщенный читательский портрет старшеклассника.
4 Игровые проекты :
-предполагают подготовку какого – либо мероприятия (игры ,состязания, викторины, экскурсии и т.п.)
Слайд 13
Спасибо организаторам курсов и лекторам за помощь учителям – практикам. Ваши
видеоуроки помогли более детально разобраться в особенностях исследовательской и проектной деятеятельности на уроках и во внейрочной деятельности. Вы предоставляли не «голый» теоретический материал, а старались наполнить его современным содержанием, предостеречь нас от ошибок.