Слайд 1Аттестационная работа
Слушателя курсов повышения квалификации по программе:
«Проектная и исследовательская деятельность как
способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»
Глазунова Елена Александровна
Фамилия, имя, отчество
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа ПОС. ЧАЙКОВСКОГО, Клинский район
Образовательное учреждение, район
На тему:
«Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся на традициях народной культуры, литературном и языковом наследии родного края»
Слайд 2Краткая характеристика работы
В настоящее время люди возрождают традиции, обычаи своих предков,
так как каждому человеку необходимо знать историю, культуру своей страны. Но нельзя знать историю страны, не зная истории и культуры своей малой родины. Как известно, нет будущего у того народа, который не знает своего прошлого. И не случайно академик Д.С. Лихачёв ввёл такое понятие, как экология «культуры», которое означает и сбережение культурной среды, и сохранение активной действенной памяти о прошлом любого народа, и понимание невосполнимости разрушенных памятников и явлений культуры, и осознание опасности забвения. Он призывал внимательно относиться к родной истории, которая воспитывает любовь и уважение к своей стране, к своим предкам. Сохранение культуры своей малой родины – это сохранение памяти о своём народе. Необходимо, чтобы каждый человек чувствовал, что он одно из звеньев в бесконечной цепи поколений, и он обязан передать свои культурные ценности потомкам. Поэтому нужно беречь традиции, которые сохранились от наших предков, и сохранять их.
Слайд 3Краткая характеристика работы
Проект реализуется в рамках программ: «Диалектизмы. Обряды и обрядовый
фольклор»; «Литературное краеведение».
В своей практике я часто сталкиваюсь со следующими проблемами:
отсутствие доступной информации по литературному краеведению своего края;
отсутствие у учащихся знаний по литературному краеведению;
отсутствие у учеников навыков самостоятельного поиска информации по интересующей теме;
слабое умение представить окружающим полученные знания.
Проектная работа проводилась на базе муниципального общеобразовательного учреждения – средняя общеобразовательная школа ПОС. ЧАЙКОВСКОГО, которая является сельской.
Слайд 4Задачи проекта:
обогащать и систематизировать знания детей о культурном наследии Клинского района
и Московской области.
развивать эмоционально-ценностное отношение к фольклорному, языковому и литературному наследию родного края.
совершенствовать у детей уровень практических навыков: побуждать к проектно-исследовательской деятельности.
научить детей пользоваться справочной, научно-популярной литературой, периодическими изданиями, современными источниками информации.
развивать творческое воображение и фантазию детей. Дать родителям и детям возможность продемонстрировать свои творческие способности.
Слайд 5Цель проекта:
изучение обрядов и обрядового фольклора, литературного и языкового наследия родного
края;
знакомство с литературным наследием (достопримечательностями и людьми, прославившими родной край в стихах, рассказах, очерках);
знакомство с литературной картой Московской области.
Слайд 6Проблема проекта:
способствует ли изучение обрядов и обрядового фольклора, литературного и
языкового наследия родного края воспитанию духовно-нравственной личности?
Участники проекта: учащиеся 5-9 класса, МОУ-СОШ ПОС. ЧАЙКОВСКОГО, учитель русского языка и литературы, родители учеников, специалисты Центральной районной библиотеки, специалисты Клинского краеведческого музея.
Время реализации проекта: сентябрь 2017 – май 2022
Вид проекта: творческий, долгосрочный, групповой.
Слайд 7Ведущая деятельность: проектная.
Форма продуктов проектной деятельности: детские проекты (презентации, видеофильмы, мини-спектакли,
альбомы, исследовательские работы).
Информационно-техническое оснащение: центральная детская и школьная библиотеки, интернет-ресурсы, музей, оборудование для съёмок: видеокамера, фотоаппарат.
Слайд 8Ожидаемые результаты:
Для учеников:
личностные:
приобретение детьми знаний о своем родном крае, воспитание чувства
любви к своей малой родине, к её духовному наследию;
приобретение учащимися общечеловеческих ценностей;
эмоциональное благополучие учащихся;
отсутствие асоциального поведения у учащихся;
метапредметные: умение вести проектную работу (способность разработать, защитить, внедрить проект).
Слайд 9Для педагога:
повышение профессионализма;
внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;
личностный
и профессиональный рост;
самореализация.
Для родителей
повышение уровня личностного сознания;
укрепление взаимоотношений между детьми и родителями;
самореализация.
Формы и методы реализации проекта: групповая форма работы.
Ведущий метод: проектный.
Слайд 10Принципы реализации проекта:
В процессе работы необходимо руководствоваться следующими принципами:
Принцип развития –
отражает четкую ориентацию на развитие личности.
Принцип дифференциации и индивидуализации – предполагает создание условия для полного проявления способностей каждого ребенка и его семьи.
Принцип диалогического общения – отражает открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов творческого проекта.
Принцип доступности – предусматривает организацию работы с учетом возрастных особенностей, подготовленности, а также индивидуальных особенностей семейных отношений.
Принцип системности – достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности.
Слайд 11Деятельность
учитель
учащийся
1-й этап: погружение в проект
Формулирует: Осуществляют:
Проблемную ситуацию Присваивают проблемную ситуацию
Проблему Присваивают проблему
Цель и задачи Принимает цели и задачи
2-й этап: организация деятельности
Предлагает: Осуществляют:
Организовать группы Разбиение на группы
Распределить роли (обязанности) Распределение ролей
Спланировать деятельность по решению задач проекта
Планирование работы
Возможные формы презентации Выбирают формы презентации
Слайд 123-й этап: осуществление деятельности
Не участвует, но:
Работают самостоятельно:
Консультирует по запросу В соответствии с ролью (обязанностью)
Контролирует ненавязчиво Консультируются по необходимости
Даёт новые знания по запросу «Добывают» недостающие знания
Репетирует презентацию Подготавливают презентацию
4-й этап: презентация
Принимает отчёт: Демонстрируют:
Обобщает результаты Понимание цели и задачи
Подводит итоги обучения Умение планировать и осуществлять работу
Оценивает умение общаться, слушать, обосновывать своё мнение
Найденный способ решения проблемы
Акцентирует внимание на воспитательном моменте: умение работать в группе на общий результат Рефлексию деятельности и результата
Дают взаимооценку деятельности и её результативности1
Слайд 13Правила и принципы работы над проектами:
– Ответственность за конечный результат несут
все члены команды, выполняющие проектное задание.
– Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
– Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом.
– Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
Слайд 14Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897
2. Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. – М., 2003
3. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения Директор школы. 1995. № 6.
4. Календарно-обрядовая поэзия сибиряков. (Сост. Ф.Ф. Болонев, М.Н., Мельников. – Новосибирск, 1981)
5. Круглов Ю.П. Русские свадебные песни, – М.,1978
6. Мельников М.Н. Русский детский фольклор Сибири. – М. , 1978
7. Обряды и обрядовый фольклор. Сб. статей (под ред. В.К. Соколова, – М. , 1982)
8. Народная культура Сибири: научные поиски молодых исследователей. – Омск: издательство Ом ГПУ, 2001.
9. Материал, записанный со слов старожилов, проживающих в деревнях Седельниковского района и села Седельникова.
10. Сборник статей «Научно-исследовательская деятельность ученика и учителя» – Омск: ООИПРО, 2004.