Слайд 1Дидактика высшей школы
Дудина Маргарита Николаевна, доктор педагогических наук, профессор УрФУ
Слайд 2Ян Амос Коменский
(1592-1670)
На путях воспитания видел возможность установления
справедливых отношений не только между людьми в одной стране, но и между народами.
В труде «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» писал о необходимости образования и воспитания человека на протяжении всей жизни
Слайд 3Из «Великой дидактики»
«... учить всех всему, или верный и тщательно обдуманный
способ создать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того и другого пола, без всякого, где бы то ни было, исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни».
учить с верным успехом, учить быстро, основательно. «Основания почерпаются из самой природы вещей; Истинность подтверждается параллельными примерами из области механических искусств; Порядок распределяется по годам, месяцам, дням и часам, наконец, указывается верный и легкий путь для удачного осуществления этого на практике».
Слайд 4Современная дидактика ВШ
Общая теория обучения, исследующая проблемы образования и обучения (воспитания)
на высшей, в том числе профессиональной ступени
Объект дидактики - процесс обучения как непрерывный, его структура и содержание, закономерности
Предмет дидактики – цели, содержание и методы
Частная дидактика - методический аспект - связан с преподаванием конкретной учебной дисциплины ( специфика, структура и содержание, методы обучения и контроля)
Слайд 5Функции дидактики
Научно-теоретическая (познавательно-объяснительная) – выявляет закономерности обучения и развития личности.
Нормативно-прикладная,
мировоззренческая – рассматривает обучение в многообразии и единстве, в совокупности ценностей и норм познания и преобразования мира, социума и личности.
Социальная – исследует развитие личности, способной адаптироваться и интегрироваться в общество в соответствии с его запросами и перспективами развития.
Слайд 6Функции дидактики (продолжение)
Личностно-развивающая - на развитие способностей человека к самоактуализации и
саморазвитию, саморегуляции и самореализации (гражданин, патриот, труженик, семьянин, сотрудник в сообществе).
Здоровьесберегающая – физическое, психическое, социальное, нравственное.
Культуротворческая – потенциал субъекта культуры и творческой деятельности, носитель традиционной и инновационной культуры.
Социальной защиты – возможности социальной и профессиональной мобильности.
Прогностическая - возможности прогнозировать последствия изменений в обучении.
Слайд 7Задачи дидактики ВШ
выявление закономерностей обучения и развития личности (ее воспитания)
обоснование принципов обучения в ВШ
обоснование целей высшего образования
обоснование стандарта высшего образования
разработка содержания образования
научное обоснование модели педагогического процесса в вузе
разработка инновационных методов обучения, в т.ч. информационно-коммуникационных, компьютерных
Слайд 8Понятийно-категориальный аппарат
(цели, процесс и результаты)
Обучение, образование, воспитание, развитие,
Педагогический процесс,
Педагогическая деятельность,
Учебно-познавательная
деятельность,
Личность , развитие личности средствами обучения,
Принципы обучения, формы, методы и средства обучения
Слайд 9Образование
Целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, социума и государства,
предполагающий достижения обучающимся определенного образовательного уровня (на базе освоения общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций;
[Универсальных , общепрофессиональных, профессиональных, УК, ОПК, ПК]
Слайд 10Обучение предполагает:
Целеполагание – зачем обучать?
Содержание – чему обучать?
Технологии - как обучать?
(Как контролировать динамику достижений студента? Как оценивать? Как корректировать?)
Слайд 11Традиционный и инновационный подходы
Традиционная когнитивная модель («зуновская» - знания, умения, навыки)
Задача и миссия учителя (преподавателя) - «передать» знания и опыт предшествующих поколений ( «сеяние разумного, доброго, вечного»).
Неотъемлемое свойство – доминирующая репродуктивная деятельность обучаемых.
Экстенсивный характер образовательного процесса,
Длительность обучения
Нацеленность - «научить на всю оставшуюся жизнь».
Результат образования оценивался в основном количественными показателями
модель более ориентирована на процесс, чем на результат
Инновационная личностно-развивающая модель
Задача и миссия учителя (преподавателя) – научить добывать знания.
Неотъемлемое свойство - креативная деятельность обучаемых.
Интенсивный характер образовательного процесса.
Нацеленность- непрерывное образование (« через всю жизнь»).
Результат образования оценивается качественными показателями (компетенции)
Модель более ориентирована на результат, достигаемый собственными усилиями обучаемого
Слайд 12Развивающее обучение: методология, теория и практика
Каково соотношение обучения и развития?
С.Л. Рубинштейн: «правильное решение вопроса о соотношении развития и обучения имеет центральное значение не только для психологии, но и для педагогики. Каждая концепция обучения, которую сформулирует педагог, включает в себя (сознает он это или нет) определенную концепцию развития. Точно так же концепция психического развития, которую сформулирует психолог (сознает он это или нет), заключает в себе и определенную теорию обучения»
(Рубинштейн С.Л., 1946. С. 156).
Слайд 13Согласно Л.С. Выготскому:
«… можем сформулировать общий генетический закон культурного развития в
следующем виде: всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцене дважды, в двух планах, сперва – социальном, потом – психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая. Это относится одинаково к произвольному вниманию, к логической памяти, к образованию понятий, к развитию воли…»
[Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Собр.соч.: В 6-ти т. Т.4. М., 1984., с. 248., с. 145]
Слайд 14Обучение ведет в зону ближайшего развития
Процесс развития - самодвижения, самоорганизации на
основе внутренних законов. Обучение стимулирует развитие, пробуждает, приводит в движение внутренний механизм развития на основе взаимодействия с со сверстниками и взрослыми, в сотрудничестве.
Слайд 15Л. С. Выготский:
«Как садовник, желающий определить состояние своего сада, будет не
прав, если вздумает оценивать его только по созревшим и принесшим плоды яблоням, а должен учесть и созревающие деревья, так и психолог неизбежно должен при оценке состояния развития учитывать не только созревшие, но и созревающие функции, не только актуальный уровень, но и зону ближайшего развития. Как это сделать?» [«Мышление и речь»Т.2 с. 246-247].
Слайд 16Зона ближайшего развития
- выход из зоны актуального развития субъекта
– результат действия закона становления высших психических функций.
Слайд 17Центральное технологическое звено развивающего обучения
это самостоятельная учебно-познавательная деятельность обучаемого, основанная на
его способности регулировать свои действия в соответствии с осознаваемой целью.
Суть развивающего обучения состоит в том, что обучаемый не только усваивает конкретные знания и умения, но и овладевает способами действий, учится конструировать и управлять своей учебной деятельностью.
Слайд 18 СПИСОК РЕКОМЕДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения
занятий) в высшей школе : учеб. пособие / сост. Т. Г. Мухина. Н. Новгород : ННГАСУ, 2013. 97 с.
2. Вербицкий А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова. М. : Логос, 2011. 334 с.
3. Выготский Л. С. Мышление и речь /Л.С. Выготский // Собр. соч. : В 6 т. М., 1982. Т. 2.
4. Глобализация и образование. Болонский процесс: материалы круглого стола. М. : Альфа-М, 2004. Вып. 2. 168 с.
5. Дудина М. Н. Дидактика высшей школы: от традиций к инновациям [учеб.-метод. пособие] – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. 152 с.
6.Загвязинский В. И. Теории обучения и воспитания: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. М. : Академия (Academia), 2013. 256 с.
7. Зеер Э. Ф. Социально-профессиональное воспитание в вузе : практико-ориентированная монография. Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург : Изд-во РГППУ, 2003. 157 с.
Слайд 19СПИСОК РЕКОМЕДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (продолжение)
8. Колесникова Л. Г. Управление человеческими ресурсами: формирование
компетенций: учеб. пособие Челябинск : Центр науч. сотрудничества, 2012. 158 c.
9. Попков В. А. Дидактика высшей школы / В. А Попков, А. В. Коржуев. М. : Академия, 2009. 224 с.
10. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М.: Когито-Центр, 2002. - 396 с.
11. Современные технологии профессионально-ориентированного образования: курс лекций. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун - та. 2009. 380 с.
12. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / Под общ. ред. Л.Л. Рыбцовой. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. 92 с.
13. Фокин Ю. Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход. М. : Академия (Academia), 2008. 240 с.
Слайд 20М.Н. Дудина. Дидактика высшей школы: от традиций к инновациям, 2015, http://hdl.handle.net/10995/35194;
http://elibrary.ru/item.asp?id=24795185