Природно-техногенная безопасность презентация

Содержание

ПРИРОДНО-ТЕХНОГЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ: свойствами и состоянием технологий, оборудования и объектов; документами (ФЗ, нормы, правила, стандарты, руководства, инструкции, указания); персоналом (подготовка, аттестация, дисциплина, здоровье, заработная плата,

Слайд 1Приложение
ИЛЛЮСТРАТИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


Слайд 2ПРИРОДНО-ТЕХНОГЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ:
свойствами и состоянием технологий, оборудования и

объектов;
документами (ФЗ, нормы, правила, стандарты, руководства, инструкции, указания);
персоналом (подготовка, аттестация, дисциплина, здоровье, заработная плата, социальные мотивы);

ОБЕСПЕЧЕНА, если соответствуют критериям безопасности параметры состояния объекта:
техническое состояние объекта (включая состояние систем мониторинга безопасности);
организационные системы управления качеством и безопасностью;
состоянием безопасности персонала;
экологической безопасностью;
состоянием сил и средств для предупреждения и ликвидации ЧС


Слайд 3 От опасностей поражающих факторов и последствий техногенных аварий,

природных стихийных бедствий и катастроф - РСЧС

От опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий - ГО

Организационные,медицинские, противорадиационные, противохимические, инженерно-технические и другие меры, направленные на спасение пострадавших и снижение тяжести их поражения – см ранее.
Эти меры, способствующие своевременному предупреждению об угрозе возникновения ЧС и сводящие до минимума возможность, опасных для жизни и здоровья человека поражений проводятся объектах экономики.
Устанавливаются единые требования безопасности функционирования потенциально опасных объектов. На таких объектах проводятся анализ и оценка безопасности производства, выявляются необходимые для решения вопросы, разрабатываются и осуществляются мероприятия по их устранению. Проводится декларирование безопасности потенциально опасных производств и объектов.

Задействуются все существующие способы и средства защиты и в очагах поражений и зонах бедствий проводятся необходимые аварийно-спасательные и другие неотложные работы.
Выполняются мероприятия в соответствии с заблаговременно разработанными и одобренными нормативными правовыми актами на военное время и планами ГО по установленным степеням готовности – см.далее*.

В целях организации заблаговременной подготовки и максимального привлечения материально-технических ресурсов для обеспечения комплексной защиты населения в военное время, разрабатываются планы мероприятий ГО в составе мобилизационных планов экономики –см. далее**.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ


Слайд 4ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЗАЩИТЕ ЛЮДЕЙ


СИЗ
Использование средств
индивидуальной
медицинской защиты
Проведение

АСР

ЭВАКУАЦИЯ

Укрытие в ЗС

Использование


Слайд 5 Укрытие населения в приспособленных помещениях и в специальных защитных сооружениях следует

проводить по месту постоянного проживания или временного нахождения людей непосредственно во время действия поражающих факторов источников ЧС, а также при угрозе их возникновения.

Эвакуацию следует проводить в случае угрозы возникновения или появления реальной опасности формирования в этих зонах под влиянием разрушительных и вредоносных сил природы, техногенных факторов и применения современного оружия критических условий для безопасного нахождения людей, а также при невозможности удовлетворить в отношении жителей пострадавших территорий минимально необходимые требования и нормативы жизнеобеспечения.

Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи (СИЗ) в системе защитных мероприятий в зонах ЧС должны предотвращать сверхнормативные воздействия на людей опасных и вредных аэрозолей, газов и паров, попавших в окружающую среду при разрушении оборудования и коммуникаций соответствующих объектов, а также снижать нежелательные эффекты действия на человека светового, теплового и ионизирующего излучений.

В качестве средств индивидуальной защиты органов дыхания следует использовать общевойсковые, гражданские и промышленные противогазы, выпускаемые промышленностью респираторы (в том числе выпускаемые для производственных целей), простейшие и подручные средства (противопыльные тканевые маски и повязки) .


Слайд 6 В качестве средств

индивидуальной защиты кожи надлежит использовать общевойсковые защитные комплекты, различные защитные костюмы промышленного изготовления и простейшие средства защиты кожи ( производственная и повседневная одежда, при необходимости пропитанная специальными растворами).
Выпускаемые промышленностью СИЗ должны быть направлены
преимущественно для обеспечения личного состава формирований, подготавливаемых для проведения спасательных и других неотложных работ в очагах поражения. Остальное население должно использовать простейшие и подручные средства.

Мероприятия медицинской защиты населения при ЧС следует проводить с целью предотвращения или снижения тяжести поражений, ущерба для жизни и здоровья людей под воздействием опасных и вредных факторов стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также для обеспечения эпидемического благополучия в районах ЧС и в местах дислокации эвакуированных. Эти цели должны достигаться применением профилактических медицинских препаратов-антидотов, протекторов, стимуляторов резистентности, своевременным оказанием квалифицированной медицинской помощи пораженным и их специализированным стационарным лечением до определившегося исхода, иммунопрофилактикой среди категорий лиц повышенного риска инфицирования и проведением других противоэпидемических мероприятий.


Слайд 7Мероприятия медицинской защиты в природных и техногенных ЧС следует планировать и

осуществлять с использованием наличных сил и средств министерств и ведомств Российской Федерации, непосредственно решающих задачи защиты жизни и здоровья людей, а также специализированных функциональных подсистем РСЧС: экстренной медицинской помощи, санитарно- эпидемиологического надзора, защиты и жизнеобеспечения населения в ЧС, экологической безопасности и других, с их наращиванием путем создания и развертывания необходимого количества медицинских формирований и учреждений. Первую медицинскую помощь пострадавшим до их эвакуации в лечебные учреждения оказывают непосредственно в очагах поражения в ходе спасательных и других неотложных работ. Оказание этой помощи следует осуществлять с участием заранее формируемых для такой цели из самого населения санитарных постов и санитарных дружин, в состав которых надлежит включать лиц, специально обученных общим приемам оказания само- и взаимопомощи и способных организовывать практическое выполнение населением этих приемов в экстремальных условиях. В рамках подготовки к выполнению мероприятий медицинской защиты населения в ЧС следует заблаговременно создавать также специальные медицинские формирования и учреждения; вести подготовку медицинского персонала; накапливать медицинские средства защиты, медицинского и специального имущества и техники для оснащения медицинских формирований и учреждений; проводить профилактические мероприятия и прививки населению; подготавливать к развертыванию дополнительную коечную сеть; разрабатывать режимы поведения и действий населения в ЧС.


Слайд 8Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в зонах ЧС следует проводить с

целью срочного оказания помощи населению, которое подверглось непосредственному или косвенному воздействию разрушительных и вредоносных сил природы, техногенных аварий и катастроф, а также для ограничения масштабов, локализации или ликвидации возникших при этом ЧС.
Аварийно-спасательные работы в ЧС - это первоочередные работы в зоне чрезвычайной ситуации по локализации и тушению пожаров, аварийному отключению источников поступления жидкого топлива, газа, злектроэнергии и воды, по поиску и спасанию людей, а также оказанию пораженным первой медицинской помощи и их эвакуации в случае необходимости в специализированные медицинские учреждения вне зоны чрезвычайной ситуации.



Слайд 9
СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
СИЗОД
СЗК

Фильтрующие

Изолирующие

Противогазы


Респираторы

Самоспасатели

Гражданские
(ГП-5, 5М, ГП-7, 7В, 7ВМ)
Детские
(ПДФ-2Д, ПДФ-2ш)
Защитные камеры(КЗД-6)
Дополнительные патроны (ДПГ-1, ДПГ-3, ПЗУ)
Промышлен-ные (ПФМ-1 , ППФМ-92 и др.)
Общевойско-вые

Противопы-льные (Р-2,
У-2К,Лепесток)
Противо-аэрозольные
(Астра-2, Кама-200)
Промышленные (РПГ-67, РУ-67, Ф-62Ш, Снежок, Уралец)
РМ-2, РПА-1

Простейшие средства

Противопыльная тканевая маска
Ватно-марлевая повязка

Табельные

Изолирующие противогазы
(ИП-4, ИП-5, ИП-6)

Промышленные

Кислородные (КИП-8)
Со сжатым воздухом (Влада, АСВ-)
Шланговые (ПШ-1,ПШ-2)

Фильтрующие
(негерметичные)
- ЗФО, экранирующие комбинезоны,ОКЗК, КЗС, импрегнированная одежда

Изолирующие (герметичные)
Л-1,ОЗК,КЗП,КЗМ, КХИ,

Специальные
Фартуки, костюмы резиновые,пластикатные,пневмокостюмы



Слайд 10В ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного

и техногенного характера" : ….
ОГВ СРФ и ОМС создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций…

Резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС ПТХ

Создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения ЧС и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы.

Виды: - федеральный резерв материальных ресурсов (МР) в составе государственного материального резерва - решением Правительства РФ; - резервы материальных ресурсов ФОИВ - своим решением ; - резервы МР СРФ - решением ОИВ СРФ; - местные резервы МР - решением ОМС; - объектовые резервы МР - решением администраций ОЭ.

Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются создавшим их органом.

Резервы МР для ликвидации ЧС используются при проведении АСНДР по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, для развертывания и содержания временных пунктов проживания и питания пострадавших граждан, оказания им единовременной материальной помощи и других первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением их жизнедеятельности.

Финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет органов, прннявших решение по их созданию.

В ФЗ №28 «О гражданской обороне» исходя из задач ГО :
ПРФ - определяет порядок накопления, хранения и использования; ФОИВ, ОИВ СРФ, ОМС, ОЭ - создают и содержат в целях ГО

Запасы материально- технических, продовольственных, медицинских и иных средств

Запасы предназначены для первоочередного обеспечения населения в военное время, а также для оснащения соединений и воинских частей войск ГО и ГОГО при проведении АСНДР в случае возникновения опасности при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Запасы материально-технических средств включают в себя : специальную и автотранспортную технику, средства малой механизации, приборы, оборудование и другие средства, предусмотренные табелями оснащения соединений и воинских частей войск гражданской обороны и гражданских организаций гражданской обороны.
Запасы продовольственных средств включают в себя : крупы, муку, мясные, рыбные и растительные консервы, соль, сахар, чай и другие продукты.
Запасы медицинских средств включают в себя: медикаменты, дезинфицирующие и перевязочные средства, медицинские препараты, индивидуальные аптечки, а также медицинские инструменты, приборы, аппараты, передвижное оборудование и другое медицинское имущество.
Запасы иных средств включают в себя: вещевое имущество, средства связи и оповещения, средства радиационной, химической и биологической защиты, отдельные виды топлива, спички, табачные изделия, свечи и другие средства.

Запасы накапливаются заблаговременно в мирное время. Не допускается хранение запасов с истекшим сроком годности.
Номенклатура и объемы запасов определяются …исходя из возможного характера военных действий на территории РФ, величины возможного ущерба объектам экономики и инфраструктуры, природных, экономических и иных особенностей территорий, условий размещения организаций, а также норм минимально необходимой достаточности запасов в военное время. При определении номенклатуры и объемов запасов должны учитываться имеющиеся материальные ресурсы, накопленные для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.


Слайд 11ГОГО
Население
Номенклатура и объемы запасов
По Метуказаниям .. (ДМЧС №33-860-14 от 3.04.2000г.
Потребность обеспечения

их действий (пополнение)
По планам ГО…

Финансирование
Из соответствующих бюджетов и за счет средств организаций по статье «гражданская оборона»

Возможный характер военных действий на территории Российской Федерации,
Величина вероятного ущерба объектам экономики и инфраструктуры,
Природные, экономические и иные особенности территорий, условия размещения организаций;
и другие исходные данные, принятые для разработки планов гражданской обороны (раздел 1)

Потребность в обеспечении защиты населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных растений, животных, продовольствия, водоисточников от современных средств поражения.

Номенклатура определяется отдельно для : а) районов ожидаемого затопления –приложение №1; б) районов биологического заражения –приложение №2; в) районов радиационного заражения –приложение №2; г) районов ожидаемого химического заражения –приложение №2; д) районов ожидаемых пожаров - приложение №3. Номенклатура коллективных средств защиты населения - средства оборудования (укомплектования) защитных сооружений(ЗС), в том числе быстровозводимых убежищ (БВУ) и простейших укрытий (строительные материалы, комплектующее оборудование, аптечки, индивидуальные медицинские пакеты, запасы медикаментов и воды). Материально-технические средства для строительства ЗС, в том числе БВУ, не накапливаются, а их поставка обеспечивается в соответствии с планами мероприятий гражданской обороны, утвержденными в составе мобилизационных планов экономики. Для медицинского обеспечения населения используется имеющееся медицинское и санитарно –хозяйственное имущество и запасы медицинского имущества, накопленные по нормам Минздрава России и для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Для эвакуируемого населения должно предусматриваться выделение транспортных средств и создание запасов средств индивидуальной защиты. Вещи и другие предметы первой необходимости эвакуируемое население берет собой из имеющихся в домашнем хозяйстве или приобретаемых в пунктах торговли, организуемых ОМС.


В том числе
резервы на ЧС

ПОРЯДОК
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ЗАПАСОВ


Слайд 12 Классификация ЗС

По назначению
- для защиты населения;
- для размещения органов управления
- для размещения узлов связи
- для защиты техники и материальных средств

Специальные фортификационные сооружения (СФС)

Защитные сооружения гражданской обороны
(ЗС ГО)

Войсковые фортификационные сооружения (ВФС)

Убежища

Противорадиационные укрытия

Простейшие укрытия

Открытие щели и траншеи –12 час;
Перекрываются - Ч+ 12 час;
Дооборудуются в ПРУ - + 2 суток.

Время приведения в готовность – до 12 часов;
на АЭС и ХОО – в готовности к немедленному использованию.


Слайд 13
Медицинские средства индивидуальной защиты

Для профилактики и оказания медицинской помощи

Радиопротекторы

Антидоты

Противобактериальные средства

Средства частичной санобработки

1.Последствия радиоактивного облучения человека 2.Неотложная медицинская помощь при радиационных авариях 3. Радиопротекторы. Йодная профилактика.

1. Классификация токсических веществ по их преимущественному действию на организм .
2. Первая медицинская помощь при поражении ОХВ
3. Антидоты.

неспецифической профилактики (антибиотики и интерфероны)
специфической профилактики (сыворотки, вакцины, анатоксины, бактериофаги).

Аптечка АИ-2
Резерв
От ФОВ - Тарен (6 шт. -до1шт+1шт, далее через 5-6 час)
Противобактериальное №2- Сульфадиметоксин (15шт. –7 шт\1 суки за прием, 2 сутки –4шт)
Радиозащитное №1 - Цистамин (2 по 6 таб- 6 таб до РО, далее через 4-5 час)
Противобактериальное №2 - Хлортетрациклина гидрохлорид (2 по 5 таб – 5 сразу, далее через 6 час)
Радиозащитное №2 - Калия йодид (10 таб- по одной в день)
Противорвотное - Этаперазин (5 таб – по одной через 3-4 час)

ИПП-8,10,11

Перевязочный пакет

Коллективные аптечки в ЗС №№1 и 2



Слайд 14Медико-биологическая защита
Медицинское обеспечение мероприятий ПЛЧС и ГО
Медицинская
Противобактериологическая
- Прогнозирование возможной опасности

для здоровья людей
- Предупреждение или максимальное смягчение воздействия на организм человека поражающих факторов

Предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний (саннадзор)
Своевременное оказание необходимого объема медицинской помощи пораженным
Локализация и ликвидация очагов бактериологического (эпидемического) поражения (предупреждение заноса, локализация и ликвидация)

Двухэтапная медэвакуация

Карантин и обсервация


Слайд 15ПРИБОРЫ, СИСТЕМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ ХИМИЧЕСКИХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ
Контроль загрязнения воздуха

Контроль промышленных выбросов

и отработанных газов

Контроль загрязнения поверхностных вод и питьевой воды

Контроль загрязнения сточных вод

Контроль загрязнения почвы

Приборы
газоанализаторы
сигнализаторы
хромотографы
приборы с ИТ
Системы
стационарные (СП, ПОСТ-1, ПОСТ-2, СКХ, Инлан)
передвижные (Атмосфера, ПЛ,МЭЛ)
комплекты приборов ХЛ

Приборы
газосигнализаторы
сигнализаторы

Системы
газоаналитические
комплекты приборов ХЛ




Приборы
автоматические анализаторы природных вод
ионометры
комплектные анализаторы поверхностных вод
хроматографы
Системы
АСКПВ «Аникос ВГ»
комплекты приборов ХЛ

Приборы
сигнализаторы
концентратомеры
анализаторы механических примесей остаточного хлора
хроматографы
проботоборники
Системы
лаборатории ЛАВ-1, ЛАВ-3, ЛАВ-4
комплекты приборов ХЛ

Приборы
установки для измерения сульфатионов и плотного остатка
термометры
пробоотборные устройства

Системы
комплекты приборов ХЛ


Стационарные

Передвижные

Переносные


Слайд 17
ПРИБОРЫ, СИСТЕМЫ И СРЕДСТВА РАДИАЦИОННОЙ РАЗВЕДКИ И ДОЗИМЕТРИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
Контроль РО
Дозиметрический контроль
Приборы

контроля РО

Радиометры
радиометры
радиометры-дозиметры
сигнализаторы

Измерители мощности дозы
Индикаторы мощности дозы
Дозиметры-радиометры
Индикаторы радиоактивности

Спектрометры
Альфа
Альфа-бета
Альфа-бета-гамма спектрометры

Вспомога-тельные средства

Пробоотборники
выпадений из атмосферы
почвы и воды
оборудование РМЛ

Приборы контроля внешнего облучения

Приборы контроля внутреннего облучения

1.Индивидуальные дозиметры
2. Комплекты индивидуальных дозиметров

Счетчики излучений человека (СИЧ)

Системы контроля РО
системы радиационного экологического мониторинга окружающей среды (АСКРО)
системы повышения радиационной безопасности жилых и рабочих помещений
системы контроля радиационной безопасности эксплуатации ЯЭУ


Слайд 18ОРГАНИЗАЦИЯ ДОЗИМЕТРИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В ЧС
Радиационный контроль

Контроль облучения (дозиметрический контроль)

Контроль загрязнения (радиометрический контроль)

Задачи: - измерение интегральной дозы, полученной человеком в результате нахождения на загрязненной РВ территории;
измерение мощности дозы гамма-излучения на местности и в помещениях;
определение радиоактивного загрязнения воздуха, воды, продуктов питания и пр.;
определение загрязненности различных поверхностей (в том числе гамма-, бета-нуклидами).

Для получения данных о дозах облучения людей, степени радиационных поражений и определения необходимой медпомощи.

Групповой

Индивидуальный

Получение данных о средних дозах и определение работоспособности групп людей

Получение данных о дозах каждого человека и определения степени лучевой болезни

Дозиметрами

Расчетом

Предел дозы

Планируемое повышенное

Для получения данных о возможности использования предметов, объектов, воды, продовольствия, сырья, нахождения на территории и т.д.

Приборами

Предельно допустимые нормы загрязнения (допустимые уровни)

Дозиметрический контроль

формирования (специальные АСС и ГОГО), специально обученные дозиметристы и автоматизированные системы
порядок, учет, карточки, журналы, донесения

промышленными
специальными


Слайд 19 Оценка радиационной обстановки
на территории объекта экономики и в его загородной

зоне

Определение по номеров типовых режимов радиационной защиты неработающих членов семей

Определение по номеров типовых режимов радиационной защиты рабочих и служащих объекта экономики

Определение по номеров типовых режимов радиационной защиты при проведении АСДНР

Доведение содержания режима радиационной защиты до населения

Доведение содержания режимов радиационной защиты до руководителей производственных подразделений

Доведение содержания режимов радиационной защиты до КНС ГО объекта и командиров ГОГО при постановке задач

Систематический контроль соблюдения установленных режимов радиационной защиты

ОРГАНИЗАЦИЯ СБОРА ДАННЫХ ОБ ИЗМЕРЕННЫХ УРОВНЯХ РАДИАЦИИ

Порядок работы штаба ГО по определению и установлению режимов радиационной защиты


Слайд 20



Пример, Типовой режим № 6-Б-4 радиационной защиты рабочих и служащих
объекта,

продолжающего работу в военное время (общая продолжительность соблюдения режима 10 суток)

1 период
Непрерывное пребывание в ПРУ на объекте
Продолжительность 12 час.

3 период
Работа на объекте с отдыхом в жилых домах района рассредоточения
Продолжительность 8,5 сут

Обычная работа до 12 час. в сутки

Проживание до 10-11 часов в сутки

Кратковременное пребывание на открытой местности 1-2 часа в сутки

Кратковременные выходы наружу на 15-30 мин.

Период прекращения работы


В системе ГО рекомендованы три вида типовых режимов радиационной защиты на военное время:
для защиты населения ( 3 группы режимов по 10-16 режимов в зависимости от уровней радиации и Косл определяется номер группы ТРРЗ и индекс зоны РЗ);
для защиты работников объектов экономики, продолжающих свою деятельность ( 4 группы режимов по 10-16 режимов в зависимости от уровней радиации и Косл определяется номер группы ТРРЗ и индекс зоны РЗ);;
для проведения ГОГО АСДНР ( сведены в 8 группу и включает 17 режимов по 10-16 режимов в зависимости от уровней радиации и Косл . Режимы рассчитаны на 4 суток после взрыва и включают время начала работы, число смен и продолжительность работы каждой);.

РЕЖИМ РАДИАЦИОННОЙ ЗАЩИТЫ - порядок применения средств и способов защиты людей, предусматривающий максимальное уменьшение возможных доз облучения и наиболее целесообразные действия в зоне радиоактивного заражения.

2 период
Возобновление работы с отдыхом в ПРУ
Продолжительность 1 сут


Слайд 21 ЭВАКУАЦИЯ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
ЭВАКУАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ –комплекс мероприятий

по организованному вывозу всеми видами имеющегося транспорта и выводу пешим порядком населения из городов и населенных пунктов и размещению его в загородной зоне. ( По ГОСТ Р 22.0.02-94) - комплекс мероприятий по организованному вывод и\или вывозу населения из зон ЧС или вероятной ЧС, а также жизнеобеспечение эвакуируемых в районе размещения).

ЗАГОРОДНАЯ ЗОНА - территория (в пределах административных границ субъектов РФ), расположенная вне зон возможных разрушений, опасных радиоактивного загрязнения и химического заражения, а также катастрофического затопления, вне приграничных районов, заблаговременно подготовленная для размещения эвакуируемого населения и его первоочередного жизнеобеспечения. (По ГОСТ Р 22.0.02-94 - территория, находящаяся вне пределов зоны вероятной ЧС, установленной для населенных пунктов, имеющих потенциально опасные объекты н\х и иного назначения, подготовленная для размещения эвакуируемого населения).

РАССРЕДОТОЧЕНИЕ - комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из городов и размещению в загородной зоне для проживания и отдыха рабочих и служащих объектов экономики, продолжающих свою деятельность в особых условиях.

БЕЗОПАСНЫЙ РАЙОН - территория, расположенная вне зоны ЧС, пригодная для размещения эвакуируемого населения и его первоочередного жизнеобеспечения.


Слайд 22

ПОДЛЕЖАТ ЭВАКУАЦИИ
При возникновении ЧС
В военное время
Рабочие и

служащие объектов, оказавшихся в районе ЧС ( с неработающими членами семей)

Рабочие и служащие ( с неработающими членами семей) объектов, продолжающих свою деятельность на территории отнесенной к группе по ГО, или переносящих ее в загородную зону, или ее прекращающих.

Нетрудоспособное население и население ,не занятое в производстве и обслуживании.


Слайд 23ВИДЫ ЭВАКУАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ
ОБЩАЯ ЭВАКУАЦИЯ в в/в -

проводится на территории страны или на территории нескольких субъектов РФ и предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения, за исключением нетранспортабельных больных, обслуживающего персонала и лиц, имеющих мобилизационные предписания.

ЧАСТИЧНАЯ ЭВАКУАЦИЯ в в\в - проводится до начала общей эвакуации при угрозе воздействия современными средствами поражения потенциального противника без нарушения действующих графиков работы транспорта. Применяется для нетрудоспособного и не занятого в сфере производства и обслуживания населения.

ЭВАКУАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ ИЗ РАЙОНОВ ПРИГРАНИЧНОЙ ЗОНЫ в в\в- планируется и осуществляется ОИВ СРФ в соответствии с оперативными планами ОВК приграничных ВО и погранвойск.

ЭВАКУАЦИЯ ИЗ ЗОН ВОЗМОЖНОГО КАТАСТРОФИЧЕСКОГО ЗАТОПЛЕНИЯ В ПРЕДЕЛАХ 4-х ЧАСОВОГО ДОБЕГАНИЯ ВОЛНЫ ПРОРЫВА ПЛОТИНЫ ГИДРОТЕХНИЧЕСКОГО СООРУЖЕНИЯ - заблаговременно при объявлении общей эвакуации или эвакуации из приграничной зоны.

ЭВАКУАЦИЯ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН ИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН при ЧС.

ЭВАКУАЦИЯ населения из зон ЧС.


Слайд 24
ПОДЛЕЖАТ РАССРЕДОТОЧЕНИЮ
Рабочие и служащие объектов, производственная база которых

находится на территориях, отнесенных к группе по ГО, для продолжения трудовой деятельности (но не НРС, находящаяся на рабочих местах).

Персонал организаций, обеспечивающих функционирование объектов экономики, энергосетей, коммунального хозяйства, здравоохранения, общепита, транспорта и связи, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.


Слайд 25










РОО
ГДОО
ХОО
ЗВКЗ
30-км зона
ЗВХЗ
Из нас. пунктов в ЗВКЗ в пределах 4-часового добегания волны

прорыва

Незатапливаемая территория



Безопасные районы

ЗВКЗ

Заблаговременно

Эвакуация при ЧС

Безопасные районы




ППЭ


ППЭ

Ветер


Слайд 26



КатОЭ

Зона ВСлР






ГПЗ
Район (пункты) размещения рассредоточиваемых
Район (пункты)


эвакуации


Выбираются с расчетом обеспечения доставки рабочих смен на объекты экономики и обратно за время не более 4 часов


Загородная зона

При определении районов эвакуации принимаются во внимание :
1. Обеспеченность:
- жильем;
- защитными сооружениями;
- водой;
- другими видами жизнеобеспечения.
2.Возможность создания группировок сил для проведения СДНР.
3. Наличие и состояние дорожной сети и местных ресурсов для строительства жилья и ЗС.


Пункты расселения персонала объектов, переносящих свою деятельность в загородную зону

Промежуточный
пункт эвакуации

КатГ

ЭВАКУАЦИЯ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ


Слайд 27ГОГО
Создаются
Организациями, имеющими и эксплуатирующими потен-циально опасные производственные объекты, а также имеющими

важное оборонное и экономическое значение или представляющими высокую степень опасности возникновения ЧС в в\в и м\в.

При условии

а) наличия в организации объектов, отнесенных в соответствии с ФЗ "О промышленной безопас-ности опасных произво- дственных объектов" к категории опасных произ-водственных объектов; б) отнесения организации в соответствии с ПП РФ от 19 сентября 1998 г. N 1115, к категории особой важности, первой или второй категории по гражданской обороне; в) подготовки организации к переводу на работу в условиях в\в; г)размещения организации в ЗВОХЗ и (или) ВОРЗ и (или) ВКЗ.

В соответствии с ФЗ "О ГО" гражданские организации гражданской обороны (ГОГО) представляют собой формирования, создаваемые по территориально – производствен-ному принципу на базе организаций независимо от их организационно - правовой формы (далее именуются - организации), не входящие в состав ВС РФ, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.


Какие ?

Спасательные, медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно - технические, автомобильные формирования, а также формирования разведки, радиационного и химического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, механизации работ, охраны общественного порядка, питания, торговли и другие виды формирований.

С целью ?

Проведения АСДНР и первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также для участия в борьбе с пожарами, в обнаружении и обозначении районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению, обеззараживании населения, техники, зданий и территорий, срочном восстановлении функционирования необходимых коммунальных служб и других объектов жизнеобеспечения населения, восстановлении и поддержании порядка в пострадавших районах.

Как ?

Вид и количество формирований, а также их численность определяются с учетом особенностей производственной деятельности организаций в м\в и в\в, наличия людских ресурсов, специальной техники и имущества, запасов материально - технических средств, а также объема и характера задач, возлагаемых на формирования в соответствии с планами ГО. Комплектуются за счет численности работников организаций, продолжающих работу в период мобилизации и в военное время.

Оснащаются специальной техникой и имуществом, не предназначенными при объявлении мобилизации для поставки в ВС РФ, др. войска, воинские формирования, органы и специальные формирования или использования в их интересах.


Слайд 28Из методических указаний по созданию ГОГО (введены директивой МЧС России от

03.04.2000г. №33-860-14)

Деятельность ГОГО осуществляется по соответствующим планам ГО организаций, МО, СРФ и ФОИВ. ГОГО применяются в соответствии со своим предназначением и готовности.

ГОГО

По подчиненности

Территориальные

Объектовые

Общего назначения

Служб ГО

По предназначению

На базе организаций ОИВ СРФ и ОМС на соответствующих территориях, находящихся в сфере ведения ФОИВ, по согласованию с этими органами. Для выполнения мероприятий ГО в интересах ОИВ СРФ и ОМС, наращивания группировки сил ГО при проведении АСДНР на наиболее важных участках.

На базе организаций и предназначены для проведения АСДНР, как правило, в тех организациях, на базе которых они созданы. По решению ОИВ СРФ и ОМС, на территории которых расположены организации, могут привлекаться для ведения работ и в других организациях.

Для выполнения АСДНР в очагах массового поражения (заражения) и зонах КЗ.
К ним относятся:
СвК(СвГр)
СвКМР)СвГрМР)
СК(СГ)

Для выполнения специальных мероприятий в ходе АСДНР, усиления ФОН и всестороннего обеспечения их действий, а также самостоятельного выполнения задач ГО. Это:
РК, РГр, РЗв ; - ПРХН; - КС, ГрС, ЗвС; - МедО, Медбр, СД, СП; - ППК,ППОтд,ППЗв,ЛПК,ЛПОТД,ЛПЗв; - ИнжК, ИнжГр ; - АТК, АТГр; - К (Гр,Ст) РХБЗ,КО, КСО,СОП,СОТ, СОО ; - АК, АвтТрК; - К(Гр)ООП; - ППП, ПППС, ППВС; - ПАЗС, ПРВГ, ПЭГ; - Гр (Зв) ПВ и ОВЗП; - Бр(К)ЗСХЖР; К(Бр,Зв) ЗСХР; - ЗвОУУ.

Существующие в организациях ряда отраслей экономики военизированные горноспасательные подразделения и специальные ведомственные формирования должны учитываться как формирования ГО, с оснащением их специальным имуществом ГО.

Часть ГОГО может содержаться в повышенной готовности, со сроком приведения не более 6 часов.


Слайд 29Специальная обработка
Полная
Частичная
В ходе выполнения задач, после заражения, по решению командира

ФГО.

После выполнения задач, по распоряжению старшего начальника, на ПуСО, силами специальных ФГО, во всех случаях заражения АХОВ (БОВ) и биологическими веществами.

Штатные и подручные средства.

Специальная техника, приборы и комплекты.

Специальная обработка является составной частью ликвидации последствий применения противником оружия массового поражения и представляет комплекс мероприятий, проводимых с целью восстановления готовности транспортных средств, техники и личного состава формирований к выполнению задач по проведению АСДНР в очагах поражения и подготовки объектов к продолжению производственной деятельности. Она может быть полной или частичной.
Полная специальная обработка проводится с целью обеспечения возможности выполнять работы без средств, защиты кожи и органов дыхания.
Частичная специальная обработка должна обеспечить возможность действовать без средств защиты кожи при соприкосновении с обеззараженными частями транспортных средств, техники и других поверхностей.


Слайд 30Специальная обработка включает обеззараживание различных поверхностей и санитарную обработку личного состава

формирований и населения.

Обеззараживание — выполнение работ по дезактивации, дегазации и дезинфекции зараженных поверхностей.

Обеззараживание транспортных средств и техники проводится на станциях обеззараживания транспорта (СОТ), развертываемых на базе предприятий автосервиса и других организаций по ремонту транспортных средств.

Санитарная обработка личного состава формирований и населения проводится в санитарно-обмывочных пунктах (СОП), создаваемых на базе бань, санпропускников, душевых, а также на специальных обмывочных площадках, развертываемых в полевых условиях с применением подвижных дезинфекционно-душевых установок.
В тех случаях, когда формирования действуют совместно с подразделениями частей ГО, специальная обработка формирований и населения может проводиться на пунктах специальной обработки (ПСО), развертываемых частями ГО .

Дегазация — разложение отравляющих веществ до нетоксичных продуктов и удаление их с зараженных поверхностей в целях снижения зараженности до допустимых норм. Производится с помощью специальных технических средств — приборов, комплектов, поливомоечных машин с применением дегазирующих веществ, а также воды, органических растворителей, моющих растворов. Различают частичную и полную дегазацию.


Слайд 31
Дезактивация — удаление радиоактивных веществ с зараженных поверхностей транспортных средств и

техники, зданий и сооружений, территории, одежды и средств индивидуальной защиты, а также из воды.
Проводится в тех случаях, когда степень заражения превышает допустимые пределы. Дезактивация подразделяется на частичную и полную и проводится в основном двумя способами — механическим и физико-химическим. Механический способ — удаление РВ с зараженных поверхностей. Физико-химический способ основан на процессах, возникающих при смывании РВ растворами различных препаратов.
Для проведения дезактивации может использоваться вода. Вместе с водой применяются специальные препараты, повышающие эффективность смывания радиоактивных веществ. Это поверхностно-активные и комплексообразующие вещества, кислоты и щелочи. К первым относятся порошок СФ-2 и препараты ОП-7, ОП-10; ко вторым — фосфаты натрия, трилон Б, щавелевая и лимонная кислоты, соли этих кислот. Для получения раствора порошок добавляют в воду небольшими порциями при постоянном перемешивании. Дезактивацию транспортных средств и техники проводят с применением 0,15 %-ного раствора СФ-2 в воде (летом) или аммиачной воде, содержащей 20—24% аммиака (зимой). Препараты ОП-7 и ОП-10 применяют как составную часть дезактивирующих растворов, предназначенных для дезактивации поверхностей зданий, сооружений и оборудования.
Дезактивация транспортных средств и техники проводится при их заражении 200 мР/ч и более. Она проводится смыванием струей воды под давлением 2—3 атм или обработкой дезактивирующими растворами, протиранием ветошью, смоченной в бензине, керосине, дизельном топливе, а также обработкой газокапельным потоком.
Дезактивация зданий и сооружений проводится обмыванием водой. Обмыв начинается обычно с крыши и ведется сверху вниз. Особо тщательно обмываются окна, двери, карнизы и нижние этажи здания. Для предохранения от попадания зараженной воды во внутренние помещения необходимо закрыть двери, окна, вентиляционные отверстия и т. д.
Дезактивация внутренних помещений и рабочих мест проводится обмыванием растворами или водой, обметанием вениками и щетками, а также протиркой. Начинать дезактивацию следует с потолка. Потолок, стены, станки и оборудование протирают влажными тряпками, пол моется теплой водой с мылом или 2—3 %-ным содовым раствором. Внутри помещения радиоактивное заражение не должно превышать 90 мР/ч.
Дезактивация участков территории, имеющих твердое покрытие (асфальт, бетон), может проводиться смыванием радиоактивной пыли струей воды под большим давлением с помощью поливомоечных машин или сметанием радиоактивных веществ подметально-уборочными машинами. Участки территории, не имеющие твердого покрытия, дезактивируются путем срезания зараженного слоя грунта толщиной 5— 10 см дорожными машинами (бульдозерами, грейдерами), засыпкой зараженных участков территории слоем незараженного грунта толщиной 8— 10см, перепахиванием зараженной территории тракторными плугами на глубину до 20 см, устройством настилов для проездов и проходов по зараженной территории, уборкой снега (срезается верхний слой снега толщиной до 20 см) и скалыванием льда.
Дезактивация воды проводится фильтрованием, перегонкой, а также с помощью ионообменных смол или отстаиванием. Колодцы дезактивируются путем многократного откачивания из них воды и удаления грунта со дна, а прилегающий участок местности в радиусе 15—20 м дезактивируют путем снятия слоя грунта толщиной 5—10 см с последующей засыпкой участка незараженным песком.
Продовольствие и пищевое сырье дезактивируются путем обработки или замены зараженной тары, а не затаренные — путем снятия зараженного слоя. Зараженная готовая пища и хлеб уничтожаются.

Слайд 32Структура РСЧС
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Межведомственная комиссия по ЧС


Слайд 33



Объектовые КЧС
Департаменты, управления, отделы
У,О,С ГОЧС
Р С Ч С
М В К
М Ч

С России

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Спец. формиров.
МО и др. войск

АИУС

Силы и средства

Система связи и оповещения

Материальные и финансовые ресурсы

ЦАМО

Войска ГО

ПСС

подсистемы

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ (ведомственные)



РЦ ГОЧС (6)

РЕГИОНАЛЬНЫЙ
УРОВЕНЬ

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

ГУ, комитеты ГОЧС

КЧС ОИВС РФ - 89

МЕСТНЫЙ УРОВЕНЬ

КЧС ОМС

ОБЪЕКТОВЫЙ УРОВЕНЬ

Наблюдения и контроля

Силы и средства

Системы инф. обеспечения

Ликвидация ЧС

Системы связи и оповещения

Резервы ФМР

Ведомственные КЧС

ЦУ КС (СКЦ)

ДДС (ОДС)

Силы и средства

АТЦ

Системы
инф, обесп.

Резервы ФМР

ШГОЧС

ПУ

ДДС

З П У

ЕДДС

ПСС

координирующие

постоянно-действующие

повседневного управления

Органы

ЦУКС МЧС

ЦУКС РЦ

ОДС

ОДС

ЦУКС

ИЦ РЦ

ИЦ ОУ

АП ОУ

ИЦ ОЭ

ИЦ ОИВ

Структура ЕГСПЛЧС

Центральный Северо-Западный Северо-Кавказский Приволжско- Уральский Сибирский Дальневосточный


Слайд 34Руководитель предприятия –
начальник ГО, председатель КЧС
Комиссия по ЧС – координирующий

орган

Заместители председателя:



Началь-
ники
служб ГО



Члены КЧС–
начальники
структур.
подраздел.

Штаб (отдел,
сектор) по де-
лам ГО и
ЧС – рабочий
орган КЧС

системы

связи

оповещения

инф.обеспеч

мат.ресурсов

фин.ресурсов

резервы

Нач штаба ГО и ЧС

Главный инженер –
предс.комиссии по ПУФ

комиссии

ДДС –
орган
повседнев.
управл.

по повыш.
устойчив
.функц. (ПУФ)

Эвакуа-
ционная

Состав КЧС: зам.ГИ, главные специалисты объекта (технолог,
механик, энергетик, нач.производства), инженер по технике
безопасности, нач.финоргана, нач.ОКСа, зам.руковод по кадрам,
юрисконсульт, начальники служб ГО (оповещения и связи, РХЗ,
убежищ и укрытий, аварийно-технич., энергоснабжения и мас-
кировки , противопожарной, матер.-техн.снабж., медицинской,
транспортной, охраны общественного порядка)

Силы и средства предупр. и ликвидации ЧС (службы и ГОГО)

Формирования общего назначения

Сводные спасательные

отряды

команды

группы

Формирования служб
(группы, звенья, дружины)

Служба наблюден.
и лабор. контр. (СНЛК)

Отдел охраны окруж.среды

лаборатории

химико-
техническая

радиационная

ветеринарная

органы санэпидемнадзора и др.

разведыва-
тельные

аварийно-
технические

обслуживания
убежищ

обществен.
питания и
торговли

охраны
обществ.
порядка

оповещения
и связи

ПР и ПХЗ

др.необходим
формиров.

противо-
пожарные

медицинские

Принципиальная структурная схема организации объектового звена РСЧС и ГО (вариант)

Органы и

средства управления

Слайд 7


Слайд 35
Силы и средства ПЛЧС и ГО
Наблюдения и контроля
Ликвидации ЧС
предназначение
принадлежность
Собственные РСЧС
Министерств и

ведомств

ЦАМО

ПСС (ПСО)

Войска ГО

Войска МО

Силы МВД

СЦ, омсбр, омп омб, ово, орхз, УС

Оибр
Обрхз

Части ГППС

В МЧС – 1650 спасателей
(ЖГЗ-2\2001)

Более 4000 спасателей (мест.бюдж.)

Военизированные
(специализированные
штатные пост.готов.)

ГОГО (нештатные)

Более 1000 СФ (ок. 250 наим.)

Территорий , служб и объектов

Предназначение
общего назначения - служб - специализированные

Подчиненность
ведомственная - территориальная - объектовая

Сроки готовности
повышенной - обычной

Оргструктура
сводные; - отдельные
Отряды-команды(сандружины)- группы – отделения(звенья).
Пункты; звенья; посты.

Группировка сил и средств (эшелонирование)

ПП РФ от 9.08.96 г. № 924


Слайд 36
ФОИВ
Правительство РФ

ОИВ СРФ
ОМС
Организации
Президент

РФ

Специально уполномоченный ФОИВ (- МЧС)

Специально уполномоченные
структурные подразделения ФОИВ

Специально уполномоченные структурные
подразделения ОИВ СРФ

Специально уполномоченные
структурные подразделения (работники)

Специально уполномоченные
структурные подразделения(работники)

Руководитель - НГО по должности

Глава ОИВ СРФ - НГО по должности

Глава ОМС - по должности НГО

Руководители организаций - НГО по должности

Осуществление нормативного
регулирования; специальных,
разрешительных, надзорных и
контрольных функций

Службы ГО
федеральные

Службы ГО
городов и районов

Службы ГО
организаций

Службы ГО
территориальные:
-областные
- краевые
-республиканские
- окружные

Войска
ГО, в т.ч.ЦП

ГО ГО (ОН и С)

На потенциально опасных

производственных объектах

Территориальные ГОГО
(сводные, ОН и С)

РЦ МЧС

ГО ГО

АСС и АСФ


Слайд 37Система управления ГО
Система
органов управления ГО
Система
пунктов управления ГО
Система
средств управления ГО
НГО

соответствующего уровня

- МЧС России
- региональные центры
- главные управления
(министерства, комитеты)
- управления
- отделы
- секторы
- отдельные специалисты

- ОДС (ЦУКС) ОУ ГОЧС
- ДС террит. и отраслевых ОУ
- ДДС отраслей и объектов
экономики
- ДСС (ЕДДС) территорий

По назначению

- городские
- загородные

По подвижности

Технические
системы


Слайд 38Состав пунктов управления ГО
Повсе-
дневные

(ПвПУ)
Запасные стационарные ПУ(ЗПУ)



Городские
(ГЗПУ)
Загородные
(ЗЗПУ)
Дублеры
(ПУД)
Вспомога-
тельные

(ВПУ)
Подвижные ПУ (ППУ)



Подвижные
(ППУ)
Мобильные
(МПУ)
Воздушные
(ВзПУ)
федеральный
уровень
НГО

РФ, МЧС России

федеральный
уровень
НГО министерства,
ведомства РФ

региональный
уровень
РЦ ГОЧС

территориальный
уровень
НГО,ГУ ГОЧС (МЧС,ГКЧС)

местный
уровень
НГО, УГОЧС, ОГОЧС

объектовый
уровень
НГО, ОГОЧС (штабы ГО)

войсковой
уровень
формирования Войск ГО


Слайд 39
Перечень разрабатываемых документов по ГО


Слайд 40 Прогнозирование и оценка обстановки

Прогнозирование (обстановки и последствий)
(специальное исследование возможного развития того или иного явления или процесса)

Оценка обстановки
(процесс выявления, изучения и анализа факторов и условий, влияющих на подготовку и результаты выполнения задач (деятельности, работы, достижение цели)

Причинно-следственная связь процессов: воздействия на объект поражающих факторов и сопротивления объекта этому воздействию (законы разрушения и поражения).

Выявление обстановки по фактическим данным для определения влияния поражающих факторов, решения основных задач по выбору оптимальных способов защиты населения и действий сил ликвидации ЧС.

Заблаговременное определение вероятности возникновения и масштабов развития ЧС, их последствий на основе оценки уровня риска с целью разработки и обоснования мероприятий по предупреждению и смягчению последствий

Цели:

Основа:

Методы:

Аналитические
(по признакам)

Графические

По данным разведки (обследования, контроля)

Этапы:

Долгосрочный

Среднесрочный

Краткосрочный

Оперативная

Расчетные
(статистические)

Расчетно-аналитические

Экстренная

Фоновый

Районный

Детальный

Результаты (выводы):

Последовательная возможность определения потерь и ущерба, планирования мероприятий, определения сил и средств


Слайд 41 Система мониторинга и прогнозирования
Организационная структура
Общая модель

системы, включая объекты мониторинга

Комплекс технических средств

Моделирование ситуаций

Методы наблюдения, обработки данных, анализа ситуаций и прогнозирование

Информационная система

Органы управления системой мониторинга соответствующего уровня

Служба наблюдения и контроля (совокупность постов, станций и пр)

Служба технического обеспечения деятельности системы

Служба сбора и обработки информации, выработки рекомендаций по комплексу мероприятий, направленных на предупреждение возникновения ЧС или уменьшения их вредного воздействия на окружающую среду и человека

Природные

Техногенные

Биолого-социальные

ЧС военного характера

включает

Отражает возможность развития ЧС

Обеспечивать осуществление измерения требуемых параметров

Обладать необходимой для оценки окружающей среды точностью, достоверностью, оперативностью, уровнем автоматизации

должен

Общее описание ситуаций в зависимости от процесса их проявления

Комплекс характеристик, входных измеряемых параметров состояния окружающей среды

Критерии принятия решений

включает

Описание наблюдаемых процессов, явлений и перечень наблюдаемых параметров

Значения наблюдаемых параметров, принятых в качестве нормальных и критических

Режим наблюдений - непрерывный или периодический

Точность измерений наблюдаемых параметров

Правила (алгоритм) обработки результатов наблюдений и форму их представления

включает

глобального
национального
регионального
местного
локального

Описание прогнозируемых процессов

Перечень исходных данных

Алгоритмы прогноза и выходные данные

Распределенная автоматизированная система оперативного обмена информацией (сеть центров,пунктов и коммуникаций), включая подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и рассылку


Слайд 42Классификация
объектов экономики
Форма
собственности
предприятия
Государствен.
и муниципальн.
унитарные
Общество с
ограниченной
ответственностью
Акционерное
общество
Производственные
кооперативы
Коммерческие и
некоммерческие
организации
Совместные

предприятия

Этап
эксплуатации ОЭ

Опасные
производственные
объекты (ОПО)

Наличие
опасных веществ

Оборудование,
работающее под
давлением и t воды
более 115 С

Грузоподъемные
устройства

Металлург.
производства

Горные выработки

РОО
(пром.предприятия)

Важность
объекта в экономике

Объекты
особой важности

Объекты
1-й категории


Объекты
2-й категории


Объекты
3-й категории

Порядок функц.
в ЧС

Ведомственная
принадлежность

Степень опасности
по масштабности

Техническая
сложность ОЭ

Виды опасности,
исходящие с
территории ОЭ

Потенциально
опасные объекты
(ПОО)

ГДОО

ЯОО

БОО (предпр.)

ХОО

Транспортные
предприятия

ПВОО

Объекты –
источники ЭМИ

Объекты поли-
генной опасности

Объекты
жизнеобеспечения

Соотв. нормам
междунар. гумани-
тарн. права

Линейные и
площадные размеры


Слайд 43КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТОВ
(согласно ФЗ от 21.07.97г. № 116

“ О промышленной безопасности опасных производственных объектов”

1.Объекты , на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества:
а) воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;
б) окисляющиеся вещества - вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и(или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;
в) горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;
г) взрывчатые вещества - вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;
д) токсичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:
- средняя смертельная доза при введении в желудок 15-200 мг\кг;средняя смертельная доза при нанесении на кожу 50-400 мг\кг;
- средняя смертельная концентрация в воздухе 0,5-2 мг\л;е) высокотоксичные вещества – вещества,способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики:
-средняя смертельная доза при введении в желудок до 15 мг\кг;
- средняя смертельная доза при нанесении на кожу до 50 мг\кг;
- средняя смертельная концентрация в воздухе до 0,5 мг\л;
ж) вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды, - вещества, характеризующиеся в водной среде следующими показателями острой токсичности:
-средняя смертельная доза при ингаляционном воздействии на рыбу в течение 96 часов не более 10 мг\л;
-средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафнии в течение 48 часов, не более 10 мг\л;
-средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 часов не более 10 мг\л;
2. Объекты , на которых используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;
3. Объекты , на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;
4. Объекты , на которых получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;.Объекты , на которых ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.
5. Объекты , на которых ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

Слайд 44СТРАХОВОЙ ФОНД ДОКУМЕНТАЦИИ
Российский СФД создается в составе:
СФД для организации производства, ремонта

и эксплуатации военной и другой важнейшей продукции, включенной в мобилизационные планы;
СФД для проведения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций;
СФД для восстановления объектов систем жизнеобеспечения населения и объектов, являющихся национальным достоянием;
СФД, являющейся национальным научным, культурным и историческим наследием.

СФД для организации производства, ремонта и эксплуатации военной и другой важнейшей продукции создается на все изделия и виды вооружения, военной техники и важнейшей гражданской продукции, включенные в мобилизационный план экономики.

Комплектность СФД на каждое изделие (вид продукции), предусмотренное в ПРГ, включает в себя:
Полный комплект конструкторской документации по ГОСТу, включая примененную документацию на составные части и комплектующие изделия (продукцию), получаемые по кооперации;
Ремонтную и эксплуатационную документацию;
Технологическую документацию на уникальные технологические процессы, применяемые при изготовлении изделия (продукции);
Нормативную документацию, необходимую при изготовлении и эксплуатации изделия (продукции);
Документацию на нестандартизованную технологическую оснастку и технологическое оборудование, необходимые при изготовлении, эксплуатации и ремонте изделия (продукции).


Слайд 45 Наряду с документацией на серийные изделия (продукцию), вошедшие в план расчетного

года, в СФД закладывается также техническая и нормативная документация на государственные эталоны и измерительные установки высшей точности, обеспечивающие устойчивое функционирование государственной системы стандартизации, метрологии и служб единства измерений в условиях военного времени и чрезвычайных ситуаций. Перечень указанных изделий утверждается Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии.

СФД для проведения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций создается на объекты повышенного риска (потенциально опасные объекты) и объекты систем жизнеобеспечения населения, перечни которых разрабатываются и утверждаются ФОИВ и ОИВ СРФ по согласованию с МСЧ России.

В перечень объектов повышенного риска включаются:
Взрывоопасные объекты;
Пожароопасные объекты;
Химически опасные объекты;
Радиационно опасные объекты;
Объекты гидродинамической опасности.

Формирование перечней объектов повышенного риска осуществляется с учетом Положения о декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 675, и перечня потенциально опасных и технически особо сложных объектов, доведенного до министерств и ведомств письмом Государственного комитета Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства от 20 апреля 1995 г. № БЕ-19-9/24.


Слайд 47 Современные виды оружия
Оружие массового поражения
Обычные средства поражения
Новые виды оружия
Ядерное
Химическое
Биологическое
МБР
БРПЛ
БРСД
СБ


СНС

ОТР

ФА, АА

ПАрт

ФиМ

Поражающие факторы:
УВ; СИ; ПР; РЗМ; ЭМИ

Поражающие факторы:
Поражение людей, животных и растений; Заражение ОС

Поражающие факторы:
Поражение людей, животных и растений; Заражение ОС

Зажигательное

Поражающие факторы:
Ожоги людей и животных; Пожары и поражение огнем

Авиация (С, Ф, Т)

Ракеты (Б, ОТ, К)

- ударные;
- фугасные;
- осколочные;
осколочно-
фугасные;
кумулятивные;
зажигательные;
объемно-
детонирующие;
инертные;
холодное
оружие

КР

Полевая артиллерия

Стрелковое оружие

Поражение людей, объектов, территорий

Лучевое (лазерное)

Реактивная артиллерия

Мины, фугасы

Радиочастотное

Инфразвуковое

Радиологическое

Геофизическое

В общем целями применения современного оружия являются:
уничтожение
разрушение
подавление
изнурение (в отношении живой силы).


Слайд 48ПРОВЕРКИ (ИНСПЕКТИРОВАНИЕ) ОБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ
Вопросов ГО
Вопросов ПЛЧС
Вопросов промышленной безопасности
Специально уполномоченные органы на

решение вопросов ГО и ЧС
(от МЧС РФ до руководителя объекта экономики)

Надзорные органы, в пределах своих полномочий
(например, Госгортехнадзор, Госатомнадзор, Госсанэпиднадзор,Госстрой, Госпожнадзор и др. функциональные ФОИВ и их подразделения)

Например, в МЧС – Департамент инспектирования


Слайд 49 ПОРЯДОК ПРОВЕРКИ ОБЪЕКТА
Программа проверки:
- цели, задачи и

вопросы инспектирования (проверки);
- сроки, продолжительность и последовательность инспектирования (проверки);
- привлекаемые к инспектированию (проверке)- органы управления, организации, силы и средства;
- перечень и сроки проведения практических мероприятий, осуществляемых в ходе инспектирования (проверки).

Оценка деятельности объекта по вопросам:
Выполнение требований по обеспечению организационной деятельности в области защиты персонала от ЧС ПТВХ.
Организация работы по предупреждению ЧС и повышению устойчивости работы в ЧС мирного и военного времени.
Обеспечение готовности системы управления, связи и оповещения к действиям в ЧС мирного и военного времени.
Готовность сил и средств наблюдения и контроля РСЧС.
Готовность сил и средств ликвидации ЧС к действиям в ЧС.
Создание и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации ЧС.
Организация подготовки персонала в области защиты от ЧС.
Состояние защиты рабочих и служащих, населения ведомственных поселений в ЧС мирного и военного времени.

Решение о проверке (инспектировании)


Согласование программы с объектом.
Определение состава комиссии.
Утверждение программы и состава комиссии.
Доведение программы и состава комиссии до объекта (не позднее чем за 10 дней).




АКТ проверки (инспектирования) с выводами и предложениями


Слайд 50Комплексное учение
(Высшая форма практической подготовки
руководителей и персонала)
По

назначению и целям:
- плановые
- проверочные
- показные
- опытные

Тренировка
(Одна из форм практического
приобретения навыков)

Групповое упражнение
(для КНС, все в одном лице)

Практическое занятие
(практическое закрепление
знаний)

Формы и
методы
обучения

Форма обучения- выражение организационной стороны обучения:состав, категории обучаемых; структура занятия; место; продолжительность; МТО; роли руководителя и обучаемых

Метод обучения – способ работы руководителя и обучаемых, состоящий из взаимосвязанных приемов обучения.

В целях обучения по мобилизационной подготовке планируются и проводятся:

Деловая игра
(Одна из форм подготовки
руководства и персонала
к совместной работе)


Слайд 52Федеральная целевая программа “ Снижение рисков и смягчение последствий ЧС природного

и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года ” утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29.9.99 г. № 1098, Государственный заказчик - координатор - МЧС России

Цель ФЦП - существенное снижение природных и техногенных рисков и смягчение последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф в РФ в интересах повышения уровня безопасности личности, общества и окружающей среды в условиях возможных ЧС и создания необходимых предпосылок для устойчивого развития РФ

О с н о в н ы е з а д а ч и

Формирование необходимой нормативной, правовой и методической базы для обеспечения государственных процедур контроля и нормирования природных и техногенных рисков

Разработка и внедрение передовых технологий и инженерно-технических средств ликвидации ЧС

Создание и развитие федеральной, региональных и ведомственных систем мониторинга и прогнозирования ЧС

Создание и развитие научно-методических основ управления природными и техногенными рисками ЧС

Совершенствование системы подготовки кадров, специалистов по управлению риском, а также населения к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС


Слайд 53ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

В Федеральном законе №

68 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера " чрезвычайная ситуация определяется как обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей".
По «ГОСТ Р 22.0.02-94 БЧС. Термины и определения основных понятий», чрезвычайная ситуация – это состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде (природные, техногенные, биолого-социальные и военные).
Источником ЧС является опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространен­ная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных живот­ных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может произойти чрезвычайная ситуация. В каждом конкретном случае ЧС обусловливается оперативной обстановкой.
Оперативная обстановка в районе чрезвычайной ситуации - это характеристика зоны ЧС, полученная на опреде­ленный момент времени и содержащая сведения о ее состоянии, поступивших для нее требуемых ресурсах, проведенных работах, а также о различного рода внешних факторах, относящихся к данному событию. Целесообразно также оценивать обстановку на той или иной территории, где существует угроза возникновения ЧС.
Авария - чрезвычайное событие техногенного характера, происшедшее по конструктивным, производственным, технологическим или эксплуатационным причинам, либо из-за случайных внешних воздействий, и заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении технических устройств или сооружений.
Катастрофа - крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы (не менее 100 чел.), значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.
Опасное природное явление - стихийное событие природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей, экономики и природной среды.
Стихийное бедствие - катастрофическое природное явление (или процесс), который может вызвать многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.
Экологическое бедствие (экологическая катастрофа) - чрезвычайное событие особо крупных масштабов, чрезвычайное изменение (под воздействием антропогенных факторов) состояния суши, атмосферы, гидросферы и биосферы и отрицательно повлиявшее на здоровье людей, их духовную сферу, среду обитания, экономику или генофонд. Экологические бедствия часто сопровождаются необратимыми изменениями природной среды.
Опасностью в ЧС называется состояние, при котором создалась или вероятна угроза возникновения поражающих факторов и воздействий источника ЧС на население, объекты экономики и окружающую природную среду в зоне ЧС.

Слайд 54ПОРЯДОК СПИСАНИЯ С УЧЕТА ЗАЩИТНЫХ СООРУЖЕНИЙ

ГО

«Инструкция о порядке списания с учета пришедших в негодность защитных сооружений гражданской обороны», введена в действие МЧС России письмом от 28.01.1997г. № 40-213-8
Определяет условия списания, состав, порядок создания и работы комиссий по их списанию, а также требования к оформлению, согласованию и утверждению документации по списанию.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика