Слайд 1ТЕМА: ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ЗАДАЧИ ГО
Гражданская оборона (ГО)–
система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Появление в середине прошлого века ядерного оружия, создание ракетных средств его доставки придало новые аспекты проблемам защиты населения, материальных и культурных ценностей от военных опасностей, обусловило новый качественный скачок в развитии систем гражданской обороны. ГО стала носить более масштабный и целенаправленный характер.
В нашей стране история развития ГО начинается с момента зарождения местной противовоздушной обороны (1915 г.) и преобразования ее в 1961 г. в новую систему оборонных мероприятий –ГО СССР, а в дальнейшем –ГО РФ.
Слайд 2Местная противовоздушная оборона (МПВО-ГО-МЧС) страны прошла следующий путь развития:
первый этап -
(март 1918г. - октябрь 1932г.)
Этот этап ведет свое начало от воззвания Комитета революционной обороны Петрограда "К населению Петрограда и его окрестностей," в котором были определены "Правила поведения населения в условиях воздушного нападения".На этом этапе проводилась работа по объединению всех мероприятий по противовоздушной, противо-химической защите страны в единую общегосударственную систему, что и было закреплено в Постановлении от 4 октября 1932г. "О противовоздушной обороне СССР.
второй этап - (ноябрь 1932г. - июнь 1941г.)
Этот этап характеризуется созданием местной (т.е. гражданской) противо-воздушной обороны СССР (МПВО) (4 октября 1932г.). МПВО (гражданская) - выделяется в самостоятельную (в отличие от военной ПВО) систему оборонно-массового характера для решения широкого круга оборонных задач под руководством органов власти на местах.
Слайд 3третий этап - (22 июня 1941 - 9 мая 1945г.)
Этот период
охватывает годы Великой Отечественной войны. Вся система МПВО реорганизуется. Все ее силы и средства направлены на защиту населения и борьбу с последствиями воздушных ударов противника по объектам тыла. Создается теоретическая база для решения названных задач в условиях безъядерных средств поражения
четвертый этап - (июнь 1945г.-июль 1961г.)
Этот этап характерен тем, что в течение его происходит совершенствование МПВО, поскольку появилось оружие массового поражения. В этот период разрабатываются новые более эффективные пути и средства защиты населения и народного хозяйства страны.
пятый этап - (июль 1961 - сентябрь 1971г.)
Этот этап характерен тем, что МПВО преобразуется в Гражданскую оборону СССР (на основании решения Совета Министров страны).
Этот период еще характерен тем, что Гражданская оборона переведена из ведения МВД страны в ведение Министерства обороны. С этого времени (с 1964г. и до 1991г.) начальниками Гражданской обороны страны были представители Министерства обороны-заместители Министра обороны
шестой этап - (сентябрь 1971г.-апрель 1990г.)
Этот этап (начальная его часть - до 1986г.) характеризуется попыткой руководства ГО страны решить сложные задачи совершенствования деятельности ГО не только по защите населения в военное время, но и в мирное время, по защите населения от проявлений различных стихийных бедствий, аварий, катастроф.
Слайд 4ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ РСЧС ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ ОТ ЧС.
Седьмой этап (современный)
- с 1991г. по настоящее время.
Создана совершенно новая структура в интересах защиты населения и территории в мирное время от воздействия ЧС природного, экологического и техногенного характера. Создается (впервые в практике защиты населения в мирное время) самостоятельное министерство - Министерство по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС).
Владимир Андреевич Пучков
Слайд 5 Основные задачи в области ГО в мирное и военное
время.
- обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- оповещение населения об опасностях возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
- восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
- обеспечение постоянной готовности сил и средств.
- эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
- предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
Слайд 6- проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения опасностей
для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
- борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
- санитарная обработка населения, обеззараживание техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
- срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
- захоронение трупов в военное время.
Слайд 7Сегодня ГО, в соответствии с ФЗ РФ "О гражданской обороне" и
другими нормативно-правовыми актами, участвует в выполнении трех важнейших функций:
социальной - обеспечение жизнедеятельности населения и оказание помощи пострадавшим;
оборонной - защита людских ресурсов и военно-экономического потенциала страны;
экономической - сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения, обеспечение защиты материальных и культурных ценностей.
В РФ предусматривается создать двухуровневую (федеральную и территориальную) систему защиты населения, материальных ценностей, способную в максимально короткие сроки адаптироваться к условиям военного времени.
Федеральный уровень – реагирование на ЧС, требующих высоких технологий, специальной техники (работы), профессионалов высочайшего класса.
Территориальный уровень – реагирование на ЧС на территории субъекта РФ. При этом субъекты РФ должны развивать систему собственных сил, материальных средств и опираться на них в случае ЧС.
Слайд 8Федеральный закон от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской
обороне». Закон определил задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.
Слайд 9Организационные основы гражданской обороны Республики Башкортостан.
ГО РБ
организационно входит в состав Центрального регионального центра штаб которого находится в городе Екатеринбурге.
Организационная структура гражданской обороны Республики Башкортостан состоит из трех уровней: регионального, муниципального и объектового.
Региональный уровень.
ГО в РБ возглавляет Председатель Правительства РБ. Он организует всю работу по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РБ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера. По вопросам ГО он подчиняется Председателю Правительства РФ. Руководитель ГО РБ осуществляет руководство ГО через МЧС РФ по РБ.
Слайд 10 Муниципальный уровень.
На муниципальном уровне руководителем ГО является глава
муниципального образования - глава администрации городского округа (их в республике – 8, например, городской округ – г. Уфа). Он подчиняется руководителю ГО РБ.
Главы муниципальных образований осуществляют руководство ГО через органы управления ГОЧС. Например, в ГО г. Уфа – Управление Гражданской защиты МЧС России по городскому округу г. Уфа. Подобные Управления в РБ имеют только федеральное подчинение и существуют только в муниципальных образованиях, расположенных на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне (в республике их 12). В городском округе г. Уфа также создано Управление по ЧС при администрации ГО г. Уфа, которое выполняет исполнительные функции. Кроме того, в г. Уфа существуют Управления гражданской защиты по городским районам, например, - Управление гражданской защиты МЧС России по Калининскому району ГО г. Уфа.
В муниципальных образованиях, расположенных на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, создаются курсы по ГО.
Слайд 11 Объектовый уровень.
По должности руководитель объекта является руководителем ГО. Он
отвечает за организацию ГО на своем объекте и поддержание в постоянной готовности сил и средств для организации защиты рабочих и служащих, населения, материальных и культурных ценностей на территории объекта от опасностей, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от ЧС природного и техногенного характера.
Руководитель ГО объекта подчиняется РГО территории по месту расположения.
Председателем Комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) и обеспечению пожарной безопасности объекта обычно является руководитель объекта или его первый заместитель.
Слайд 12Степени готовности ГО.
Для приведения в готовность органов управления по делам ГОЧС,
сил и средств ГО установлены 4 степени готовности ГО:
Степень готовности ГО "Повседневная".
В этой готовности органы управления, формирования ГО, занимаясь повседневной деятельностью, находятся в готовности к выполнению возложенных на них задач согласно планов ГО и защиты населения.
2. Степень готовности ГО "Первоочередные мероприятия ГО 1 группы".
В этой степени готовности органы управления, формирования ГО проводят мероприятия, в результате которых повышается готовность системы ГО к решению задач ГО.
3. Степень готовности ГО "Первоочередные мероприятия ГО 2 группы".
В этой готовности органы управления, формирования ГО, рабочие и служащие проводят мероприятия, повышающие защиту населения и обеспечивающие выполнение задач ГО.
4. Степень готовности ГО "Общая".
В этой готовности органы управления вводят в действие планы ГО и защиты населения в полном объеме (кроме эвакомероприятий, которые проводятся по отдельному распоряжению), организуют и проводят мероприятия, обеспечивающие выполнение задач, возложенных на ГО.
Срок выполнения основных мероприятий по степеням готовности ГО - не более 1 суток на каждую степень готовности ГО.
Степени готовности гражданской обороны вводятся Президентом Российской Федерации или по его поручению руководителем ГО - Председателем Правительства Российской Федерации.
Слайд 13Сегодня Гражданская оборона, в соответствии с законом Российской Федерации "О гражданской
обороне" и другими нормативно-правовыми актами, участвует в выполнении трех важнейших функций:
социальной - обеспечение жизнедеятельности населения и оказание помощи пострадавшим;
оборонной - защита людских ресурсов и военно-экономического потенциала страны;
экономической - сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения, обеспечение защиты материальных и культурных ценностей.
В РФ предусматривается создать двухуровневую (федеральную и территориальную) систему защиты населения, материальных ценностей, способную в максимально короткие сроки адаптироваться к условиям военного времени.
Федеральный уровень – реагирование на ЧС, требующих высоких технологий, специальной техники (работы), профессионалов высочайшего класса.
Территориальный уровень – реагирование на ЧС на территории субъекта РФ. При этом субъекты РФ должны развивать систему собственных сил, материальных средств и опираться на них в случае ЧС.