Современная картина мира или концепции современного естествознания презентация

Содержание

Структура предмета МО Лекции 9 лекций Семинары в каждой группе 8 семинаров Контрольные работы 8 контрольных работ сгруппированных в два блока Тренировочное тестирование Зачет (компьютерное тестирование)

Слайд 1 «Современная Картина Мира» или «Концепции современного естествознания»
Мальцев Алексей Владимирович
Доцент кафедры общей психологии и

психологии личности, кандидат биологических наук
AlexeyMaltsev@urfu.ru

Слайд 2Структура предмета МО
Лекции 9 лекций
Семинары в каждой группе 8 семинаров
Контрольные

работы 8 контрольных работ сгруппированных в два блока
Тренировочное тестирование
Зачет (компьютерное тестирование)

Слайд 3Структура предмета Социология. Социальная работа
Лекции 16 лекций
7 лекций в интерактивной форме

Контрольные работы 8 контрольных работ сгруппированных в два блока
Тренировочное тестирование
Зачет (компьютерное тестирование)

Слайд 4Первый блок до 2 ноября
Научный метод
Естествознание как наука
История естествознания. Типы

взаимодействия
Пространство и время
Порядок и беспорядок в природе


Слайд 5Второй блок до 21 декабря
Структурные уровни организации материи
Панорама современного естествознания
Биосфера


Слайд 6Интернет-ресурс для подготовки и сдачи зачета и тренировочное тестирование
Федеральный Интернет экзамен

в сфере профессионального образования (ФЭПО)
сайт  http://training.i-exam.ru/ (пройти тестирование)
Ключ 230856tt831
Режим Самообучение-Самоконтроль, но обязательно ФГОС

Слайд 7Регистрации в сети УрФУ
дистанционная система обучения
бально-рейтинговая система (электронный дневник)
библиотечный фонд
Логины и

пароли получают через сайт id.urfu.ru или администраторов компьютерных классов Тургенева, 4 (ауд.369, 369-А, 511)




Слайд 9Ресурс для дистанционного обучения УрФУ
http://learn.urfu.ru/
Адрес технической поддержки: 
support@net-ustu.ru  
По вопросам получения пароля можно

обращаться Тургенева, 4 к.511; Куйбышева, 48 к 264 в рабочие дни и время при себе иметь студенческий билет


Слайд 11Учебники

Бабушкин, А. Н. Современные концепции естествознания : курс лекций / А. Н. Бабушкин. –

4-е изд., стер. – СПб. : Лань; М. : Омега-Л, 2004. – 224 с.
(учебник размещен на ресурсе http://learn.urfu.ru/

Гуляев С. А., Жуковский В. М., Комов С. В. Основы Естествознания. 3-е изд. исп. и доп. Екатеринбург, УрГУ, 2002. – 486 с.
Интернет: поисковые системы Google Chrome и Yandex

Слайд 12Методические материалы
Тезаурус
Словарь
Учебник
Фильмы
Программа занятий
Контрольные работы (тесты)
Все материалы на ресурсе УрФУ
http://learn.urfu.ru/


Слайд 13 Структура экзамена Блок 1
Тема 1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры Тема 2. Натурфилософская и научные картины

мира Тема 3. Принципы симметрии, законы сохранения Тема 4. Эволюция представлений о пространстве и времени Тема 5. Вселенная в разных масштабах: микро-, макро-, мега-миры Тема 6. Системные уровни организации материи Тема 7. Динамические и статистические закономерности в природе Тема 8. Закономерности самоорганизации. Принципы универсального эволюционизма Тема 9. Космология, общая космогония, происхождение Солнечной системы Тема 10. Геологическая эволюция Тема 11. История жизни на Земле и методы исследования эволюции Тема 12. Глобальный экологический кризис


Слайд 14Структура экзамена Блок 2
Модуль 1. Эволюция научного метода Модуль 2. Развитие научных исследовательских программ и

картин мира Модуль 3. Системность, химический состав и свойства живого Модуль 4. Эволюция и развитие живых систем Модуль 5. Генетика и эволюция Модуль 6. Биосфера и человек

Слайд 15Структура экзамена Блок 3
Кейс-задания: в каждом один общий материал (текст, рисунок) и

к нему по 3 вопроса
Количество кейс-заданий: 3

Слайд 16Содержание предмета (по Тезаурусу)
6 разделов
Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира
Пространство,

время, симметрия
Структурные уровни и системная организация материи
Порядок и беспорядок в природе
Панорама современного естествознания
Биосфера и человек
31 тема (изучать будем 26 тем)

Слайд 17Раздел 1 Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира.
Тема «Научный метод»


Слайд 18Научный метод
Методология - это учение о структуре, логической организации, методах и

средствах научной деятельности.
Метод - это совокупность приемов или операций практической или теоретической деятельности в науке.

Слайд 19Свойства научного знания:
объективность
достоверность
точность
системность


Слайд 20
Объективность- характеристика факторов или процессов, которые не зависят от воли или

желания человека
Достоверность - суждение, эмпирически (то есть на практике) подтверждённое какими-либо специальными экспериментами или общественной практикой
Системность - рассмотрение объекта как целостного комплекса взаимосвязанных элементов
Точность - степень совпадения показаний измерительного прибора с истинным значением измеряемой величины


Слайд 21Классификация научных методов
Всеобщие (философские)
Общие (для всех наук)
Частные (для конкретных наук)


Слайд 22Всеобщие методы познания
Диалектический метод - это метод познания действительности в ее

противоречивости, целостности и развитии.
Метафизический метод - метод, противоположный диалектическому, рассматривающий явления вне их взаимной связи и развития.



Слайд 23 Общенаучные методы научного познания
индукция
дедукция
анализ
синтез
абстрагирование
моделирование


Слайд 24
Анализ - мысленное или реальное разложение объекта на составляющие его части.
Синтез

- объединение познанных в результате анализа элементов в единое целое.


Слайд 25
Индукция - процесс выведения общего положения из наблюдения ряда частных единичных

фактов, т.е. познание от частного к общему.
Дедукция - процесс аналитического рассуждения от общего к частному или менее общему.

Слайд 26
Абстрагирование (идеализация) - мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в

соответствии с целями исследования
Моделирование - воспроизведение свойств объекта познания на специально устроенном его аналоге - модели. Модели могут быть реальными и идеальными (абстрактными).

Слайд 27Способы научного познания
Теоретическое познание
Эмпирическое познание


Слайд 28 Эмпирические методы научного познания
наблюдение
измерение
эксперимент


Слайд 29
Наблюдение - целенаправленное, организованное восприятие предметов и явлений.
Эксперимент - способ

исследования, отличающийся от наблюдения активным характером. Это наблюдение в специальных контролируемых условиях.
Измерение - это материальный процесс сравнения какой-либо величины с эталоном, единицей измерения.

Слайд 30Как мы получаем сведения о природе?
Первым шагом
всегда
является
наблюдение.
Что

это такое?

Слайд 31Как мы получаем сведения о природе?

Следующий шаг-
эксперимент.
Что это такое?


Слайд 32Как мы получаем сведения о природе?

В чем принципиальное отличие
научного

наблюдения от эксперимента?

Слайд 33Как мы получаем сведения о природе?
Единственным способом проверки верности применяемой

для описания изучаемого явления модели могут служить эксперимент или наблюдение.

Естественные науки и, в первую очередь, физика, являются экспериментальными (наблюдательными).

Слайд 34Как мы получаем сведения о природе?
«Я хотел бы, чтобы значение

и роль хорошего эксперимента запомнились бы Вам в словах шутливого афоризма, принадлежащего героине романа «Джентльмены предпочитают блондинок» – одного из «классических» американских произведений: «Любовь – это хорошая вещь, но золотой браслет остается навсегда».
Я думаю, что мы, ученые, можем сказать: «Теория хорошая вещь, но правильный эксперимент остается навсегда».

Академик П.Л.Капица (1894-1984),
лауреат Нобелевской премии (1978)


Слайд 35Как мы получаем сведения о природе?
Вместе с тем не стоит

пренебрегать и теоретическими описаниями.

Австрийский физик Л.Больцман (1846-1906) говорил, что «…нет ничего более полезного и практичного, чем хорошая теория…».

Слайд 36Формы научного познания
факты,
гипотезы,
теории,
идеи,
принципы,
категории,
законы,
концепции,
Картины мира


Слайд 37
Факты - это явления действительности, являющиеся аргументами как для доказательства, так

и для опровержения каких-либо теоретических утверждений.
Научная гипотеза - предположительное знание, истинность или ложность которого еще не доказана, но которое выдвигается не произвольно, а при соблюдении ряда требований.

Слайд 38Требования к гипотезе
Отсутствие противоречий.
Соответствие новой гипотезы надежно установленным теориям.


Доступность выдвигаемой гипотезы экспериментальной проверке.
Максимальная простота гипотезы.


Слайд 39
Законы отражают существенные связи явлений в форме теоретических утверждений.
Научные принципы

- наиболее общие и важные фундаментальные положения теории.
Научная теория - это систематизированные знания в их совокупности.
Научная картина мира - это система научных теорий, описывающая реальность.

Слайд 40Критерии научного познания
Принцип рационализма
Принцип верификации
Принцип фальсификации


Слайд 41Принцип рационализма
Научное познание основано на разуме. Человек познает мир своей разумной

деятельностью, а не чувствами.

Слайд 42Принцип верификации
Принцип верификации - (verification principle) - критерий науки, согласно которому

суждение должно «поддаваться проверке», чтобы быть принятым в качестве «научного».

Слайд 43Принцип фальсификации
Любое научное знание опровержимо.
Если какое-либо учение построено так, что

в состоянии истолковывать любые факты (астрология, теология и т. д.), т. е. учение неопровержимо в принципе, то оно не может претендовать на статус научного.
Предложен английским философом Карлом Поппером.

Слайд 44Принцип соответствия
любая новая научная теория при наличии старой, хорошо проверенной теории

находится с ней не в полном противоречии, а даёт те же следствия в некотором предельном приближении (частном случае).
Например: классическая и релятивисткая физика

Слайд 45Наука и псевдонаука
Псевдонаука - имитация научной деятельности
 Отличительные признаки псевдонауки:
фрагментарность (не

системность)
некритический подход к исходным данным
невосприимчивость к критике
отсутствие общих законов
не верифицируемость и/или не фальсифицируемость псевдонаучных данных
Псевдонауки: астрология, херомантия, нумерология,


Слайд 46Функции науки
Описательная
Объяснительная
Прогностическая
Мировоззренческая


Слайд 47Описательная (позновательная, гносилогическая)
Собирает и обобщает факты о действительности и окружающем мире
Накапливает

знания человека о природе и обществе
нацелена на построение системы объективных знаний о свойствах отношений и процессов объективной реальности.
Наука как отрасль культуры

Слайд 48Объяснительная
направлена   на выявление причино–следственных связей и зависимостей
задача объяснить факты, с которыми

приходится постоянно встречаться в разных сферах деятельности
для осуществления этой функции наука создает понятия, выдвигает гипотезы, открывает законы и строит теории.


Слайд 49Прогностическая
проявляется в создании по   критериям научной рациональности перспективных моделей изучаемых, любых

возможных объектов.
представляет предвидение новых явлений и событий, которое обеспечивает возможность со знанием дела поступать как в настоящем, так и особенно в будущем.

Слайд 50Мировоззренческая
Науки в ходе своего развития вырабатывают некоторую сумму знаний, тем самым

внося большую ясность в существующие представления людей о мире.
Наука оказывает свое влияние на мировоззрение в первую очередь через научную картину мира, в которой в концентрированном виде выражены общие принципы мироустройства.

Слайд 51Цель естествознания
Эрнст Геккель Мировые загадки. Популярные очерки монистической философии Год: 1906
Загадки:

две относятся к физике, две – к биологии и три – к психологии
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3962967

Слайд 52Эрнст Геккель «Мировые загадки»


Слайд 53Мировые загадки по Геккелю


Слайд 54Первая мировая загадка (материя и сила)
проблема сущности окружающей нас действительности. Какова

природа материи и силы?
Почему мир устроен именно таким образом и мог ли он быть устроен иначе?

Слайд 55Вторая мировая загадка (движение)
Каково происхождение движения?
Что такое движение?
Является ли

оно обязательным свойством материи, или, наоборот, всякое тело стремится к покою и неподвижности?

Слайд 56Третья мировая загадка (происхождение жизни)
Как возникло живое?
Чем оно отлично от

неживой материи?
Зародилась ли жизнь сама по себе как результат саморазвития неживой природы, или ей был дан внешний толчок?

Слайд 57Четвертая мировая загадка (целесообразность природы)
Мир устроен умно; явления, наблюдаемые человеком, –

движение небесных тел, устройство живого организма, смена времен года, деятельность самих людей – обнаруживают повторяемость и взаимную связь. Какова природа этой связи?
Является ли она следствием замысла, или, наоборот, связь эта объясняется природой вещей?
А может быть, наш разум видит порядок там, где на самом деле царствует хаос?

Слайд 58Пятая мировая загадка (сознание)
Появление сознания. Человек называет себя царем природы. Прав

ли он, придавая себе столь большое значение? Был ли человек сотворен или он продукт биологического развития? Являлось ли возникновение человека с его разумом необходимым следствием развития животного мира или фактом, противопоставившим его царству природы?

Слайд 59Шестая мировая загадка (мышление и речь)
Что такое наше мышление? Отражает оно

действительно происходящее или создает только призрак мира? Способны ли мы познать сущность вещей, или она неизбежно ускользает от нас, оставляя только внешний след действительности?
Что такое наше слово? Когда мы называем словом какой-нибудь предмет, выражает ли слово его сущность или оно только условный знак, фиксирующий в уме случайно схваченный признак? Можем ли мы, говоря о словах, рассуждать одновременно и о природе вещей, ими обозначаемых? А что такое язык человека? Как он "устроен" и почему сформирован именно таким образом? Многие животные пользуются знаками, – тогда отличается ли в принципе наш язык от языка животных? Как он возник: развился постепенно или был даром некоей внешней силы, человеческим проявлением которой и явился? И не видим ли мы мир таким, каким нам представляет его язык? Все ли языки одинаковы как средство выражения мысли: существуют ли хорошие и плохие языки?

Слайд 60Седьмая мировая загадка (воля)
Свобода воли. Ответствен ли человек за свои действия?

Если все его поступки являются результатом физиологических процессов или он принуждается к ним некоей внешней силой, то можно ли говорить, например, о преступлении? Если же, напротив, только дух, воля, существующие сами по себе, определяют наши действия, то зачем человеку нужно общество подобных ему? Уж не для того ли, чтобы эту волю проявлять?
Человек свободен в своих действиях или принужден поступать определенным образом, потому что подчинен природе вещей и давлению среды, общественной нормы, которое осуществляется через слово?

Слайд 61
« Первый глоток из сосуда естественных наук порождает атеизм, но на

дне сосуда нас ожидает Бог».
Вернер Гейзенберг (физик теоретик, Лауреат Нобелевской премии по физике в 1932 году один из основателей Квантовой физики).


Слайд 62Следующая лекция
Естественнонаучная и гуманитарная культуры


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика