Слайд 1Нил Джозеф Сме́лзер
(англ. Neil Joseph Smelser;
22 июля 1930 - 2октября 2017)
— американский социолог, один из создателей
экономической
социологии в качестве полноценной социологической дисциплины.
Слайд 3В 1980 г. Бюро переписи населения обнаружило, что по количеству одиноких
людей Сан-Франциско занял 1 место среди городов США. (среди 679 000 жителей города большинство (53%) живут в "нестандартных" семьях - в одиночестве или с людьми, которые не являются их родственниками.
2 место Сиэтл – 48 %;
3 место Вашингтон (округ Колумбия) – 45 %;
4 место Окленд – 44 %;
5 место Лос-Анджелес – 39 %;
6 место Нью-Йорк – 37 %.
В целом 27 % американцев не имеют нормальной семьи.
Огромное число "нестандартных" семей в Сан-Франциско обусловлено тенденциями, оказывающими влияние на всю страну:
значительным увеличением числа разводов и разрывов;
ростом численности молодых людей, которые не торопятся или вовсе отказываются вступать в брак;
увеличением числа пожилых людей, живущих в одиночестве после смерти одного из супругов.
Слайд 4"Стандартная" семья состоит из двух или нескольких человек, связанных между собой
кровным родством, брачными узами или усыновлением. Наиболее распространен тип семьи, включающей супружескую пару с детьми или без детей.
В "нестандартные" семьи входят два или несколько человек любого пола, не являющиеся родственниками, а также люди, которые живут одни.
Слайд 5Хотя в США все еще преобладают традиционные семьи, по-видимому, институт семьи
подвергается сейчас радикальным изменениям.
В 1981 г. насчитывалось примерно 73 % "стандартных"
27 % "нестандартных" семей.
Но в 1970 г. эти числа составляли 82 %
18 %.
Численность одиноких мужчин возросла на 105 %,
одиноких женщин – на 60 %.
Кроме того, значительно выросло число семей с одним родителем.
В 1981 г. оно достигло 21 % по сравнению с 10 % в 1970 г.
С 1970 г. численность семей с одним родителем, никогда
не вступавшим в брак, возросла на 349 %, и это потрясающий факт!
В то же время число семей с одним разведенным или покинутым родителем увеличилось на 111 %.
Действительно, эти перемены кажутся невероятными. Глубокая тревога о будущем семьи выражается в средствах массовой информации.
Недавно один из обозревателей прямо поставил вопрос о том, не придется ли нам в будущем просто сказать: "Прощай, семья!".
Слайд 6Чтобы глубже осмыслить различия в структуре семьи, рассмотрим три классических исследования
семейной жизни в других обществах:
в сельской местности Ирландии, на Тробриандских островах в южной части Тихого океана и в коллективных фермерских хозяйствахИзраиля.
КРЕСТЬЯНСКИЕ СЕМЬИ В ЗАПАДНОЙ ИРЛАНДИИ
В крестьянских семьях существуют писаные и неписаные брачные соглашения, определяющие экономическое положение, владение землей, родственные связи и социальный статус людей.
По случаю женитьбы сына, отец оставляет для себя и своей жены комнату и возможность пользоваться кухней, их обеспечивают всеми продуктами.
Невестка получает надлежащие наставления от своей матери, то сразу же по прибытии в дом мужа она тактично исполняет все указания свекрови, которая по-прежнему чувствует себя в доме хозяйкой, словно капитан на корабле. Если бы невестка посмела ей перечить, ее ждало бы множество неприятностей"
Ферма, дом и предметы домашнего обихода передавались от отца к сыну. Пока отец был жив, он полностью управлял делами всей семьи.
Слайд 7С младенчества до 7 лет все дети находились под постоянным присмотром
матери, работавшей по дому или в поле. Они чувствовали ее поддержку, заботу и любовь. После первого причастия в возрасте 6-7 лет проводилось четкое разделение между мальчиками и девочками, что оказывало влияние на их жизненный опыт. Мальчики начинали работать на ферме вместе с отцами и старшими братьями. Девочки оставались дома со своими мамами или другими старшими женщинами — членами семьи. Их учили ухаживать за домашними животными, работать в саду и выполнять другие дела по дому. Молодые девушки и женщины выполняли эту работу под руководством старших.
Согласно ирландскому обычаю "дружелюбия", детей посылали помочь родственникам собрать урожай или провести семейное торжество. Даже самые дальние родственники могли рассчитывать на кров и пищу. В то время как исполнение общепринятых традиций "дружелюбия" вознаграждалось похвалой, невыполнение обязанностей вызывало осуждение и часто наказывалось.
Слайд 8ЖИТЕЛИ ТРОБРИАНДСКИХ ОСТРОВОВ
В тробриандском обществе мужчина обычно женился на дочери сестры
своего отца. Молодожены жили в поселке мужа, но поддерживали родственные связи с членами семьи жены. Отец, отдававший семье своей сестры основную часть своего имущества, знал, что оно достанется ее дочери, которая выйдет замуж за его сына. Таким образом, как объясняет Малиновский (1929), имущество отца в конце концов переходило к его собственному сыну. Этот обычай гарантировал также, что в пожилом возрасте отец мог рассчитывать на помощь сына и его жены.
В отличие от ирландского фермера, всю жизнь полновластно руководившего своими сыновьями, муж в тробриандской семье не контролировал детей, однако, дети часто привязывались к отцам, хотя не ощущали с ними кровной связи, а скорее понимали, что те состоят в браке с их матерью.
Слайд 9Жители островов глубоко верили, что муж не связан биологически с детьми
своей жены. По их убеждению, беременность происходит лишь по одной причине: дух-родственник замужней женщины вселяет в ее тело духа-ребенка. Кенкель (1971) объясняет это следующим образом: "Жители Тробриандских островов вступали в контакт с иностранцами, и им известна "болтовня миссионеров", утверждавших, что зачатие происходит в результате полового сношения и мужчина играет важную роль в продолжении рода. Они считают эту "теорию" совершенно бессмысленной и приводят вполне убедительные, но не всегда логически обоснованные доводы, доказывающие ее полную нелепость.
Например, упоминалось несколько случаев, когда мужей не было дома более года, и, вернувшись, они обнаруживали в доме новорожденного младенца. Вместо того чтобы обвинить жен в измене, считавшейся среди жителей островов серьезным преступлением, мужья искренне радовались, что боги-духи посетили дом в период их отсутствия. Один муж, оказавшийся в такой ситуации, считал это веским доказательством того, что половые сношения абсолютно не связаны с рождением детей!"
Слайд 10КИБУТЦИЗМ В ИЗРАИЛЕ
Структура семьи, существенно отличается от семейной структуры обществ, о
которых мы говорили. Кибутцизм основан на убеждении, что для достижения подлинного социализма необходимо уничтожить частную собственность и связанные с ней институты, в частности нуклеарную семью.
Люди трудятся на благо кибутца и получают за это жилье, пищу, одежду, социальные услуги и помощь в воспитании детей. С самого рождения дети живут в так называемых детских домах. Хотя в выходные дни и каникулы они встречаются с родителями, братьями и сестрами, их воспитанием занимается кибутц. О них заботятся воспитатели и учителя, назначаемые кибутцем.С самого раннего детства они приучаются самостоятельно взаимодействовать друг с другом, если присмотр со стороны взрослых незначительный или полностью отсутствует. Если ребенку ночью становится страшно или он заболевает, о нем заботятся другие дети — разговаривают с ним, дают ему выпить воды, и в конце концов малыш успокаивается... Очень скоро ребенок перестает просыпаться среди ночи, чувствуя себя в полной безопасности с другими детьми.
Слайд 11В кибутце дети и их родители хорошо обеспечены материально, так как
кибутц полностью удовлетворяет их основные потребности.
Пожилые члены кибутца также обеспечиваются. Поощряется их трудовая деятельность в старости, в то же время в период болезни и нетрудоспособности они получают материальную и мед. помощь.
Взрослые члены кибутца считают брак важным фактором в устройстве интимной жизни. На его основе регулируются половые отношения, и, конечно, в результате брака рождаются дети, которые высоко ценятся жителями кибутца. Поэтому неудивительно, что обычно в возрасте двадцати с лишним лет они женятся, вскоре имеют детей и долго живут вместе. Разводы и измены случаются редко. Родители проявляют нежность к детям, которые им отвечают тем же. Как отмечает Шлесингер (1972), в кибутце почти все считается общим, но личные отношения между родителями и детьми весьма ценятся.
Однако, многие оттуда уезжают, стремясь найти свое место во внешнем мире. Чтобы преодолеть эту тенденцию, в кибутцах стали создавать дополнительные удобства и в большей мере учитывать личные желания людей. Например, несколько групп, оказав давление на парламент, добились осуществления мер, способствующих более активному участию родителей в воспитании детей.
Слайд 12РАЗМЕРЫ СЕМЕЙНОЙ СТРУКТУРЫ
Получив некоторое представление о семейной жизни в сельской местности
Ирландии, на Тробриандских островах и в израильских кибутцах, мы можем судить лишь о трех из множества семейных структур. Однако социологи и антропологи ввели ряд параметров, на основе которых можно сравнивать различные семейные структуры. Это дает возможность делать обобщения о многих обществах.
Слайд 13ФОРМА СЕМЬИ
Родство - совокупность социальных отношений, основанных на некоторых факторах. К
ним относятся биологические связи, брак и правовые нормы, правила, касающиеся усыновления, попечительства и т.п. В общей системе родственных отношений существуют
два основных типа семейной структуры.
Нуклеарная семья состоит из взрослых родителей и детей, которые от них зависят.
Расширенная семья (в отличие от первого типа семейной структуры) включает нуклеарную семью и многих родственников, например дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер. В большинстве обществ нуклеарная семья считается важным, а может быть, и основным социальным объединением. Однако наблюдаются существенные различия в оценке роли расширенной семьи как основы развития социальных отношений и гаранта взаимной помощи и поддержки.
Слайд 14ФОРМА БРАКА
Среди перечисленных структур семьи была одна основная форма брака.
Речь
идет о моногамии - браке между 1 мужчиной и 1 женщиной.
Однако имеются сведения о нескольких других формах.
Полигамией называется брак между одним и несколькими другими индивидами.
Брак между 1 мужчиной и несколькими женщинами называется полигинией; брак между 1 женщиной и несколькими мужчинами получил название полиандрии.
Еще одной формой является групповой брак - между несколькими мужчинами и несколькими женщинами.
В большинстве обществ отдается предпочтение полигинии. Поскольку в большинстве обществ соотношение мужчин и женщин составляет приблизительно 1:1, полигиния не находит широкого распространения даже в тех обществах, где они считается предпочтительной. В противном случае число неженатых мужчин значительно превышало бы численность мужчин, имеющих нескольких жен.Некоторые ученые подчеркивали значение экономических факторов в определенных обществах. Например, в Тибете земля, принадлежащая семье, передается по наследству всем сыновьям вместе. Она не делится на отдельные участки, поэтому братья вместе используют эту землю и имеют общую жену. Помимо экономических факторов, важную роль играют и другие факторы. Например, полигиния выгодна для женщин в обществах, где много мужчин погибает на войне.
Слайд 15ТИПЫ ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР
Большинство семейных систем, при которых расширенные семьи считаются нормой
яляются патриархальными. Этот термин обозначает власть мужчин над другими членами семьи. Такой тип власти считается общепринятым и часто узаконеным в Тайланде, Японии, Германии, Иране,Бразилии и др. При матриархальной семейной системе власть по праву принадлежит жене и матери. Такие системы встречаются редко.
В последние годы произошел переход от патриархальной к эгалитарной семейной системе. Это главным образом обусловлено увеличением числа работающих женщин во многих индустриально-развитых странах. При такой системе влияние и власть распределяется между мужем и женой почти в равной мере.
Слайд 16ПРЕДПОЧИТАЕМЫЙ ПАРТНЕР
Правила, регулирующие браки вне определенных групп(например, семей или кланов), являются
правилими экзогамии. Наряду с ними существуют правила эндогамии, предписывающие заключение брака внутри определенных групп. Эндогамия была хар-на для кастовой системы, сложившейся в Индии. Самым известным правилом эндогамии является запрет кровосмешения (инцеста), исключающий брак или половые связи между лицами, которые считаются близкими кровными родственниками.
В некоторых обществах правила эндогамии и экзогамии, наверное, в значительной мере ограничивают возможности молодых людей. Как уже упоминалось, у жителей Тробриандских островов мужчина должен жениться на дочери сестры своего отца. Это значит, что потенциальная возможность его выбора ограничена лишь одной или двумя женщинами. Такая система в огромной мере ограничивает число потенциальных партнеров и для мужчин и для женщин.
Слайд 17ПРАВИЛО ВЫБОРА МЕСТОЖИТЕЛЬСТВА
В обществах существуют различные правила выбора местожительства молодоженов. В
США большинство из них предпочитают неолокальное местожительство - это значит, что они живут отдельно от своих родителей. В обществах, где нормой является патрилокальное местожительство, новобрачная уходит из своей семьи и живет в семье мужа или поблизости от дома его родителей.
В обществах, где нормой является матрилокальное местожительство, молодожены должны жить с родителями невесты или поблизости от них.
Патрилокальное местожительство нашло распространение в обществах, где существовали полигиния, рабство и часто происходили войны; члены этих обществ обычно занимались охотой и сбором растений. Матрилокальное местожительство считалось нормой в обществах, где женщины пользовались правом землевладения. Неолокальное местожительство связано с моногамией, тенденцией к индивидуализму и равному экономическому положению мужчин и женщин, считающееся нормой на Западе, редко встречается в остальной части мира.
Слайд 19РОДОСЛОВНАЯ И НАСЛЕДОВАНИЕ ИМУЩЕСТВА
Сущестует 3 типа систем определения родословной и правил
наследования собственности. Наиболеее распространенной является родословная по мужской линии, где основные родственные связи существуют между отцом, сыном и внуком.
В некоторых случаях родство определяется по женской линии. Речь идет о системах определения родословной по линии жены. Имущество матери становится собственностью дочери, и основную поддержку молодой семье оказывает брат жены.
В нашем обществе нашла распространение семейная система, основанная на двусторонней родословной.
Она является общепринятой в 40 % мировых культур. В таких системах при определении родства в равной мере учитываются кровные родственники со стороны отца и матери.
Слайд 21
ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ СЕМЬИ
Данная тема, как и другие разделы социологии, рассматривается главным
образом на основе функционализма и теории конфликта.
ФУНКЦИОНАЛИЗМ
Сторонники функционализма обычно анализируют общество с точки зрения влияния отдельных его частей на функционирование единого целого. Семья или одна из частей общества рассматривалась в плане ее функций или социальных потребностей, которые она удовлетворяет. Сторонники функционализма придают особое значение изменению функций семьи в последние два века; большинство из них утверждают, что в этот период западная семья утратила присущие ей функции (Огборн, Нимкофф, 1955). Рассмотрим следующие примеры.
Слайд 22Экономические функции
В любом обществе семья играет основную экономическую роль.
В крестьянском сельском хозяйстве и
ремесленном производстве семья является совместным кооперативным трудовым объединением. Обязанности распределяются в соответствии с возрастом и полом членов семьи. Среди огромных перемен, вызванных возникновением промышленного производства, произошло уничтожение этой кооперативной системы производства. Рабочие стали трудится вне дома, и экономическая роль семьи свелась лишь к трате денег, заработанных кормильцем семьи. Хотя жена иногда работала, ее основная обязанность заключалась в воспитании детей.
Передача статуса
В промышленном обществе существовали различные обычаи и законы, более или менее автоматически закреплявшие статус, занимаемый семьями из разных слоев общества.
Наследственная монархия представляет собой яркий пример такого обычая, таким образом профессии могли передаваться от одного поколения к следующему.Однако, революции, в XIX и XX вв., осуществлялись с целью уничтожения привилегий некоторых групп.
Слайд 23Социализация
Семья является главным агентом социализации во всех обществах. Именно в ней дети
усваивают основные знания, необходимые для исполнения ролей взрослых. Но индустриализация и связанные с ней социальные перемены в какой-то мере лишили семью этой функции. Самой важной тенденцией стало введение системы массового среднего образования. Уже в 4 или 5 лет дети воспитывались не только дома, глубокое влияние на них оказывал учитель.
Социальное благосостояние
В традиционных обществах семья осуществляет множество функций по поддержанию "благосостояния" людей. Но эти функции коренным образом изменились в ходе возникновения и развития промышленного общества и государства всеобщего благосостояния. Врачи и медицинские учреждения почти полностью заменили семью в отношении заботы о здоровье людей, хотя члены семьи по-прежнему решают, существует ли необходимость обратиться за медицинской помощью. Точно так же социальные пособия, больницы и дома для пенсионеров облегчили для семьи бремя заботы о престарелых.
Слайд 24
ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА
В теории семьи, как и в других областях, противоречие между сторонниками
функционализма и теории конфликта преувеличивается.
Ни один серьезный исследователь не стал бы отрицать, что семья выполняет многие важные функции, но для нее еще характерны внутренние конфликты, способствующие появлению конфликтов в более широком плане. Задача социологов - определить относительное значение многих факторов и разработать теории, объясняющие их влияние на семьи и отдельных людей.
АМЕРИКАНСКАЯ СЕМЬЯ
Американская семья является нуклеарной, моногамной, частично патриархальной, частично эгалитарной, нормой для нее считаются неолокальное местожительство и двустороннее родство. Эти термины характеризуют семью, но не дают полного представления о подлинной семейной жизни в США. Для большинства супружеских пар процесс образования новой семьи начинается с романтической любви.
Слайд 25 РОМАНТИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ
В романах Джейн
Остин так описывается познание своего "Я": в чувстве любви как бы происходит слияние двух душ, раскрываются черты характера героини, которые способен оценить только ее возлюбленный.
А осознание его достоинств способствует нравственному совершенствованию героини. Поскольку любовь пробудила лучшие качества влюбленных, в браке оба вознаграждены по справедливости. Согласно мифу о любви, в мире, где люди часто бывают глубоко одиноки, любовь способна разрушить все наносное и проникнуть в самую глубину души. Поэтому в любви люди познают друг друга и свой собственный внутренний мир". Брак в США основан на любви в большей мере, чем в любом другом обществе. В Англии брак был обменом между семейными кланами, иногда предполагалось наличие приданого, равного небольшому состоянию. Поэтому судьба семьи зависела от брака, благодаря которому могло бы полностью сохраниться семейное имущество В таком контексте брак заключался отнюдь не на основе любви.
Слайд 26БРАК В США
Среди американцев заключается самое большое число браков по сравнению
с другими промышленными странами (10,6 на каждую 1000 человек в 1981 г.). Высокие уровни браков наблюдаются также в Советском Союзе (10,7 человек в 1978 г.), Египте (9,5 человек в 1979 г.) и Японии (6,8 человек в 1979 г.). Так было всегда. Более 90 процентов членов каждой возрастной когорты с начала 1800-х годов в конце концов вступали в брак.
Повторный брак
Многие браки, заключаемые в определенном году, являются повторными. В самом деле в 1975 г. число повторных браков составило почти одну четверть всех браков. Оно значительно возросло по сравнению с 1960 г., когда число повторных браков составляло одну седьмую всех браков. Уровень повторных браков достиг пика в начале 70-х годов и снизился во второй половине десятилетия.
Эндогамия
Люди “ступают в брак с представителями своей веры потому, что у них обычно формируются общие ценности, они принадлежат к одному социальному классу и, как правило, живут по соседству.
Слайд 27РАЗВОДЫ
Иногда после того, как отзвенели свадебные колокола, миф о романтической любви
может разрушиться. Безусловно денежные проблемы являются лишь одной из причин конфликтов между супругами. Споры по поводу воспитания детей, секса, отношений с родственниками, а также религиозные и политические различия могут послужить другими возможными причинами неудач в супружеской жизни. Безусловно денежные проблемы являются лишь одной из причин конфликтов между супругами. Споры по поводу воспитания детей, секса, отношений с родственниками, а также религиозные и политические различия могут послужить другими возможными причинами неудач в супружеской жизни. По мнению Блада и Вольфе браки оказываются неустойчивыми, если отношения супругов с родственниками становятся главной проблемой, разрушающей их жизнь. Самые серьезные конфликты возникают между супругами по поводу воспитания детей. Множество разногласий может быть связано с ролевыми конфликтами, но они в меньшей мере способствуют неустойчивости брака, чем другие проблемы. (Ролевые конфликты возникают по поводу работы жены и разделения домашнего труда. Жены часто жалуются, что их мужья мало получают, в то время как мужья упрекают жен за неумелое ведение домашнего хозяйства.) По-видимому, наиболее опасны конфликты, обусловленные личностными различиями между супругами. Привычки, которые осуждает один из партнеров, например пьянство или курение, часто приводят к столкновениям. Они могут стать причиной тяжелого стресса в супружеской жизни.
Слайд 29ДАВЛЕНИЕ НА СЕМЕЙНУЮ ЖИЗНЬ
Семьи, где работают оба супруга
Одной из самых драматических
перемен в последние годы стало увеличение числа женщин, вовлеченных в трудовую деятельность. Занятость обоих родителей оказывает более глубокое влияние на семьи, где имеются маленькие дети, чем на те семьи, где дети подросли (или в которых нет детей).В семьях, где работают оба супруга, может возникнуть стрессовая ситуация, которую называют дилеммой перегруженности. Например, возвращаясь с работы, муж или жена застает в доме такую картину: кругом беспорядок, дети дерутся, холодильник пуст. Вероятно, это создает напряженность в семье. Дилемма идентичности - речь идет о попытке сразу справиться со многими обязанностями.
Взаимодействие между родителями и детьми
В нашем обществе существуют разногласия между молодыми людьми и их родителями по широкому кругу спорных вопросов, начиная с того, когда следует ложиться спать, и кончая выбором спутника жизни. Этот "разрыв между поколениями" был особенно глубок в период 60-х годов, когда студенты колледжей порой решительно выступали против ценностей поколения тридцатилетних людей, стремившихся к успешной карьере и спокойной жизни в пригороде.
Слайд 30Семьи родителей-одиночек
Большинство разведенных или никогда не вступавших в брак одиноких родителей
вынуждены искать работу, чтобы обеспечить свои семьи. Часто им удается найти лишь низкооплачиваемую работу. Если мать-одиночка может рассчитывать только на пособие по содержанию детей, обычно она живет на грани или за чертой бедности.
Нельзя сделать вывод, что семьи с одним родителем представляют серьезную опасность для благополучия детей. Однако перед деятелями в области социальной политики встает дилемма. Одинокие родители часто нуждаются в материальной помощи и советах со стороны общества.
В соответствии с принципами гуманности семьи одиночек должны получать необходимую для них поддержку. Но создание слишком комфортных условий для одиноких родителей и избавление их от экономического и психологического бремени — удела одиночек — могут способствовать дальнейшему увеличению уровня разводов и снижению числа повторных браков. Это не устраивает тех, кто управляет социальной политикой.
Слайд 31Последствия развода
Разведенные мужчины и женщины временами скучают по своим бывшим мужьям
или женам, испытывают тревогу, даже если сами были инициаторами развода и считали свой брак несчастливым. Развод немедленно тяжело сказывается и на моральном состоянии детей. Дошкольники обычно чувствуют страх, неуверенность в себе и считают себя виноватыми в разрыве родителей. Дети более старшего возраста выражают свое раздражение более непосредственно. Большинство детей успокаиваются в течение года или двух лет после развода, хотя некоторые из них чувствуют себя несчастными и одинокими в течение пяти лет после развода или еще дольше, даже если родитель, с которым они живут, снова вступил в брак.
Слайд 32АЛЬТЕРНАТИВЫ СЕМЬИ
Семья с одним родителем представляет собой существенное отклонение от традиционной
семьи с двумя родителями, в значительной мере она посягает на почти полную монополию последней. Но за последние десятилетия возникало несколько других альтернатив семейной жизни. Среди них основными являются совместная жизнь без вступления в брак и создание коммуны.
Совместная жизнь
За последние годы значительно увеличилось число гетеросексуальных пар, живущих вместе, но не вступающих в брак. Некоторые нетрадиционные семьи основаны не на сексуальных отношениях, например они включают пожилых женщин, сдающих комнаты студентам колледжа, или пожилых мужчин, нанимающих медсестер или экономок, которые живут в их доме. Кроме того, следует учитывать, что хотя количество таких сожительств заметно возросло, они составляют лишь 2 % всех семей в США. Во многих отношениях пары, не вступающие в брак, напоминают супругов. Например, получены данные, что такие партнеры имеют ценности, взгляды и цели, обычно присущие супругам. Но, как правило, они менее религиозны и реже посещают церковь, чем законные мужья и жены.
Слайд 33Жизнь в коммуне
Тенденция к созданию коммун возникла в 60-е годы как
форма протеста против существующего социального устройства. Многие люди, выбравшие коммунальную жизнь, считали традиционную семью неустойчивой и неэффективной. Некоторые коммуны также ставили перед собой религиозные и другие утопические цели. В большинстве коммун проживало много взрослых людей; некоторые состояли в браке друг с другом; вместе со взрослыми жили их дети. Однако брачные и кровные связи играли лишь второстепенную роль в жизни коммун.
В коммунах, где принято откровенно выражать свои чувства и не слишком церемониться, отцы часто бросают жену и детей.
В результате возрастает число женщин, которые должны быть единственным родителем для своих детей, что тоже характерно для низшего класса. Как и женщины из низшего класса, одинокие женщины, живущие в коммунах, обычно надеются обрести поддержку и любовь со стороны окружающих.
Слайд 34СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА
В этой главе мы узнали о возникновении многих перемен в
семье и семейной жизни; многие наблюдатели рассматривают их как социальные проблемы, заслуживающие внимания со стороны общества. Следует выделить следующие проблемы:
1. снижение уровня браков;
2. возрастание числа разводов и супругов, живущих отдельно;
3. повышение численности совместно проживающих пар;
4. увеличение числа детей, родившихся вне брака;
5. возрастание числа семей с одним родителем;
6. уменьшение уровня рождаемости и размера семьи;
7. изменение в распределении семейных обязанностей,
участие обоих родителей в воспитании ребенка.
В то время как эти перемены происходят неравномерно и вызывают тревогу в разной мере, все вместе они повлияли на создание новой области знания, получившей название "семейная политика". Этот термин относится ко всем аспектам социальной политики, оказывающим прямое или косвенное воздействие на размер семьи, ее устойчивость, здоровье, достаток и т.п. Искренний интерес к семейной политике в масштабах всей страны стал особенно заметно проявляться в 1973 г.
Слайд 36БУДУЩЕЕ АМЕРИКАНСКОЙ СЕМЬИ
Каково значение перемен в семейной жизни? На этот вопрос
нет ясного ответа. Некоторые обозреватели, считают что семья достигла состояния глубокого распада, и этот процесс необратим. На жизни взрослых людей завтрашнего дня отразится пагубное воздействие среды, которая окружала их в детстве. Вместе с тем мы может уверенно сказать, что традиционная семья отошла в прошлое. На американскую семью оказывают влияние такие мощные и устойчивые силы, что возрождения традиционной семьи не предвидится. Как мы узнали, история американской семьи сопровождается постепенной утратой ее функций. Современные тенденции указывают, что монополия американской семьи на регулирование интимных отношений взрослых, деторождение и уход за маленькими детьми сохранится и в будущем. Однако произойдет частичный распад даже этих сравнительно устойчивых функций. Функция воспроизведения, присущая семье, будет осуществляться и незамужними женщинами. Функция социализации, выполняемая семьей, будет в большей мере разделена между семьей и посторонними людьми (воспитателями игровых групп, центрами по уходу за детьми). Дружеское расположение и эмоциональную поддержку можно будет обрести не только в семье. Таким образом, семья займет свое место среди нескольких других социальных структур, управляющих воспроизводством, социализацией и регулированием интимных отношений. Поскольку разрушение функций семьи будет продолжаться, она утратит когда-то присущую ей святость, но, безусловно, не исчезнет из американского общества.